МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»

Хлябич Ирина Степановна
Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»

И. С. Хлябич

Воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №183»

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игровой деятельности ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что, именно, сюжетно-ролевая игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем строиться на взаимодействии с ребенка со взрослыми. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Публикация «Консультация для педагогов „Сюжетно — ролевая игра“» размещена в разделах

Ранний и младший дошкольный возраст – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца, но превращается самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Ребенок хорошо понимает речь взрослых, имея свой достаточно широкий словарный запас. Он уже овладел элементарными социальными действиями и навыками: общекультурными, гигиеническими, способами общения со сверстниками. Главное, что он отлично подражает игровым действиям взрослых, значит, у ребенка появилась возможность вхождения в новую для него деятельность – сюжетно-ролевую игру. Именно поэтому важно создать маленькому человеку максимально благоприятные для игровой деятельности в группе дошкольного учреждения и дома. Создание условия – это не только особая предметно-развивающая среда, но и грамотное инновационное методическое сопровождение.

В системе дошкольного воспитания в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия с семьей и ДОУ, педагога и ребенка, способствующие расширению сотрудничества и позитивного общения, что в полной мере соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной программы дошкольного образования. Наиболее целесообразным, деятельным и адаптированным к раннему и младшему возрасту приемом в реализации игровой деятельности в ДОУ показал себя проектный метод. Ценность метода в возможности объединить все формы работы по заданной теме в определенную малую систему и выйти на определенный результат игровой деятельности детей.

Метод проектов актуально не только для развития взаимодействия между педагогами и родителями, но также между взрослыми и детьми. Он незаменим в организации взаимодействия педагога и социума, отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий детского сада и семьи в воспитании и развитии детей, поиску новых методов в образовательной деятельности, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей. Все совместные дела, в ходе реализации проекта, подчинены единой теме, работая над которой дети, педагоги и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим и взрослым игровой обстановке.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Проектная деятельность в игре побуждает к творческому развертыванию сюжетов, комбинированию включаемых в них событий в новые сюжетные последовательности. Игра призвана обеспечить ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.

В первой младшей группе дети уже подготовлены к игре с развернутым сюжетом. Они уже освоили отдельные игровые действия, имеют начальные представления об окружающем, может устанавливать непродолжительное, но вполне действенное общение со сверстниками. Это позволяет постоянно развивать сюжеты и повышать уровень игровых навыков. Сформированность игровой деятельности позволяет приступить к работе над проектом. Для проекта выбираются актуальные и доступные для детей данного возраста темы. В жизни каждого человека – взрослого и маленького – всегда есть любимые игрушки. Для детей раннего возраста это, конечно же, кукла. Кукла является связующим звеном между реальностью и игрой. Поэтому первый проект игровой деятельности в первой младшей группе называется «Вместе с куклой мы растем». Он объединил цикл непосредственно образовательной деятельности «К нам пришла в нарядном платье, с белым бантом кукла Катя», картотека ситуаций для сюжета – ролевых игр «Будем с куклой мы играть», перспективный план сотрудничества с родителями воспитанников по реализации проекта.

«День рождения куклы Кати» - один из ситуаций сюжетно – ролевой игры проекта «Вместе с куклой мы растем».

День рождение куклы Кати

Игровая ситуация

Цель: содействовать развитию игрового сюжета, в котором дети отображают жизнь и деятельность окружающего мира.

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с трудом взрослых: в магазине работает продавец, автобус ведет водитель (шофер).

- продолжать формировать у детей умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов: выбирать в магазине подарок, покупку класть в корзину, за столом наливать чай, раскладывать порцию торта и т. д.

Материал и оборудование: открытка музыкальная «Приглашение от куклы Кати», игровой макет поезда; образные игрушки (заяц большой, заяц маленький, петушок большой, петушок маленький и др.); корзины по количеству детей; кукла Катя в нарядном платье; столовые приборы (чайные чашки на блюдцах по количеству детей, чайные ложки, лопаточка для торта и т. д.); кусочки торта на блюде;

Музыкальное сопровождение: Музыкальная открытка «Happy bersday to you!», песня «Паровоз», ирга – хоровод «Каравай».

Ход игры

Воспитатель: У куклы Кати сегодня день рождения. Она прислала нам пригласительную открытку: «Дорогие ребята из группы «Колобок», приглашаю вас на свой день рождения. Кукла Катя».

Воспитатель: Дети, на день рождение принято дарить подарки. Нам с вами тоже нужно выбрать в магазине свой подарок для куклы Кати.

Дети идут в магазин игрушек за подарками.

Музыкально-ритмическое упражнение «По ровненькой дорожке шагают наши ножки, топ-топ, пришли».

Воспитатель раздает детям корзинки для покупок.

Воспитатель – продавец: Здравствуйте, ребята. Я продавец. В нашем магазине вы найдете много разных игрушек и больших и маленьких. Выбирайте, какая игрушка вам понравится.

Дети поочередно выбирают игрушку, называют ее; определяют по величине, складывают в корзинку.

Воспитатель – продавец: Все дети купили подарки? (да). До свидания, ребята, приходите к нам за подарками.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поедим на поезде к кукле Кати домой. Она нас, наверное, заждались.

Дети проходят в поезд, садятся.

Исполнение песенки «Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят. Ду-ду-ду, гудит паровоз, далеко-далеко ребят он повез».

Воспитатель: Ребята, как дудит паровоз? (ду-ду, ду-ду) Приехали.

Посмотрите, ребята, кукла Катя нас встречает.

Кукла Катя: Здравствуйте, я очень рада видеть вас.

Дети дарят подарки кукле Кате и поздравляют ее с Днем рождения.

Кукла Катя: Спасибо, ребята за подарки. Проходите за стол пить чай с тортом. (Кукла Катя угощает детей)

Звучит музыка, кукла Катя приглашает танцевать, дети заводят хоровод «Каравай»

Кукла Катя: Спасибо, ребята, за подарки, за поздравления.

Дети: Спасибо, кукла Катя за угощение. До свидания.

Дети проходят в поезд и едут под музыку обратно в детский сад.

Воспитатель: Ребята как дудит паровоз? (ду-ду, ду-ду) Приехали.

Итоги игры: поставленные задачи в игре дети выполнили на высоком уровне.

Дети были эмоциональные, доброжелательные. Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры. В игре наблюдалось интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Физкультура». Неоценимое значение в украшении, преображении игровой деятельности играет художественное слово и музыка. Общение с музыкой, безусловно, способствует становлению музыкально – эстетического вкуса ребенка, формирует его музыкальные представления. Малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении, что помогает ему достовернее передать игровой образ. Критерием успешного продвижения детей является интерес к игре и первые попытки самостоятельной деятельности по линии сюжета.

В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим процессом. А использование проектного метода позволяет выстроить работу с детьми и родителями в непрерывную эффективную систему развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста, уже на этапе вхождения в эту область.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Консультация «Что такое сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника» .

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра» . Консультации для родителей. Сюжетно-ролевая игра. Вторая младшая группа. Игра - ведущая деятельность дошкольника. Игра – характеризует.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ» Консультация для воспитателей на тему: «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ» Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста» Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой адаптации детей. Дети, которые пришли из ясельной группы более.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в среднем возрасте» В возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает основное место в жизнедеятельности детей. У них возникает стремление не просто играть,.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» для детей младшей группы Задачи: закрепить основные правила поведения в транспорте и на остановке, значение каждого сигнала светофора, раскрыть понятия «пассажир»,.

Сюжетно — ролевая игра «Автобус» для старшего возраста Цель: закрепление знаний о труде водителя, кондуктора, экскурсовода, охранника в магазине, на основе которых ребята смогут развить сюжетную.

Сюжетно-ролевая игра «Почтальон» для детей от 1 года до 2 лет Сюжетно-ролевая игра "Почтальон" Цель: знакомить с профессией "почтальон"; Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»
Опубликовано: 14 января 2018 в 10:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД