Галина Юдина
Тактильный модуль «Тропинка» в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«… Чтобы научиться говорить,надо говорить»
М. Р. Львов
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное.
Публикация «Тактильный модуль „Тропинка“ в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста, которая обусловлена рядом негативных факторов:
- ухудшение состояния здоровья детей
- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Согласно ФГОС, одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения является формирование речи дошкольников. Очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Уже давно ни для кого не секрет, что мощным стимулом развития у детей речи восприятия, внимания, памяти, мышления и является развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Развитие речи ребёнка находится в прямой зависимости отмелкоймоторики. («Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский).
С целью обогащения чувственно-тактильного опыта дошкольников и активизации речевой деятельности нами было разработано многофункциональное панно «Тропинка».Пособие представляет собой коврик с нашитой аппликацией, функциональными ленточками, шнуровками, кнопками и липучками.
Эскиз модуля – миниатюрная копия территории детского сада с основными объектами участков, что вызывает у детей интерес к окружающему, а объект тропинки становится для них более знакомым, «своим».
Главное назначение «Тропинки» для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое, а игра побуждает детей к общению друг с другом;
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
способствует совершенствованию разговорной речи;
способствует обогащению словаря;
оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая особенности возраста, а также специфику «Тропинки», при организации работы можно использовать разнообразные формы: экскурсии, «бродилки», экологические игры, а также в самостоятельной деятельности детей во всех возрастных группах. Мы дополнили панно фигурками человечков, в которых дети обычно узнают себя и своих друзей.
Передвигая фигурки, дети старших групп самостоятельно проводят экскурсии, рассказывают о деревьях и кустарниках. При этом человечки могут «заблудиться» или «устать», и тогда дети предлагают вариант отдыха на территории. Такие задания способствуют не только развитию речи ипсихических процессов детей, но иформируют экологическое представление.
Многофункциональный модуль «Тропинка» соответствует требованиям ФГОС: полифункциональность (разнообразие, вариативность (образовательные области, трансформируемость, доступность,безопасность.
Модуль помогает педагогам формировать у детей устную речь и навыки речевого общения с окружающими. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.