Татьяна Файдыш
Талант ребенка на кончиках пальцев
▼ Скачать + Заказать документы
Талант ребенка на кончиках пальцев
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев…» – именно так писала Мария Монтессори о развитии мелкой моторики рук ребенка. И именно поэтому формирование творческой личности – одна из актуальных проблем в дошкольном образовании на сегодняшний день. Вследствие многих причин, в последнее время мы наблюдаем снижение уровня развития детского творчества. Современные технологии затмили процесс созидания нового, авторского, креативного продукта деятельности.
Публикация «Талант ребенка на кончиках пальцев» размещена в разделах
Дошкольное детство – очень важный созидательный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет себя маленьким исследователем, который с неподдельным интересом открывает для себя окружающий мир, где взрослый выступает как путеводный маяк, помощник, наставник ребенка, которому дети доверяют. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их. Познавая окружающий мир, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявить познавательные интересы в определенных видах деятельности, творческие способности и наклонности, он стремиться к индивидуальности и самостоятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем гармоничнее происходит всестороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Многие педагоги и психологи утверждают, что все дети талантливы. С этим невозможно не согласиться. Взрослым необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Для этого используется ряд методик, хорошо зарекомендовавших себя среди специалистов в дошкольном образовании.
Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Художественный ручной труд – наиболее эффективное средство развития творческих способностей. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, воспитывается умение видеть прекрасное в окружающей среде, в произведениях искусства. Ручной труд воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. В процессе создания своих работ, будь то поделки из пластилина, природного материала, аппликация или рисунок, выполненные в любой технике, дети могут осуществлять свой замысел, проявлять творчество. В старшем дошкольном возрасте эти работы дети с удовольствием используют в своих дальнейших играх, что побуждает их сделать работу красивой.
Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: Создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки часто становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок, а также образы музыкальных произведений [1].
Детское творчество – это уникальное явление. Педагог В. Н. Шацкая считает, что детское художественное творчество – это метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности. Экспериментальные исследования показали, что у детей с высоким уровнем развития эстетического, творческого отношения к миру отмечается и более высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционального развития. Уровень общего развития находится в гармонии с развитием эстетическим, при этом продуктивная деятельность выступает способом осмысления и освоения познавательной информации [2, с. 22].
Ручной труд также способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук [3, с. 6]. Нельзя забывать о том, что различные занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, так как мелкая моторика непосредственно связана с развитием областей головного мозга, отвечающих за речевое развитие ребенка.
Конечно же, художественный ручной труд – это работа не одного дня, а постепенный упорный, планомерный процесс, результатом которого является продукт детского творчества. Цель ручного труда – разностороннее развитие и воспитание детей. Занимаясь продуктивными видами деятельности, дети становятся более целеустремленными и настойчивым, проявляют инициативу, самостоятельность и любознательность. У детей развивается творческое воображение, различные свойства мышления. Они осваивают практические навыки, становятся более умелыми и ощущают свою самостоятельность.
Важно помнить, что все виды образовательной деятельности должны быть взаимосвязаны. В процессе непосредственной образовательной деятельности интеграция образовательных областей обеспечивает дошкольнику более полное восприятие картин окружающего мира, побуждает их к активному поиску, установлению причинно-следственных связей, развивает мышление, логику, коммуникацию, позволяет удерживать внимание детей и дает возможность для проявления творческих способностей.
Таким образом, можно сделать вывод: занятие ручным трудом способствует формированию творческой, разносторонне развитой личности ребенка, помогает раскрыть его таланты и наклонности, делает богаче его внутренний мир, расширяет кругозор и мировоззрение, открывает новые горизонты для познавательного исследования и развития дошкольника. Мы, взрослые, должны воспитывать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он видел необычное в обычном, возможное в невозможном, развивать фантазию детей, которая поведет их в удивительную страну, где можно пережить одно из прекрасных чувств – радость созидания, творчества.
Литература
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. / Т. С. Комарова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 96 с.
2. Лыкова И. А. ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). / И. А. Лыкова – М. : ИД «Цветной мир», 2019 – 136 с.
3. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик – М. : Просвещение, 1991. – 175 с.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/-chudesnye-ladoshki-prakticheskii-material-dlja-igrovyh-uprazhnenii-po-risovaniyu-na-osnove-ladoni-ruki.html