Мария Владимировна Юдакова
Сюжетные картинки в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во — первых, в связной речи реализуется основная функция речи — коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью рассматривается как стержень формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает связь развития речи и интеллекта. Связная речь — это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать. Отбирать основные признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их различными способами связей.
Публикация «Сюжетные картинки в речевом развитии дошкольника» размещена в разделах
Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, а также фотографии. По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети составляют связанный повествовательный рассказ. На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать).Кроме того, ребенку нужно установить связи между объектами, персонажами. Пониманию задания помогают небольшая вводная беседа.
Для обучения составлению рассказа мы рекомендуем использовать серии сюжетных картинок, отвечающие следующим требованиям:
1) серия должна включать в себя 4 картинки, связанных одних сюжетом;
2) сюжетные картинки, входящие в состав серии, должны быть цветными, а изображение на них — чётким;
3) содержание серии сюжетных картинок должно быть доступно и интересно детям, а также связано с окружающей действительностью.
Так, например можно использовать серии сюжетных картин, представленные в следующих наглядных пособиях: Волкова Ю. С. «Рассказы по рисункам», Воробьёва Т. А. «Составляем рассказ по серии сюжетных картин», Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. «Развитие речи. Пособие для дошкольников. Серии сюжетных картинок для составления устных рассказов», Бардышева Т. Ю. «Пересказы круглый год».
Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение.
Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком. При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.
В старших группах при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Детям старшего возраста предполагается внимательное всматриваться в изображение, рассказывать подробнее. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события. В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения.
Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.
В процессе обучения дошкольников используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются отдельные картины и серии сюжетных картин.
При рассматривании серий сюжетных картин используется метод рассказа воспитателя, в старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления.
Весьма эффективными с целью формирования дифференцированных представлений об объектах, изображенных на сюжетной картине, и развития речи детей является использование специальных средств наглядности, дидактических пособий, применение элементов ТРИЗ.
В процессе работы с сюжетными изображениями используются следующие приемы:
зрительное выделение всех объектов на сюжетном изображении;
восприятие картины по плану; выделение первого, второго, третьего планов сюжетного изображения;
детальное рассматривание одного объекта;
узнавание предметов в различных взаимозависимостях между ними;
определение взаимоположения объектов на картине и пространственных соотношений между изображёнными объектами;
моделирование картины игрушками, предметными изображениями, силуэтами, схемами, фишками;
моделирование удаленности предметов в пространстве на подставках с прорезями и перфорированных досках;
«оживление» сюжетного изображения, моделирование картины детьми; нахождение несоответствий;
установление причинно-следственных связей;
анализ сюжетного изображения с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами (слухового, тактильного, вкусового и обонятельного) : узнавание объектов, изображенных на картине, по информативным признакам на полисенсорной основе; использование приёмов «вхождения» в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений);
соотнесение натуральных объектов и их деталей, эталонов цвета, формы, величины, качества поверхности с объектами изображения;
переведение объектов сюжетного изображения через кальку, по трафарету;
подбор идентичного объекта: наложи, положи рядом;
составление рассказов.
Использование этих средств и приемов предполагает решение задач на зрительное восприятие с помощью практических действий. Набор дидактического материала может быть ориентирован на уточнение конкретизации образов предметного мира, на упражнение в предметно-практическом исполнении различных действий и обретение опыта общения через ролевые ситуации.
Дети дошкольного возраста любят расставлять объекты в соответствии с заданными условиями. Например, разложить овощи (натуральные предметы, муляжи) точно так же, как они расположены на картине. С этой же целью можно использовать силуэтные изображения объектов картины для выкладывания на фланелеграфе, силуэты на штырьках для моделирования картины на перфорированной доске и др.
Для формирования полноценных образов предметного мира используются игры, в которых дети упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процесс знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. В дидактических играх, как ни в каких других обучающих ситуациях, можно научить детей способам обследования предметов и их изображений, различения, узнавания и сравнения. Таковы игры “Подбери такой же, как на картине”, “Найди такого же цвета, как на картине”, “Узнай по вкусу тот предмет, который изображен на картине” и другие, в которых дети не только учатся анализировать признаки, но и дифференцировать объекты по сходству и различию, а это способствует обогащению словаря ребенка, формированию семантической стороны речи.
Таким образом, при обучении составления рассказа по серии сюжетных картин формируется у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин, правильно и точно поставленные вопросы, позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Литература:
1. Глухов В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. — М., 2004.
2. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. — СПб,2009.
3. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб, 1999.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.