Лариса Владимировна Вдовенко
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника
Вдовенко Лариса Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 9 «Рябинушка»
г. Кстово, Нижегородской области, Россия
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В данной статье изучены особенности и значение театрализованной деятельности в процессе всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Особо подчеркивается роль театрального искусства в решении задач речевого развития дошкольника. Отмечена важность тактичного, косвенного сопровождения детской игры как специфической творческой деятельности в контексте реализации художественно-эстетического развития личности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, речевое развитие, театрализованная деятельность, творческое развитие, игра – драматизация, художественно-эстетическое развитие.
Становление эмоциональной и речевой сферы дошкольника наиболее продуктивно протекает в условиях самостоятельной творческой деятельности. Известно, что именно театральная деятельность в значительной степени способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, обретению им внутренней свободы: речевой и двигательной. Театральное творчество помогает ребенку осваивать магический смысл слов, развивает воображение, актерские способности и художественный вкус и др.
Дети любят театр, и опытные педагоги всегда используют возможность привнесения театрального творчества в образовательное пространство воспитанников. Функции театра в развитии личности ребенка многообразны. Прежде всего, театр – это всегда радостное событие, способствующее переживанию ярких позитивных эмоций. Во-вторых, театр – это развлечение и море интересных впечатлений [1, с. 15], следовательно, несет в себе и развлекательную, и познавательную функцию. В-третьих, театр способствует всестороннему развитию личности детей. Так, посредством театрального творчества возможно решение следующих педагогических задач:
- формирование эстетического вкуса детей;
- воспитание нравственных качеств личности: доброжелательности, отзывчивости, гуманности, толерантности и др. ;
- развитие познавательной активности и познавательных интересов;
- развитие коммуникативных умений и навыков детей;
- художественное образование и воспитание;
- воспитание волевых качеств личности, саморегуляции;
- развитие памяти, воображения, мышления, внимания;
- развитие связной речи (диалога и монолога, совершенствование словарного запаса, освоение грамматического строя, звуковой культуры речи, овладение невербальными средствами общения;
- развитие творческого потенциала, способности к самовыражению;
- активизация процесса социализации, адаптивных способностей и т. д.
Важный аспект, который делает театральное творчество доступным для каждого ребенка, – это игровой момент. Театр – это игра, а жизнь детей немыслима без игры [3, с. 23]. Известно, что воспитание и обучение, организованные в форме игры, являются наиболее эффективными по сравнению с другими формами. Игровая деятельность способствует развитию речи, а речь, в свою очередь, помогает организовать игру. Именно в процессе игры ребенок становится самостоятельным в речи и общении, пытается выразить свои мысли и эмоции, понять переживания партнера по игре, согласовывает свои действия с действиями сверстников, тем самым совершенствуя собственные коммуникативные умения [2].
Дети-дошкольники чувствуют себя достаточно свободно в своих проявлениях, не отягощены шаблонным поведением, которого требует социум, поэтому у них отлично получается выступать в роли актеров. Любой атрибут сказочного персонажа, часть его костюма помогает ребенку перевоплотиться, приняв на себя роль. В этих условия чуткий педагог должен поддержать игровую ситуацию, предложить ребенку развернуть сюжет дальше, вести его в этой роли, предоставляя определенную свободу самовыражения. Следует подчеркнуть, что такое партнерство педагога и ребенка должно быть искренним и равноправным, тогда есть все шансы организовать интересный спектакль.
Важно, вовлекая детей в театральное действие, не ставить директиву выше самого творчества. Заученные песни и танцы заметно отличаются от спонтанных и самодеятельных. Дети подчиняются самому процессу игры, коллективному творчеству, а не правилам и требованиям. Чтобы увлечь детей спектаклем и ролью, необходимо подобрать, в первую очередь, интересный, но вместе с тем, доступный пониманию дошкольника литературный сюжет. Необходимо предоставлять детям возможность самостоятельно выбирать роль, подбирать костюм, реплики, танцы, песни и стихи. Если ребенок не хочет быть актером, не стоит его заставлять, пусть он будет зрителем. В такой коллективной деятельности как театральная постановка задача педагога – проследить, чтобы все участники были вовлечены в активный процесс, никто не был забыт или обделен вниманием, отсутствовали бы межличностные конфликты [1].
Дошкольник открывает для себя мир художественных произведений, где существуют выразительные образы и персонажи. Это открытие невероятно расширяет горизонты и для познавательной деятельности. Как правило, художественные произведения, с которыми сталкивается малыш в рамках театрализованной деятельности, – это сказки, в которых аккумулированы основные культурные и духовные ценности народа, во всей полноте раскрывается природный мир: животных и растений. Ребенок, у которого заложен фундамент эстетического восприятия и диалогической речи, не сможет быть просто пассивным слушателем, ему доступно сопереживание и сочувствие героям, его внутренний мир оживляет сказку [4].
Изучая вопрос об организации театрализованной деятельности в образовательном процессе дошкольного учреждения, следует отметить, что этой сфере уделяется недостаточное внимание со стороны педагогов. Такое положение вещей, на наш взгляд, обусловлено несколькими факторами: образовательная программа дошкольного образования очень насыщена, у воспитателей и детей не остается времени на игру и театр. Второй момент: многие педагоги недооценивают влияние театрализованной деятельности на общее развитие и, в том числе, на развитие речи ребенка. Так, зачастую нет понимания того, что театральное искусство определенным образом воздействует на духовную сферу ребенка, становление нравственных ценностей, эмоциональную сторону его развивающейся личности. Между тем, воспитание в детях сочувствия и сопереживания, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности осуществляется путем перевоплощения детей в литературных персонажей, наделенных нравственно ценным поведением. Именно поэтому дошкольники стремятся выполнять роли положительных героев литературных произведений. Одним из путей разрешения этой ситуации следует считать организацию художественно-театральной деятельности детей в рамках дополнительного образования [5].
В заключение важно отметить, что образовательная работа по развитию детской речи успешно осуществляется не только в рамках организованной учебной деятельности, но и во всех видах самостоятельной детской деятельности, особенно, в творческой игре, драматизации, которая не только способствует оптимальному развитию речи ребенка, но и выступает незаменимым инструментом решения воспитательных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
2. Вавилова, В. С. Социально-коммуникативное развитие дошкольника : анализ образовательных программ / В. С. Вавилова, Т. Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1 (85). - С. 11-18.
3. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 c.
4. Потанина, П. Ю. Использование инновационных технологий художественно-эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации / П. Ю. Потанина, Т. Г. Ханова // Неофит. Сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - С. 147-151.
5. Ханова, Т. Г. Разработка и использование авторских программ художественно-эстетической направленности в условиях дополнительного образования / Т. Г. Ханова, А. Н. Аникина // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ООО «Интерактив Плюс», 2016. - С. 105-109.