МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра-средство развития навыков общения детей с нарушением зрения

Татьяна Черкашина
Сюжетно-ролевая игра-средство развития навыков общения детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра – средство развития навыков общения

и социальной адаптации детей с нарушением зрения.

Известно, что наиболее ярко развитие навыков общения детей проявляется в игре – ведущей деятельности дошкольников. Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с одним-двумя, другие активны, агрессивны в контактах, а кто то пассивен, подчиняется другим. Для того чтобы выяснить уровень сформированности игровых умений у детей своей возрастной группы я провела констатирующий эксперимент по схеме:

Публикация «Сюжетно-ролевая игра-средство развития навыков общения детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Ф. и. ребенка Возраст Характер игровых действий Ролевое поведение Тематика

Маша 6 лет Придерживается своей роли на протяжении всей игры Вступает в диалог с партнером Бытовая

Артем 5 лет Воспроизводит действия в определенной последовательности Вступает в диалог с партнером Бытовая

Анализируя данные схемы пришла к выводу, что в своем взаимодействии и общении старшие дошкольники ориентированы на сверстников. Дети значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся важными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать эти требования. У детей наблюдается избирательность, устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры сохраняются на протяжении всего года. Объясняют свои предпочтения тем, что «с ним интересно играть», «он не дерется», «он добрый» и т. д. Дети, при планировании игры основное внимание уделяют согласованию её правил, пытаются совместно распределять роли. При конфликтах объясняют партнеру свои действия и критику действий другого ссылаясь на правила. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально переживают рассказ другого.

Определив уровень игровых умений и навыков выясняю причину столь высокого или низкого уровня сфоритрованности данных умений. С этой целью проанализировала условия созданные в группе для развития творческих игр. В связи с чем были пополнены игровые уголки необходимым игровым материалом. Проанализировала свои планы воспитательной работы. Затем составила подробные схемы проведения творческих игр.

Творческая игра «На ярмарку»

Социальное окружение: ярмарка, семья, магазин, парикмахерская, кукольный театр.

Цель: обобщить знания детей о национальной традиционной культуре (о праздниках, обычаях, приметах русского народа; о бытовых традициях, о народной одежде). Развивать умения составлять описательные рассказы об изделиях народно-художественных промыслов, активизировать словарный запас, связанный с новыми знаниями по национальной традиционной культуре. Пробудить интерес к русским народным играм.

Словарный минимум:

Праздники

Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Масленица.

Традиции Гадания. Ярмарки. Балаганы. Посиделки. Подарки.

Герои празднований Народ, коробейники, чародеи, лицедеи, судари, сударыни.

Одежда Сарафан, рубаха, душегрея, кокошник, коса-девичья краса

Народные мастера Гончар, ткачиха, кружевница, вышивальщица

Орудия труда Гончарный круг, ткацкий станок, пяльцы, коклюшки, стеки, трепало, мялка, прялка

Названия трудовых действий Лепить, плести, обжигать, вышивать, вырезать, расшивать, прясть

Качество труда Качественно, ответственно, красиво, бережно, эстетично, старательно

Утварь Самовар, решето, коромысло, бочка, кадка, кочерга, ухват, чугун, горшок, ушат

Ознакомление с окружающим Игры Художественно-продуктивная деятельность

Беседа: «Как рубашка в поле выросла»

Цель: познакомить детей с выращиванием льна (с опорой на художественное произведение с использованием русского фольклора «Уж я сеяла, сеяла ленок…») рассказать о народных приметах и обычаях при посеве и сборе урожая.

Обогащать словарный запас, вспомнить знакомые и познакомить с новыми пословицами о труде, земле, о лене-мачехе.

Беседа: «Рождественский праздник и святки»

Цель: обобщить представления детей о зимних месяцах (январь-крыша зимы, шапка) познакомить с историей празднования Нового года в России, с пословицами и поговорками о зиме.

Беседа: «Приходи к нам на посиделки»

Цель: рассказать о происхождении посиделок, о их назначении (трудились и одновременно сочиняли небылицы, сказки, частушки, расширять словарный запас.

Беседа: «Крещенский праздник»

Цель: рассказать детям о дне, когда бывает такой праздник. Познакомить с понятиями «смотрины», «крещенье», о народных традициях и приметах. Обогащать словарный запас детей. «Найди, о ком расскажу…»

Цель: закрепить знания о народных мастерах

«Опиши, я отгадаю…»

«Посмотри и запомни»

Цель: закрепить знания названий предметов старины, которые необходимы были в обиходе

Хороводные игры:

«Во саду ли в огороде…»

«во поле березка стояла…»

«Пойду ль я, выйду ль я…»

Подвижная игра «Купи горшок»

Цель: пробудить интерес к русским народным играм; закрепить умение описывать предметы старины так, чтобы их захотелось купить.

Дидактические игры:

«Забавная мозаика»

«Узоры из ниток»

«Плетение ковриков»

Цель: активизировать коррекционную деятельность детей с нарушениями зрения через национальную традиционную культуру. Рисование на тему: «Кувшины и горшки»

Лепка: «Лепим игрушки на ярмарку»

Аппликация: «Вырежи и наклей то, что лепил»

Декоративное рисование «Придумай узор для кувшина, горшка»

Лепка на тему: «Дымковская лошадка»

Декоративное рисование «Роспись лошадки»

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «На ярмарку…»

Открытие мини музея в группе «Предметы старины»

По окончании формирующего эксперимента сделала вывод о том, что работа была результативной, повысился уровень игровой деятельности детей. Дети закрепили новые формы общения через игровые роли. Ролевой диалог становиться более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимики, жеста, интонации). Они с удовольствием вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т. к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла).

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра-средство развития навыков общения детей с нарушением зрения
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 09:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра-средство развития навыков общения детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Черкашина (УИ 241709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД