татьяна сомова
Театральные игры как средство развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Театральные игры как средство развития творческих способностей
В настоящее время в психологической литературе чаще предлагаются такие отдельные методы и направления развития творческих способностей, как: упражнения с элементами дидактической игры (Ю. Афонькина, Л. С. Выготский, и др., упражнения на развитие психических процессов (Ю. Афонькинa, Г. Урунтаевa и др., активизация межполушарного взаимодействия (Е. Д. Хомскaя, Э. Г. Симерницкaя, освоение приемов, методов запоминания (П. И. Зинченкo, А. А. Смирновa, обучение эмоционально-волевому контролю (Выготский, формирование интересов и склонностей личности, создание эмоционального настроя (Н. Дронинa, В. П. Ляудис) и др.
Публикация «Театральные игры как средство развития творческих способностей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте формируются все стороны личности ребенка: познавательная, психоэмоциональная, волевая. У них происходит комплексной развитие личности, где особую важность приобретают усвоение новых знаний.
По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
С древних времен и до настоящего времени игра использовалась как средство воспитания и обучения. В каждом детском возрасте игра является одним из средств познания окружающей действительности. Существует большое количество разнообразных игр: с игрушками, настольные, спортивные, познавательные и т. д. Но педагогическая игра отличается от многообразных ир тем, что она направлена на воспитание и обучение ребенка.
Рассмотрим такое понятие как «театральная игра». Театрализованная игра является одним из видов игр, активно используемых в системе дошкольного образования. И. Г. Вечканова понимает театрализованную игру как «деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках». В. Н. Всеволодовский-Генгросс театрализованной называл драматическую игру, которая «характеризуется наличием художественного образа и драматического действия».
Таким образом, театрализованная игра – это вид игры, реализуемой в виде театральной постановки с наличием в ней художественных образов и сюжета. По мнению Л. С. Выготского «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества». Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику.
Следующий аспект: театр – искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это – словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Основным языком театра является игра-действие, а признаками – диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
• для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
• для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);
• для самовыражения и самореализации.
Таким образом, театрализованная игра является наиболее перспективной формой развития творческих способностей старших дошкольников.