Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как вид арт-терапии

Тамара Николаева
Театрализованная деятельность как вид арт-терапии

Театрализованная деятельность, как вид арт-терапии.

Подготовила музыкальный руководитель:

Николаева Т. В.

Ни для кого не секрет, что посещение детского сада играет очень важную роль в жизни каждого ребенка, поскольку именно в этом дошкольном учреждении дети получают важнейший навык общения, который в дальнейшей жизни позволит им быстрее приспосабливаться к новой обстановке и коллективам. Мы должны не только обучать и воспитывать, но и давать ребёнку возможность творческого самовыражения. Однако психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И чтобы ребенок развивался гармонично на помощь приходит арт-терапия. Что же это такое?

Публикация «Театрализованная деятельность как вид арт-терапии» размещена в разделах

Доктор медицинских наук А. И. Копытин дает такое определение: «арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством.»

Еще одно определение дает кандидат психологических наук И. В. Сусанина: «Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни.»

Таким образом, арт терапия представляет собой методику развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия может быть представлена по средствам искусства художественного, музыкального, театрального. И одной из разновидностей данного метода является театротерапия.

Театротерапия - использование участия в театральных инсценировках в терапевтических целях в расчёте на то, что та или иная роль в спектакле окажет благотворное воздействие на личность пациента, поможет ему справиться со своими внутренними проблемами.

В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент инициируемый творчеством, креативностью и свободой самовыражения. Задолго до возникновения психологической науки было замечено, что театральное действие обладает способностью захватывать человеческие души, изменять психическую реальность.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Можно так же утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

По-моему мнению, процесс получения театральных знаний строится на основе методик, которые включают в себя игры и этюды, направленные на развитие эстетических и психомоторных способностей детей. Согласно возрастным особенностям, дети познают окружающий мир с помощью игры, а театральная игра – это еще и шаг к искусству, начало творческой жизни и деятельности.

Театральные действия предполагают активное участие ребенка, который является в первую очередь участником процесса, а не просто пассивным слушателем. По своему опыту могу сказать, что новые знания лучше всего преподаются с помощью проблемных ситуаций, которые предполагают совместный поиск решений детей и взрослых. Данные занятия проводятся в увлекательной, интересной детям форме, опираясь на сюжетное построение.

В основу театрально-игровой методики мною положен индивидуальный подход, что предполагает занятие педагога с группой воспитанников, но при этом учитывается особенности каждого ребенка в отдельности, отмечая и поощряя каждую удачную находку, позволяет воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Мои театральные занятия состоят из теоретических и практических занятий:

1. Теоретические занятия включают беседу о самом театральном искусстве, просмотр детских спектаклей, сказок, а также прослушивание аудио-спектаклей

2. Практические занятия предполагают ознакомление с основами актерского дела. Дети учатся создавать яркий образ героя, передавать характерные движения персонажей, эмоциональные состояние героя через художественно-образные выразительные средства – интонацию, жесты, мимику, позу. А также разучивание песен и плясок персонажей, развитие и совершенствование певческих и двигательных навыков.

Проводя данные занятия, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения ими различных видов театрального творчества.

2. Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др.).

3. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

4. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.

Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, пластические этюды, конкурсы, драматизации, беседы, спектакли и праздники; постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству, развитие эмоциональной сферы.

Методы работы

1) эмоционально-образный: помогает глубже проникнуть в содержание и характер произведения, найти нужные выразительные приемы и средства исполнения.

2) объяснительно-иллюстративный: ориентирует на эмоциональное, творческое исполнение произведений (образной роли) детьми, помогает понять и услышать стилистические, динамические и другие особенности произведения (образа).

3) метод бессловесных действий: ориентирует на развитие сенсорных способностей, ладовысотного слуха, чувства ритма, пластики (умение передать образ через движение).

4) метод словесных действий помогает развитию голоса и слуха, учит интонационной выразительности.

Применение на практике театрализованной деятельности не так сложно. Необходимо выполнение трех условий: сценарный материал, оборудование, декорации и костюмы. Однако значение этой деятельности велико. Занятия театральной деятельностью способствуют :

• формированию позитивного отношения к жизни и повышению самооценки;

• расширению кругозора;

• увеличению коммуникативного пространства, обновлению круга общения;

• приобретению новых знаний и умений, социально значимого опыта.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.

2. Развиваются психические процессы.

3. Развивается речь.

4. Совершенствуется моторика.

5. Развивается эмоционально-волевая сфера.

6. Происходит коррекция поведения.

7. Развивается чувство коллективизма.

8. Происходит развитие творческих способностей.

Таким образом, я считаю, что, занимаясь с детьми разыгрыванием сказок, постановкой спектаклей, мы устанавливаем с ними тёплые, доверительные отношения, всё это в конечном итоге приводит к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных сценических образов. Театр помогает ребёнку найти себя. Играйте с детьми в театр.

Литература:

1. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты / А. И. Копытин. – М. : Когито-Центр, 2006 – 336 с.

2. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. – М. : Когито-Центр, 2015 – 528 с.

3. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков/ А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М. : Когито-Центр, 2007 – 210с.

4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад - М. : Большая Рос. энцикл., 2009. - 527 с. : ил.

5. Строганов А. Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое руководство// Наука и Техника. Мир психологии и психотерапии. – 2009г. - С. 243

6. Сусанина И. В. Введение в арт-терапию/ И. В. Сусанина. – М. : Когито-Центр, 2007 – 95 с.

7. Щербакова В. В. Помощь Мельпомены или театр как терапия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 816-818.

Публикации по теме:

Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психологаПроектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога на групповых и подгрупповых коррекционных занятиях в детском.

Театрализованная деятельностьТеатрализованная деятельность Через театрализованную деятельность у педагога появляется возможность оказывать позитивное влияние на детей. С помощью сказки ребёнок начинает.

Театрализованная деятельность дошкольников. ФотоотчетТеатрализованная деятельность дошкольников. Фотоотчет Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая.

Театрализованная деятельность младших дошкольниковТеатрализованная деятельность младших дошкольников Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети непосредственно знакомятся.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,.

Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы)Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы) Уважаемые коллеги!Особое значение в своей работе я уделяю театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как вид арт-терапии
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 13:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД