Получи документы

Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Ольга Андреева
Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В методической разработке образовательной деятельности представлена собственная педагогическая практика всестороннего развития эмоционального интеллекта у дошкольников посредством театрализации, которая продолжительное время использовалась в работе с детьми. Данная методика решает задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Практическая ценность данной методики состоит в том, что в ходе работы помимо образовательных задач решаются задачи диагностического и коррекционного характера.

Публикация «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников» размещена в разделах

Методическая разработка раскрывает функциональность использования театрализации при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Пояснительная записка.

Развитие эмоционального интеллекта – одна из главных задач дошкольного образования. В рамках реализации ФГОС ДО отмечена важность развития у дошкольников социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками (раздел 2.6)

Новизна: Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности не только способствует развитию компонентов эмоционального интеллекта дошкольников, но и помогает установлению более продуктивного, комфортного и долговременного контакта между педагогом-психологом ДОУ и ребенком, что способствует получению адекватных и более развернутых результатов диагностики.

Практическая значимость: Данная педагогическая находка может быть полезна как узким специалистам, так и педагогам ДОУ.

Цель: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством использования театрализации.

Задачи:

• Образовательная: учить адекватно распознавать эмоции как собственные, так и окружающих.

• Развивающая: развивать эмпатию как компонент эмоционального интеллекта

• Воспитательная: воспитывать адекватное отношение к окружающим, условиям и деятельности.

• Диагностическая: способствовать получению адекватных и более развернутых результатов диагностики.

Благодаря использованию театрализации в работе педагога-психолога совместная деятельность с детьми (как в коррекционно-развивающем, так и в диагностическом направлении) становится более разнообразной и продуктивной. Актуальность использования театрализации обусловлена тем, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, важным компонентом которой является эмоциональная составляющая.

Давно замечено, что дети быстрее налаживают контакт с педагогом через «посредников» – ребенку, особенно маленькому или неуверенному в себе, гораздо проще и легче «доверить свой секрет» или рассказать о своем состоянии игрушке, например. Поэтому в свое время (на этапе вхождения в профессию педагога-психолога в ДОУ) мне пришла идея использования театрализации в совместной деятельности с дошкольниками.

Во-первых, приемы театрализации способствуют легкому установлению и поддержанию эффективного контакта «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок», «педагог-группа».

Во-вторых, действия через «посредника» (игрушку, героя) находят более открытый эмоциональный отклик, а значит, на выходе – более адекватный результат взаимодействия.

В-третьих, благодаря использованию театрализации детям гораздо легче понять себя и окружающих – ведь именно театральные приемы учат детей ставить себя на место другого и «проигрывать» не только свое состояние, но и того человека или героя, роль которого он исполняет. Таким образом, приемы театрализации выступают адекватным средством развития эмоционального интеллекта дошкольника.

Наиболее интересной находкой своей деятельности считаю совместное изготовление игрушек-«посредников» для эффективного взаимодействия с дошкольниками. Такая форма взаимодействия с дошкольниками может играть роль как диагностического приема работы педагога с ребенком (группой, так и как форма работы на коррекционно-развивающих занятиях (индивидуальных, групповых). Рассмотрим такую форму работы с детьми дошкольного возраста на примере развивающего занятия.

Конспект образовательной деятельности

(для использования как в индивидуальной форме,

так и в работе с малой группой, возраст детей 5 – 7 лет)

Тема: «В поисках радости»

Цель: Продолжать формирование представлений об эмоциях «радость» и «печаль».

Задачи:

• Закрепить умение воспринимать инструкцию на слух, и выполнять действия, согласно этой инструкции;

• Развивать способность правильно распознавать и воспринимать эмоции друг друга;

• Развивать способность имитировать движения и мимику;

• Развивать воображение.

Планируемые результаты: дети адекватно распознают и воспринимают эмоции «радость» и «печаль».

Способы проверки достижения планируемых результатов: само- и совместная рефлексия

Дополнительный эффект: диагностика эмоционального состояния у дошкольников.

Необходимое оборудование: музыкальный проигрыватель, кукла Печалька и кукла Радость, материалы для изготовления кукол «Радость»: пластиковые кружки (для головы); разные виды лоскутков тканей (по форме, цвету, текстуре) (для тела); готовые распечатанные «мордашки», обозначающие разные виды эмоций, клей; маркеры, декоративные элементы для самостоятельного рисования лица (по желанию) и оформления куклы.

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап

- Дети с педагогом заходят в зал, где слышны звуки природы (шум леса, пение птиц)

Педагог - Проходите ко мне в гости… садитесь на полянку… Прислушайтесь… Наверное, мы с вами (тобой) оказались в волшебном лесу… Давайте представим, как вкусно и свежо пахнет в лесу. Вдохни (те) поглубже… И еще разок… (активизация обоняния, активизация воображения, дыхательная гимнастика)

- А теперь откроем глазки… Посмотри (те) сначала вокруг, а затем за окно – далеко-далеко… И еще разок… (активизация зрения, зрительная гимнастика)

- Сейчас поможем нашему телу подготовится к занятию: Давай (те) разотрем наши ушки, носики, щечки… а теперь помассируем плечики, ручки, каждый наш пальчик… (активизация осязания, самомассаж, концентрация внимания)

– А теперь давайте с вами (тобой) закроем глазки и прислушаемся: что вы (ты) слышите? (активизация слуха, концентрация внимания) Сначала описываем звуки природы, а потом включается звук детского плача.

- Ребята, слышите, кто-то плачет? Откройте глазки, посмотрите, кто нас тут встречает. (показывает куколку Печальку)

– Давайте ее рассмотрим: какая она?

-дети описывают куклу, Педагог обращает внимание на выражение ее лица – она грустная.

Педагог – Давайте спросим у куколки, как ее зовут и почему она такая грустная? Дети спрашивают, педагог слушает куколку, как будто она говорит ему на ушко.

Педагог – Она говорит, что ее зовут Печалька… Как думаете, почему эту куколку зовут Печалька? Что она чувствует?

- ответы детей

Педагог - А хорошо быть грустным? А давайте поищем Радость для Печальки и для нас вами?

- ответы детей

Практический или реализационный этап

Дети с педагогом переходят к столу для изготовления кукол

Педагог - Давайте с вами подумаем: Радость – она какая?

- педагог рассуждает вместе с детьми об ассоциациях с «радостью» – о цвете, форме, запахе, картинках и пр.

Вместе приходят к выводу о том, что для всех радость разная.

Педагог - А давайте с вами сделаем куколки «Радость» для каждого из вас и для Печальки. Свою Радость я уже сделала, но покажу вам ее, когда мы закончим работу.

- совместное изготовление куколок. Параллельно с изготовлением кукол педагог ведет лист наблюдения за каждым ребенком

Рефлексивный этап

Педагог показывает свою куклу.

Педагог - А вот и моя куколка: посмотрите, какая она… (педагог описывает свою куклу совместно с детьми, проговаривая ассоциации с цветом, формой и пр.)

- Посмотрите все наши куколки разные. Почему?

Педагог (возможные вопросы):

- А каких куколок у нас больше: веселых или грустных?

- Как думаете (-ешь, почему у меня такого цвета куколка, а у … другого?

- А можно изменить свое настроение? Как?

- А можно поднять настроение другому человеку? Как?

- ответы детей

Завершающий этап

Педагог - Вот и наша Печалька подружилась с Радостью! Желаю и вам всегда дружить с радостью!

- А давай (те) теперь станцуем с нашими куколками?

- совместный танец для овладения способами взаимодействия с куклой. Педагог совместно с детьми (ребенком) танцуют с куколками под «Итальянскую польку» С. В. Рахманинова

Педагог - Мне было с вами очень приятно и РАДОСТНО общаться! Спасибо вам, Ребята!

Примечание: на последующих занятиях ребенок (дети) продолжают деятельность с созданной куклой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников
Опубликовано: 31 мая 2020 в 12:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреева (УИ 1242051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД