Лучший педагог года

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве

Анастасия Ржевская
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве

Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий простор для проявления активности, самодеятельности. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют, перестраивают её. Сюжетно–ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребёнка на основе предметных игр, в известной степени самостоятельных. Её появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей. Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес ребёнка к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести её особенности.

Публикация «Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве» размещена в разделах

Для развития воображения и общения детей в процессе игровой деятельности можно использовать такие приемы развития творческой активности детей в игре как:

• внесение новых атрибутов;

• рассказ воспитателя перед началом игры;

• совместная игра педагога с детьми;

• поощрение детей к импровизации в игре (придумывание сюжета, введение оригинальных персонажей в традиционные игры, смена и совмещение ролей, изготовление атрибутов и костюмов) ;

• стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, гибкому использованию игрового оборудования;

• эмоциональное включение педагога в игру;

• сюрпризные моменты (внесение в игру момента неожиданности, сказочности, таинственности)

С целью дальнейшего развития сюжетосложения в игру необходимо вводить атрибуты явно не соответствующие теме игры. Данный игровой материал выступал в качестве пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, направляя замыслы детей. Для развития сюжетной линии детям можно предложить придумать рассказ о приключениях героев разыгрываемой игры, что обеспечивает появление новых коллизий, связанных с борьбой положительных и отрицательных героев. Таким образом, дополнительный игровой материал направляет развитие игрового замысла детей, побуждает высказывать предположения относительно дальнейшего развития сюжета. В случае затруднений педагог, выступая в роли помощника в реализации игровых замыслов должен направлять замыслы детей вопросами «Что было дальше? Что с ними случилось?» и др.

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно – ролевую игру. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме») .

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Литература:

1. Виноградова Н. А. ,Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. -М. : Айрис Пресс. 2008.126 с.

2. Недоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности».// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 4.

3. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., 1978.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наши сюжетно-ролевые игры»Фотоотчет «Наши сюжетно-ролевые игры» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание,.

Дидактические и сюжетно-ролевые игрыДидактические и сюжетно-ролевые игры Сюжетно – ролевая игра «Готовим обед для куклы Маши» Цель: учить детей расставлять посуду для обеда; обогащать речь детей; воспитывать желание.

Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры» Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Дети примеряют на себя.

Играем в сюжетно-ролевые игрыИграем в сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка дошкольника. Особое место в деятельности детей дошкольного возраста занимают игры, которые дети создают.

Картотека «Сюжетно-ролевые игры» Парикмахерская «Златовласка» Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.

Презентация «Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» Сюжетно – ролевые игры в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО. Выполнила: Королева Людмила Германовна Воспитатель первой.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры» Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него.

Сюжетно-ролевые игры «Развитие памяти и внимания» Усаживая на диване всех своих медведей, зайцев и черепашек ребенок расставляет перед ними игрушечную посуду и начинает их старательно кормить.

Сюжетно-ролевые игры в средней группеСюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.

Сюжетно ролевые игры в средней группеСюжетно ролевые игры в средней группе В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве
Опубликовано: 14 августа 2018 в 14:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД