Альфия Нуриева
Театрализованная деятельность, как метод знакомства детей с образовательной областью «Чтение художественной литературы» в д
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность, как метод знакомства детей с образовательной областью «Чтение художественной литературы» в детском саду
Для поддержания, развития и укрепления интереса к литературе у детей дошкольного, а затем и школьного возраста, в соответствии с Федеральными государственными требованиями в образовательной области «Чтение художественной литературы», мы используем следующие методы литературного развития детей 6—7 лет : Чтение (рассказывание) взрослого. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов. Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми. Беседа после чтения. Беседы о книгах. Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы. Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Тематические выставки. Метод проектов.
Публикация «Театрализованная деятельность, как метод знакомства детей с образовательной областью „Чтение художественной литературы“ в д» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Более подробно хотим остановиться на театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов, так как театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка в различных видах творческой деятельности. Свою работу по театрализации литературного произведения мы проводим в три этапа: 1 этап – этап художественного восприятия литературных произведений. Целью данного этапа является обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. 2 этап – этап освоения специальных умений для становления у ребенка основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель» и т. д.). целью данного этапа является развитие театральных умений : передавать образы в статистике (показ позы, в динамике (цепь движений и сценическое движение, освоение средств невербальной выразительности (мимики, жестов, поз, движений, развитие речевых умений за счет освоения средств интонационной и языковой выразительности. 3 этап – этап самостоятельной творческой деятельности. Цель данного этапа – развитие художественного творчества детей.
Планирование работы по театрализации сказки «Федорино горе» К. И. Чуковского по теме недели «Посуда».
На первом этапе в непосредственно образовательной деятельности было проведено :
1. Знакомство с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
2. Итоговая беседа об особенностях сказок на примере сказки «Федорино горе»
3. Сюжетное рисование «Волшебство в сказке «Федорино горе»
В совместной деятельности воспитателя и детей было проведено :
1. Знакомство с текстом сказки «Федорино горе» К. И. Чуковского (чтение, слушание аудиозаписи)
2. Беседа социально - личностного характера: «На какого героя я похож; не похож. Хотел бы быть похожим»-
3. Обсуждение проблемы «Чему тебя научила сказка «Федорино горе»?»
4. Создание предметной среды: выставка произведений К. И. Чуковского
На втором этапе в непосредственно образовательных деятельностях были организованы и проведены:
1. Парад героев. Дети описывают героев (развивается монологическая речь описательной формы); на кого я хочу быть похожим, кто самый добрый и т. д
2. Лепка героев
3. Рисование портретов героев из сказки «Федорино горе» Л. И. Чуковского
4. Музыка: образно-игровые этюды под музыку
В совместной деятельности воспитателя и детей было проведено
1. Лексические упражнения:
-Подбор эпитетов, характеризующих посуду, Федору, животных;
- игра «Закончи предложение» (А посуда вперед и вперед по)
2. Знакомство с текстом сказки в исполнении разных артистов (прослушивание аудиозаписей, анализ средств изобразительности
3. Дидактические игры: «Назови героев», «Опиши героев», «Какой герой».
4. Образно-игровые этюды : - имитация движений героев; ролевые диалоги
Создание предметной среды: в книжном уголке была организована выставка иллюстраций разных художников к сказке «Федорино горе». Выставка детских работ.
На третьем этапе в непосредственно образовательной деятельности были организованы и проведены:
1. Рисование: коллективное рисование афиши
2. Беседа «У Федоры». Дети воссоздавали художественное произведение с фантастической гипотезой («Если бы …», затем они составляли рассказы описательной и повествовательной форм с элементами рассуждения.
3. В совместной деятельности воспитателя и детей было проведено :
1. Индивидуальная работа над ролью
2. Работа в малой группе над диалогами
3. Изготовление декораций, костюмов
4. Изготовление приглашений на спектакль
5. Итоговое мероприятие: показ кукольного театра «Федорино горе» для детей старшей и средней групп.
Для выявления умений и навыков в образовательной области «Чтение художественной литературы» и эффективности наших методов работы нами был проведен мониторинг в начале года и промежуточный в конце ноября.
Были поставлены следующие задачи диагностики:
- Изучить особенности литературного опыта детей подготовительной к школе группе.
- выявить наличие и особенности читательских интересов;
- определить уровень литературных знаний о видах и жанрах художественных текстов.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы :
- наблюдение за детьми в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности;
- индивидуальные беседы с ребенком с использованием диагностической игры;
- диагностические задания
В мониторинге участвовало 20 детей из них :
на начало года низкий уровень литературного опыта был у 2 детей – 10%; средний уровень – у 12 детей – 60%; высокий уровень – у 6 детей – 30%; на конец ноября низкий уровень литературного опыта был у 2 детей – 10%; средний уровень – у 10 детей и высокий – у 8 детей
На начало года низкий уровень читательского интереса был у 2 детей – 10%, средний – у 10 детей- 50% и высокий – у 8 детей – 40%. На конец ноября низкий уровень был у 2 детей – 10%, средний – у 9 детей – 45% и высокий – у 9 детей-45%.
На начало года низкий уровень литературных знаний был у 3 детей – 15%, средний – у 11 детей- 55% и высокий – у 6 детей – 30%. На конец ноября низкий уровень был у 2 детей – 10%, средний – у 10 детей – 50% и высокий – у 8 детей-40%. (Диаграмма №3).
По результатам мониторинга видно, что у детей литературный опыт становится более богатым и разнообразным, читательский интерес становится более устойчивым, осознанным и мотивированным. Дети могут назвать некоторые жанровые особенности, больше проявляют интерес к слушанию, рассказыванию литературных произведений.
Таким образом, работа, организованная по Федеральным государственным требованиям с применением разнообразных методов и приемов способствует развитию самовыражения, самореализации и самоутверждению детей, а также способствует развитию читательского интереса, литературного опыта. Помогает детям лучше понять и запомнить виды и жанры художественных произведений, воспитать культурных, грамотных и эмоционально развитых людей.
Литература.
• Методические советы к программе «Детство». — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007.
• Дошкольник 5—7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
• Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. — М. : Педагогическое общество России, 2007.
• Образовательная область «Чтение художественной литераты». Как работать по программе «Детство» - О. В. Акулова, Л. М. Гурович – «Детство – ПРЕСС» 2012
Приложение №1
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
по мотивам произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»
Цель. Развивать умение эмоционально воспринимать художественное произведение, выражать свое отношение к содержанию текста, персонажам, различать их положительные и отрицательные качества, драматизировать отдельные сцены из произведения.
Персонажи: Ведущий, Федора, курица, коты, коза, кастрюли, блюдца, стаканы, сковорода, самовар, тарелки, чайник, чашки, медный таз, кадушка, ушат, корыто, кочерга, утюг, скалка, метла.
Подготовка к показу кукольного театра
Показ диафильма «Федорино горе» (художник В. Дмитрук).
Материал: Двусторонние декорации из картона: 1) внешний вид дома с котом на крыше и внутренний (на полках — грязная посуда, по углам — тараканы); 2) с одной стороны — лес, с другой — кухня, на полках — чистая посуда; 3) Федора — кукла бибабо, игрушечные коты, коза. Красочные картонные предметы: сито, корыто, метла, топоры; кочерга и ножи; кастрюля и утюги; кофейник и утюги; блюдца со стаканами; сковорода; рюмки, бутылки, ложки; стол с самоваром; тарелки; медный таз, кадушка с лягушками, ушат с тараканами и др. Магнитофонная запись текста.
Ход сценария:
Выходит черный кот, мяукает. Увидев детей, обращается к ним.
Кот. Здравствуйте, ребята. Мяу! Вы любите сказки, интересные истории? Я тоже очень люблю слушать сказки, но еще больше — рассказывать их. А хотите узнать одну интересную историю, которая произошла с моей хозяйкой? Но уговор: не только слушайте и смотрите, а играйте вместе с нами. Согласны? Представление начинается! (Исчезает.)
Появляется коза. Она пасется на лугу, беззаботно щиплет травку. Вдруг резко поворачивается, испуганно блеет. Всем становится ясно, что происходит что-то из ряда вон выходящее.
Ведущий (с удивлением).
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.. (Удивление нарастает.)
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы. (Двигает планку с укрепленными на ней
изображениями предметов. Коза в испуге пятится.)
Испугалася коза, Растопырила глаза.
Коза. Что такое? Почему? Ничего я не пойму.
Ведущий (грозно, выставляя следующую планку с предметами) .
Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
Все (изображая погоню).
И помчалися по улицам ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
Ведущий (запыхавшись).
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу (показывает новое изображение).
Все. Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!
Ведущий (показывает новое изображение). Вот и чайник за кофейником бежит.
Все (скороговоркой).
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Ведущий (выставляет следующую подборку).
Утюги бегут, покрякивают.
Все. Через лужи, через лужи перескакивают.
Ведущий. А за ними блюдца, блюдца. (Показывает, звенит чем-нибудь, приготовленным заранее, подает знак детям подхватить.)
Все. Дзынь!-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Ведущий. На стаканы. Все. Дзынь!
Ведущий. Натыкаются, И стаканы.
Все. Дзынь!
Ведущий (сокрушенно).
Разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода.
Все (озабоченно, как бы собираясь в погоню за беглецами) .
Вы куда? куда? куда? куда? куда?
Ведущий (показывая новые предметы).
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол.
Все. И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел.
Ведущий (со смехом).
А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит.
Самовар. Уходите, бегите, спасайтеся!
Все. И в железную трубу: «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
Ведущий (грустно).
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора
Федора. Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!
Ведущий (показывая изображение корыта).
Но ответило корыто.
Корыто. На Федору я сердито!
Ведущий (показывая соответствующее изображение).
И сказала кочерга.
Кочерга. Я Федоре не слуга!
Ведущий. А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются.
Блюдца. Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!
Ведущий. Тут Федорины коты (важно выходят)
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
Коты. Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами С воробьями желторотыми? (Просят детей помочь им уговорить посуду.)
Все. Вы в канаву упадете, Вы утонете в болоте. Не ходите, погодите, Воротитеся домой!
Ведущий. Но тарелки вьются, вьются,
А Федоре не даются. Тарелки. Лучше в поле пропадем,
А к Федоре не пойдем!
Ведущий (показывает изображение курицы). Мимо курица бежала И посуду увидала.
Курица. Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?
Ведущий. И ответила посуда.
Все (жалобно). Было нам у бабы худо, Не любила нас она. Била, била нас она. Запылила, закоптила, Загубила нас она!
Курица (с сочувствием).
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Жить вам было нелегко!
Ведущий (показывает изображение таза). «Да,— промолвил медный таз,—
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты. (Брезгливо.)
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку. (Показывает изображение кадушки с лягушатами.)
Загляни-ка ты в ушат (показывает) —
Тараканы там кишат.
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам».
Все (решительно).
А к неряхе-замарахе Не воротимся!
Ведущий (бодро).
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням
и по кочкам.
А бедная баба одна (грустно,
И плачет, и плачет она.
Появляется Федора, растерянно смотрит по сторонам, подходит к тому месту, где стоял стол, качает головой, вздыхает и вытирает платочком слезы. Подходит к полке, где раньше была, посуда, и испуганно всплескивает руками.
Ведущий (жалея Федору).
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюли поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Все. Ой, горе Федоре!
Горе! Ведущий (устало).
А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет. И чайник шепнул утюгу.
Чайник (с мольбой в голосе).
Я дальше идти не могу.
Ведущий. И заплакали блюдца.
Блюдца (жалобно). Не лучше ль вернуться?
Ведущий. И зарыдало корыто.
Корыто (в отчаянии). Увы, я разбито, разбито!
Ведущий (с надеждой).
Но блюдце сказало:
«Гляди, Кто это там позади?» (Далее удивленно.)
И видят: за ними из темного бора. Все (радостно).
Идет-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней: Стала Федора добрей. Тихо за ними идёт И тихую песню поет.
Федора (жалобно, заботливо).
Ой вы, бедные сиротки мои. Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. (Далее решительно.)
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!
Ведущий. И сказала скалка.
Скалка. Мне Федору жалко.
Ведущий. И сказала чашка.
Чашка. Ах, она бедняжка!
Ведущий. И сказали блюдца.
Блюдца. Надо бы вернуться!
Ведущий. И сказали утюги.
Утюги. Мы Федоре не враги!
Появляется Федора. Она осторожно берет каждую тарелочку, моет ее в тазу, вытирает полотенцем и ставит на стол.
Ведущий (радостно).
Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она.
Все. Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!
Ведущий (весело).
Засмеялися кастрюли, Самовару подмигнули.
Кастрюли. Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!
Ведущий. Полетели, Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь! Стали жарить, стали печь.
Все. Будут, будут у Федоры и блины, и пироги!
Ведущий (радостно).
А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца.
Все. Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Ведущий. И танцуют и смеются.
Все. Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Ведущий (торжественно).
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает.
Самовар. Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Кушай, кушай, Федора Егоровна!