Получи документы

Театрализованная импровизация с элементами мордовского (мокшанского) языка «В гостях у Кудавы, хранительницы музея-избы»

Еремкина Ольга
Театрализованная импровизация с элементами мордовского (мокшанского) языка «В гостях у Кудавы, хранительницы музея-избы»

Театрализованная импровизация с элементами мордовского (мокшанского) языка

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка»

Конспект открытого занятия

Театрализованная импровизация с элементами мордовского (мокшанского) языка : "В гостях у Кудавы, хранительницы музея - избы"

Составила: Еремкина Ольга Ивановна

воспитатель подготовительной к школе группы

п. Торбеево

Публикация «Театрализованная импровизация с элементами мордовского (мокшанского) языка „В гостях у Кудавы, хранительницы музея-избы“» размещена в разделах

Цель: формирование у детей патриотических чувств к родному краю, языку, культуре через народный фольклор.

Задачи:

приобщать детей к мордовскому языку и культуре;

знакомство с народным фольклором;

воспитывать желание разговаривать на мордовском языке;

воспитывать любовь и уважение к родному краю, своей малой Родине, развивать духовно – патриотические качества.

Ход занятия

Дети входят в музей-избу. К ним навстречу выходит Кудава (Хозяйка дома).

Дети: Шумбрат, Кудава!

Кудава : Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети) Откуда путь держите?

1-ый ребё нок: Мы пришли к тебе из детского сада «Звёздочка».

2-ой ребё нок: Мы узнали, что ты собираешь и хранишь обряды и традиции мордовского народа.

Кудава : Хорошо, просим, просим к нам избу. Проходите, в тесноте, да не в обиде. Давайте улыбнёмся и передадим друг другу хорошее настроение песней о нашем мордовском крае.

1. Песня «Мокшень крайней»

А чтобы нам ещё веселее было, будем пританцовывать, да приплясывать мордовский танец.

2. Исполняется мордовский танец с детьми.

Кудава : Будьте как дома, присаживайтесь. Милости просим. Ребята, у мордовского народа много сказок и преданий. Приглашаю вас в путешествие в сказку.

В одном мордовском селе жила-была одна семья. Родилась у них дочка, которую назвали Алдуня.

Инсценировка: В избе стоит люлька (нюрям, в ней родители качают ребёнка. Мать поё т песню:

Идняй, удок. Весь пяк шобда.

Монцьке катк удан.

Ванды антте танцти товда,

Нармоння кундан.

Кудава ведёт рассказ.

Кудава : Выросла девочка очень доброй и красивой, во всём родителям стала помогать. Как- то позвали Алдуню подружки в лес за ягодами. Стала она проситься у родителей.

Алдуня: Аля, тядяй, нолдамасть ялганень мархта вири (Мама, папа отпустите меня с подружками в лес за ягодами)

Отец Алдуни: Архт, аньцек ялгатнень эзда тят иляда (Иди, только не отставай от подружек).

Вирява: И побежали дети в лес, стали песни петь да в игры играть.

Инсценировка: Дети в лесу, поют песню

Муляж дерева, вокруг него водят хорово).

Луганяса келунясь

Луганяса келунясь

Точк ночк куман дерон келунясь

Вишке кума-кумандерон келунясь

Келуть ваксса скомнене

Келуть ваксса скомнене

Точк ночк куман дерон скомнене

Вишке кума-кумандерон скомнене

Скомнять лангса инжи стирь

Скомнять лангса инжи стирь

Точк ночк куман дерон инжи стирь

Вишке кума-кумандерон инжи стирь

3. Затем играют в мордовскую игру : «Игра – забава «Лапоть»

Игра: «Кавал (Ястреб)»

Выбирается «ястреб», «наседка», остальные – «цыплята». «Цыплята» ходят по лугу за «наседкой», держась за подол друг друга. Им навстречу выходит ворона» и говорит:

- Нарвай, а нарвай,

Дай тейне фкя лефкскяцень.

- Кыш кавал, лефкскязень тяк сала.

Дайка мне одного цыплёнка.

И начинает ловить «цыплят». «Наседка», раскинув руки, старается не допустить её к «цыплятам». «Ястреб», делая круги, всё ловит «цыплят» и отводит их в сторону. Когда всех переловит, игра начинается заново.

Правила игры. «Ястреб» должен ловить тех цыплят, которые находятся в конце или в середине «очереди», но не сшибать «наседку» и не просовывать руки под её крылья.

Игра: «Раю — раю»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю — раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

После этого дети разбегаются и Алдуня остаётся одна, она идёт и видит домик в лесу. Навстречу ей выходит Вирява. Алдуня поклонилась ей.

Вирява: Вай кодама цебярь стирьнясь, кармат пялон эряма, лездома кудъёткса теень (Какая хорошая девочка, будешь у меня жить да по хозяйству помогать).

Кудава : Согласилась Алдуня, да куда ей деваться от Хозяйки лесов да полей. Стала жить у Верявы, по хозяйству помогать. Девочка очень любила животных, никого не обижала, но очень грустила по дому своему родному. Жаль стало Виряве Алдуню и решила она отпустить её домой. Но сначала загадала загадки. Ребята, давайте поможем Алдуне разгадать загадки Вирявы.

Загадки Вирявы.

1. Встала красная девица рано,

Встала бела да румяна,

Умывалась ясной росой,

Увилась золотой косой,

Сама добрая, на всех глядит,

А на себя – не велит?

(солнце)

2. Зелена, а не луг, белена, а не снег,

Кудрява, а не человек?

(береза)

3. На шесте дворец, во дворце певец? (скворец)

4. Зимой леденеет,

Весной тает (речка)

5. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой

Васю-хворостинкой (Лес)

Вирява. Молодцы! Отгадали все загадки! А теперь отгадайте звуки леса.

4. Звучат звуки леса.

За её доброту и честность подарила лесные дары: кърганят (бусы, конявкс (повязка на голову, килькш (пояс).

Указала девочке дорогу Вирява, дошла Алдуня домой. Обрадовались родители, стали гостей созывать да на стол угощенья накрывать. Мордва славится : блинами (пачат, пирогами (пярякат, да вкусным напитком (позой).

И блины, и пироги, всё ребятам для души!

Ребё нок: Погоди Кудава, как известно мы мордва, мастерицы петь частушки.

Частушки:

1-я девочка: Мы - мордовские девчата,

Любим свой родимый край.

С каждым годом он все краше

И цветет как вешний май!

2-я девочка: Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О мордовском нашем крае

Песни звонко мы поем!

3-ая девочка: Здесь умельцев очень много:

Любят петь и вышивать.

Деревянных кукол делать

И матрешек украшать!

4-ая девочка: Мы с веселой песней дружим,

По - мордовски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим!

5-ая девочка: Ой березонька, березка,

Раскудря – кудрявая

Хороша ты, мокша, наша,

Мокша величавая!

Кудава :Вот и посидели, и частушки спели. До свиданья, гости званые, желанные. Приходите к нам почаще. Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!

6. Под мордовскую музыку "Луганяса келунясь" гости кланяются и уходят.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность старших дошкольников «Царица Природа в гостях у ребят»Театрализованная деятельность старших дошкольников «Царица Природа в гостях у ребят» Роль экологического воспитания дошкольников трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые годы своей жизни,.

«Тайны Музея Золотого ключика». Оформление музея ключиков«Тайны Музея Золотого ключика». Оформление музея ключиков "Тайны Музея Золотого ключика" В этом музее представлены "Золотые ключики" сделанные совместно детьми и родителями. Каждый ключик индивидуален.

Фотоотчет о развлечении для детей средней группы «В гостях у Хранительницы леса. В мире животных»Фотоотчет о развлечении для детей средней группы «В гостях у Хранительницы леса. В мире животных» Фотоотчет в гостях у хранительницы леса. Развлечение для детей средней группы. Цель: обобщение знаний детей о животных наших лесов. Продолжать.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

К Дню музыкальных импровизаций на Мааме: «Музыкальная импровизация в жизни дошкольника» Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Сценарий интегрированного спортивного развлечения с элементами английского языка «День матери с Капитаном Марвелом»Сценарий интегрированного спортивного развлечения с элементами английского языка «День матери с Капитаном Марвелом» Цель: совершенствовать двигательные навыки детей старшего дошкольного возраста; создавать эмоционально благоприятную обстановку во время.

Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация», посвященного Дню музыки Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Основные задачи: — развить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная импровизация с элементами мордовского (мокшанского) языка «В гостях у Кудавы, хранительницы музея-избы»
Опубликовано: 22 октября 2023 в 22:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная импровизация с элементами мордовского (мокшанского) языка «В гостях у Кудавы, хранительницы музея-избы»» (включая файлы) размещена пользователем Еремкина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД