Получи документы

Театрализованная деятельность детей

Ольга Снетова
Театрализованная деятельность детей

Актуальность темы

Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию учащихся, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у младших школьников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Публикация «Театрализованная деятельность детей» размещена в разделах

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие

зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это

путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивая творческие способности.

И если главная задача школ – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла, то дополнительное образование, является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учащихся, оно также способствует духовно-нравственному воспитанию личности.

Что такое театр? Это лучшее по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрализованные игры играют огромную роль в развитии выразительной стороны речи. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.).

Театр учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Актуальность и необходимость развития у учащихся творческих способностей определили мою тему самообразования: «Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей младших школьников».

Изучение данной темы я начала с обработки методической литературы, обзора интернет-ресурсов, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми и родителями, составления поэтапно – творческого плана работы по теме самообразования.

Цель: Определить эффективные пути развития творческих способностей у младших школьников, теоретически обосновать и проверить их эффективность на практике в условиях дополнительного образования.

Задачи:

Расширить и углубить свои знания в данной области.

Обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов.

Проанализировать научную, учебно-методическую, художественную литературу, интернет-ресурсы по проблеме исследования.

Внести изменения в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу по театрализованной деятельности.

Разработать комплекс методических, дидактических материалов.

Совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительной образовательной программы.

Обобщить и внедрить в практику опыт работы по исследуемой теме;

Оценить результаты внедрения собственного опыта в практику, используя методы педагогической диагностики.

Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, интернет-ресурсы, общения с коллегами.

Срок реализации программы самообразования: с сентября 2020 года по май 2021 года.

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, проведение мастер-классов.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие творческих способностей у младших школьников посредством театральной деятельности».

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

практический

2020 – 2021 учебный год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса.

Творческо-развивающий

2020-2021

учебный год

Учебно-воспитательная деятельность, направленная на творческое развитие учащихся и включает учебные занятия, мероприятия, праздники, участие в конкурсах, игровые программы, родительские собрания, театрализованные представления.

Внедренческий

2020 – 2021 учебный год

Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, педсоветы, мастер-классы, родительские собрания и т. д.)

Направления самообразования

Профессиональное:

Знакомиться с нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей.

Знакомиться с новыми типовыми, модифицированными и авторскими общеразвивающими программами дополнительного образования детей по художественной направленности.

Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.

Пройти аттестацию на первую квалификационную категорию.

Продолжить работу по оформлению учебного кабинета дидактическим материалом и наглядными пособиями.

Подготовить учащихся к участию в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).

Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.

Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.

Создать пакет разработок учебных занятий с применением информационных технологий.

Организовать работу с одарёнными детьми.

Психолого-педагогическое:

Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

Изучать современные психологические методики.

3. Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога дополнительного образования.

Методическое:

Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования детей.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и Интернет.

Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.

Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.

Проводить открытые уроки, мастер-классы для коллег ДДТ, педагогов ДОУ, родителей.

Принимать активное участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования района, в работе педагогического совета МБОУ ДДТ Воротынского муниципального района Нижегородской области.

Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов с применением информационных технологий.

Создать собственный УМК дополнительной общеразвивающей программы по театрализованной деятельности.

9. Создать собственный сайт.

10. Участвовать в Интернет - конкурсах.

11. Размещать методические разработки в интернет - ресурсах.

План работы по самообразованию

1 этап: диагностический

Выявление собственных профессиональных проблем и запросов

(теоретическое и практическое изучение проблемы)

Сроки

Содержание деятельности

Результат

сентябрь - октябрь

2020 г.

Обзор в Интернет-ресурсах информации по теме исследования, педагогике, психологии, опыт работы педагогов дополнительного образования по театральному искусству

Обобщение и систематизация знаний

2020-2021гг.

весь период

Изучение психолого – педагогической, научно – методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы педагогов дополнительного образования.

Составление картотеки информационных ресурсов

2020-2021 уч. г.

весь период

Чтение и изучение периодических изданий:

- информационно – методический журнал «Внешкольник»;

- научно – методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»;

- научно – методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования»

- библиотечка для УДОД (приложение к журналу «Внешкольник»)

- Бюллетень - региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования;

- дополнительные образовательные программы (сборник программ);

Пополнение картотеки, методической копилки

ноябрь

2020 г.

Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, анализ полученной информации, определение перспективы развития

Обобщение и систематизация знаний

весь период

Обучение на методических семинарах педагогов дополнительного образования

Приобретение новых знаний

весь период

Взаимопосещение занятий коллег

Обмен опытом работы

2020 – 2021 уч. г.

Участие в профессиональных конкурсах на внутриучережденческом, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях

Повышение профессиональной компетентности

2 этап: практический

Проектирование индивидуальной образовательной программы

сентябрь 2020

Внесение изменений в дополнительную общеобразовательную программу по театрализованной деятельности

Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности

ноябрь

2020 г.

Разработка собственной программы по самообразованию

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования

2020-2021 уч. г.

весь период

Разработка УМК к дополнительной общеобразовательной программе по театрализованной деятельности :

- конспекты занятий, сценарии, игры способствующие развитию у учащихся эмоциональной сферы, творческих способностей, памяти, внимания, воображения и. т. д

- дидактический материал,

- презентации к занятиям.

Систематизация используемых материалов

Весь период

Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программе

Систематизация используемых материалов

весь период

Разработка диагностического инструментария к мониторингу результатов обучения и воспитания учащихся

Систематизация используемых материалов

3 этап: творческо – развивающий

Воспитательная деятельность выполнения программы по основным направлениям

2020

сентябрь

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании творческой личности ребенка»

Методическая разработка

2020

сентябрь

Начальная диагностика творческих способностей учащихся.

Результаты диагностики

2020-2021 Весь период

Проведение занятий, мастер-классов, игр, тренингов по обучению учащихся основам актерского мастерства и сценической грамоте, ритмопластике, культуре и технике речи.

Разработки занятий, мастер-классов, дидактический материал, карточки с заданиями, пиктограммы и др.

2020

октябрь

Консультация для родителей по теме: «Театр - наш друг и помощник»

Участие в районной педагогической конференции.

Методическая разработка

Сценарий выступления

Весь период

Участие в конкурсах, фестивалях, интернет-проектах различного уровня.

Выписки из приказов

2020

ноябрь-декабрь

Краткосрочный совместный проект родителей и учащихся «Театр - для всех»

Реализация проекта

2021

март

Театрализованное представление для родителей, детей из детского сада, кружковцев ДДТ, учащихся Воротынской средней школы

Сценарий театрализованного представления

весь период

Организация работы с одарёнными детьми. Участие в реализации программы

Повышение результативности участия в конкурсах, фестивалях, смотрах детского творчества

2021 апрель

Конкурс актерского мастерства

Сценарий конкурсной программы

2021г.

апрель

Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся

Результаты диагностики

2021г.

май

Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно – воспитательного процесса в кружке.

Результаты анкетирования

4 этап: внедренческий

Использование опыта работы и его распространение

2020г – 2021уч. г.

Весь период

Внедрение в образовательный процесс опыта работы по проблеме исследования (современных образовательных технологий, форм и методов обучения).

Повышение качества дополнительного образования по программе, активизация творческой активности учащихся

Ноябрь-май

2020-2021 гг.

Создание в социальной сети работников образования своего персонального сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок занятий, сценариев, массовых мероприятий с учащимися, дидактического материала, обобщения опыта работы.

Распространение опыта работы

декабрь

2020.

Выступление на заседании педагогического совета «Развития творческих способностей учащихся посредством театрализованной деятельности».

Распространение опыта работы

февраль

2021.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования

Распространение опыта работы

2020 – 2021гг.

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ и ДДТ, родителей учащихся.

Распространение опыта работы

2020-2021гг.

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДДТ (на сайте ДДТ)

Распространение опыта работы

май 2021

Отчёт по теме самообразования

Самоанализ деятельности

Предполагаемый результат самообразования:

Для педагога

Расширить и углубить свои теоретические и практические знания, умения и навыки по изучаемой теме, повысить профессионализм и творчество;

Повысить качество дополнительного образования;

Разработать и апробировать дидактический материал, создать электронный комплект педагогических разработок, методических рекомендаций, комплект раздаточного материала: карточки с творческими заданиями, пиктограммы, картинки; пакет сценариев, открытых занятий, пакет психолого-педагогических материалов;

Обобщить опыт работы по исследуемой проблеме;

Внедрить опыт в свою педагогическую деятельность и распространить его (доклады, выступления на семинарах, педагогических советах, участие в конкурсах и конференциях,мастер-классы, открытые занятия, консультации для педагогов и родителей уч-ся)

Постоянное действие персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем методических материалов.

для учащихся и родителей:

Повысить качество ЗУН, уровень обученности учащихся;

Повысить творческую активность учащихся,;

Развить интерес к искусству театра и актерской деятельности;

Обучить актерским навыкам, совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность;

Обучить четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции;

Познакомить с историей театрального искусства, его терминологией;

Воспитать коммуникативные способности, умение общаться, умение взаимодействовать;

Развить умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;

Развить творческое мышление, воображение, память;

Организовать родительские собрания, консультации, театрализованные представления, совместные с родителями воспитательные мероприятия по данному направлению;

Ресурсы:

Для педагога

Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М. : Просвещение, 2004.

Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в современной школе. - М. : Сентябрь, 2004. – 192 с.

Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

Гиппнус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л. -М. : Искусство, 2002.

Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М. : Советская Россия, 2006.

Косарецкий С. Г. П. П. М. С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57

.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.

Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -М. : Просвещение, 2006.

Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога. - М. : Социум, 2000.

Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. - С. : СГАКИ, 2009.

Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М. : Педагогический поиск, 2005.

Чистякова М. И. Психогимнастика. : Просвещение, 2004.

Для учащихся

Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М. : ГИТИС, 2004.

Генералова И. А. Мастерская чувств. – М., 2006.

Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М. : Просвещение, 2003.

Невский Л. А. Ступени мастерства. - М. : Искусство, 2005.

Петрова А. Н. Сценическая речь. - М. : 2002.

Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность в развитии детей (фотоотчет)Театрализованная деятельность в развитии детей (фотоотчет) Среди различных форм обучения, воспитания и развития детей важное место занимает театральная деятельность. Ее воспитательные возможности.

Фотоотчёт «Театрализованная деятельность детей по сказкам»Фотоотчёт «Театрализованная деятельность детей по сказкам» Сказки нравятся всем, но особенно, детям дошкольного возраста. Сказки занимают особе место в жизни детей, потому что язык сказок необычайно.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду»Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду» Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду».Повышение качества и результативности.

Фотоотчёт «Театрализованная деятельность детей по сюжетам известных сказок»Фотоотчёт «Театрализованная деятельность детей по сюжетам известных сказок» Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. Театр.

Театрализованная деятельностьТеатрализованная деятельность Через театрализованную деятельность у педагога появляется возможность оказывать позитивное влияние на детей. С помощью сказки ребёнок начинает.

Театрализованная деятельность «Маша и Медведь»Театрализованная деятельность «Маша и Медведь» Знакомство с театром дети начинают в 1 младшей группе. Разные виды развлечения позволяют детям разгрузиться от процесса обучения,улучшить.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность в старшей группеТеатрализованная деятельность в старшей группе Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность детей
Опубликовано: 30 января 2021 в 07:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД