Мишина Екатерина
Театральная деятельность в контексте речевого развития для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Театральная деятельность в контексте речевого развития для детей 2-3 года».
Особенности развития речи детей 2-3 года.
В методике обучения приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
Публикация «Театральная деятельность в контексте речевого развития для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь у детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Дети общаются между собой, но наблюдение взрослого необходимо. С малышами необходимо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.
Дети 2-3 года очень наблюдательны. Ничто не ускользает от их внимания – любой жест, любая вещь, взятая воспитателем. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен спокойно и обстоятельно рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенку будет интересно – он будет наблюдать и самое главное – повторять понравившиеся слова или небольшие фразы.
Организация и проведение занятий.
1. Программный материал, который изучался на предыдущем занятии, повторяется на последующем с интервалом не менее 1-3 дней.
2. Освоение программного материала продолжается 3-4 минуты после занятия. (Дети не спешат расходиться, тянутся к воспитателю и к показанным, интересным предметам).
3. Значительное место занимают комбинированные занятия: каждая его часть решает определенную задачу (прочитали Курочку Рябу, повторили слова из нее, слепили яичко).
4. Занятие должно быть очень хорошо продуманно, так как у детей еще слабое произвольное внимание и память.
5. Необходима эмоциональная установка для предстоящего занятия.
6. Дети склонны к подражанию. Расшалившихся малышей следует включать в деятельность, с помощью, принесенной на занятие, игрушки, например.
7. Демонстрационный материал должен быть в хорошем состоянии.
8. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Учим детей задавать вопрос и отвечать на него.
9. Дети поддаются внушению: хвалим, закрепляем успех словами, подбадриваем.
10. Чередование различных форм работы: пояснений с играми.
11. Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. 3-4 ответа по одному, потом все вместе.
12. Использование разнообразного демонстрационного материала.
13. Использование занятий, направленных на то, чтобы дать детям возможность подвигаться.
14. В этот период наряду с очень быстрым пополнением словаря, речь детей характеризуется еще одной особенностью. Начинается важнейший этап освоения родного языка, овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных, различает единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время глаголов. Но в грамматическом отношении речь еще не совершенна. Нередко дети путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов («Мой мама», «Красивый кукла»). Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка). Многие дети к слову могут подобрать сходное по звучанию слово (птичка-невеличка, мишка-шишка, ложка-картошка, каша-малаша).
Театральная деятельность в смешанной группе раннего возраста.
Поскольку развитие речи является ведущей деятельностью для педагогов в группах раннего развития детей, предметно-развивающая среда у нас наполнена всевозможными принадлежностями: дидактическими играми, развивающими игрушками разного характера и направленности.
Однако особой любовью пользуются кукольные театры, а также театры с использованием нетрадиционных техник: театр на палочках, сделанный собственноручно, пальчиковый театр, театр из картонного домика.
Дети с интересом наблюдают за такими представлениями, внимание держится очень долго. Потом еще сами играют под присмотром, повторяя услышанные слова и выражения.
Целью таких занятий, как правило, является:
1. Ознакомление малышей с русскими народными сказками («Теремок», «Колобок», «Репка»);
2. Научить задавать и отвечать на вопросы по содержанию сказки, опираясь на наглядный материал («Про кого послушали и посмотрели сказку? – про Колобка»;
3. Сформировать желание и умение повторять слова сказки (амбар, печь, катится, песенка, при этом обращая внимание, что слово катится – это действие; кроме того, учимся договаривать слова или фразы по содержанию сказки;
4. Развивать память, наблюдательность, мелкую моторику, умение выполнять различные игровые задания.
5. Воспитывать умение слушать, сопереживать героям.
В заключение могу добавить только то, что мы с интересом наблюдаем, как у маленьких детей полностью отсутствует стереотипность мышления, вот почему нетрадиционные техники, в рисовании, например, пользуются такой популярностью – это рисование губками, ватными палочками, пальчиками и пр. В развитии речи также мы используем всевозможные техники,одна из которых, развитие речи посредством использования различных, зачастую сделанных из подручных материалов, театров.
Мы надеемся, что в будущем наши дети, во-первых, быстрее научатся говорить и будут говорить в соответствии с грамматическими и логопедическими нормами, во-вторых, они обогатят свой словарный запас, разовьют воображение.