Папки-передвижки

Техники рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека

Аня Баженова
Техники рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека
▼ Скачать + Заказать документы

Техники рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека

Введение

Эмоциональная составляющая человека является одной из важнейших черт человеческой личности. Эмоции считаются мудростью бессознательного, они первичны. Одна и та же ситуация может вызвать разные эмоции, позитивные и негативные.

На всякую ситуацию мы стремимся отреагировать эмоционально, но очень часто требуется принятие рационального решения. Рациональное мышление - своеобразнаая противоположность эмоционально-составляющей личности. Оно действует вопреки и является вторичным. Если эмоциями и чувствами человек обладает от рождения, то рациональное мышление развивается у него в течение всей жизни.

Публикация «Техники рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека» размещена в разделах

Для воспитателя тема эмоционального и рационального мышления очень важна. С одной стороны, дети воспринимают мир эмоционально, они только начинают учиться контролю над чувствами и желаниями, они не могут объяснить многих своих поступков, и это необходимо учитывать в работе в детском саду. С другой стороны, воспитатель как лицо ответственное за образовательно-воспитательный процесс, за жизнь и здоровье детей, за порядок в группе, и не имеет права на эмоциональное восприятие ситуации. От воспитателя требуется помимо глубокой теоретической подготовленности, педагогической гибкости, творческого подхода, умения убеждать, сохранять в беседе самообладание, благожелательность еще и владеть техникой рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека.

Эмоциональный мир детей

Как уже говорилось, эмоции и чувства - это неотъемлемые черты человека. Новорожденный ребенок уже обладает способностью чувствовать и активно выражает свои эмоции.

Эмоции и чувства постоянно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент, и мы не можем отреагировать адекватно. Эмоциональный фактор процесса обучения и воспитания имеет большое значение, уделять ему внимание следует с самого раннего возраста.

Часто наше поведение, начиная с детства, продиктовано ожиданиями общества. Когда мальчик падает и разбивает коленку, он испытывает боль, обиду, желание сочувствия, но общество учит его «быть мужчиной и не плакать». Когда ребенку хочется баловаться и шуметь в общественном месте, его просят вести себя тихо и не мешать. Ребенка просят убирать игрушки, когда ему хочется гулять. С самого детства желания и эмоции ребенка не совпадают с ожиданиями и требованиями, предъявляемыми к нему. Ребенок вынужден включать рациональное мышление и принимать решения, действовать согласно ему.

Эмоции и чувства основаны на субъективной логике. Ребенок учится мышлению при манипулировании предметами в процессе ситуативно-делового общения со взрослым, то есть учится обрабатывать чувственный материал. И все же, ребенок остается ребенком, в основном мир его состоит из эмоций. И этот мир также нуждается в развитии, в том числе с помощью взрослых. Важной задачей родителей и воспитателей является уделение большого внимания вопросу развития эмоционального мышления у детей.

Рациональное мышление взрослого человека

Рациональное или логическое мышление — абстрактный уровень человеческого мышления, который используется для установления логических связей и последовательностей. Позволяет воспринимать мир с точки зрения разума, критически относиться ко всему, находить слабые места в аргументации, нестандартно подходить к задачам.

Становление рационального мышления заканчивается, примерно к 12 годам. Оно поддается тренировкам, но, конечно, во взрослом возрасте, начиная с 14-15 лет.

Техники рационального мышления

Основными техниками рационального мышления являются:

• Анализ - метод мышления, состоящий в разделении целого на составные части.

• Синтез - метод мышления, состоящий в соединении, объединении отдельных частей в единое целое.

• Сведение - переход от сложных, элементов к простым с выделением главного базиса.

• Индукция - метод мышления, основанный на умозаключении от частного (особенного) к общему.

• Дедукция - метод, основанный на умозаключении от общего к частному.

• Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений.

• Аналогия - метод мышления, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

• Выращивание идеи, концепции - средство построения логически связанных элементов, идей в одну концепцию.

• Рефлексия - метод мышления, направленный на осмысление своих собственных действий, работы, мышления и их анализ, т. е. самоанализ.

Второй набор техник логического мышления условно можно назвать разрушающими техниками. Они прекрасно подходят для групповой работы и могут быть использованы воспитателем в образовательном процессе.

• Непонимание - разрушающая техника, основанная на непонимании того, что предлагается, утверждается. Эта техника направлена на поиск новых идей, и новых аргументов, на создание продуктивного напряжения в группе. Непонимание помогает сделать коммуникации более совершенными, а также ускоряет группообразующие процессы. (

• Сомнение - внесение неуверенности в правильности идеи. При этом ставятся вопросы типа: Так ли это? Ты уверен? Разве так должно быть? и т. п. Эта техника позволяет задержать группу на одном этапе работы для более углубленной проработки содержания обсуждаемых вопросов. Она помогает формировать чувство ответственности за результаты работы.

• Проблематизация - мыслительная техника, состоящая в требовании объяснить, почему человек или группа утверждает и делает что-то, настойчиво фиксируя неуверенность или отсутствие оснований делаемых утверждений - Объясни, почему?. За счет этой техники обычно резко повышается продуктивность и качество работы, формируются навыки поиска, проработки и построения оснований своих суждений, представлений, утверждений и действий.

• Критика - фиксация недостатков содержания, способов его получения и представления. Критика развивает навыки конструктивного отношения к недостаткам и умения отстаивать свою точку зрения.

• Отрицание. На все высказывания и предложения участников работы педагог говорит «нет». Цель этой техники - поиск новых идей, отработка навыков аргументирования, создание продуктивного творческого напряжения, в том числе использование созидательной техники мышления.

• Инверсия - утверждение прямо противоположное тому, что утверждается или высказывается одним или несколькими участниками работы, акцентирование внимания на возможности противоположного подхода. Эта техника служит для углубленной проработки содержания обсуждаемого вопроса, поиска совершенно новых аргументов, тренировки навыков всестороннего рассмотрения вопросов, создания продуктивного напряжения в группе

• Приведение к абсурду. Данная техника реализуется за счет следующих действий.

Умелое владение этими техниками существенно повышает интеллектуальный потенциал участников работы, делает анализ более глубоким, а выводы более содержательными и обоснованными.

Заключение

Итак, в заключении можно сказать, что эмоциональное мышление более свойственно детям, которые в силу возраста не могут контролировать свои эмоции, не обладают должными навыками логического мышления, Этот факт воспитатель должен иметь ввиду.

По мере взросления человек овладевает рациональным мышлением, эмоции при принятии решения не являются уже главной двигающей мотивацией. Самообладание и умение рационально мыслить - отличные качества, которые могут пригодиться любому человеку. Но есть ряд профессий, когда эти качества необходимы. К таким профессиям, несомненно, относится воспитатель ДОУ. Поэтому, профессиональное саморазвитие дошкольного педагога должно включать овладевание техниками рационального мышления.

Список литературы

1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1982

2. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005

3. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 2006

4. Макаренко О. Г., Лазарев В. Н. Креативный менеджмент. - Ульяновск: УлГТУ, 2011

5. Основы педагогической и спортивной этики: учебное пособие /, Э. И. Белогородцева, Н. В. Кожевникова. - Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : 2010

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы Дорожки здоровья предназначены для массажного воздействия на стопы, их можно использовать и дома и в детском саду. На стопах размещается.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки»Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки» В каждом детском саду есть тематические уголки. Хочу остановится на уголке настроения. Недавно у нас в 120 саду выборгского района прошёл.

Неделя «Рационального питания» средняя группа.Неделя «Рационального питания» средняя группа. В рамках проведения областного агитпоезда по ЗОЖ мы провели неделю по теме "Рациональное питание".По ранее разработанной нами программе.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализацииПрактика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с реализации эмоционально-поддерживающего компонента, как залога построения.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техники рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека
Опубликовано: 30 августа 2021 в 20:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Техники рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека» (включая файлы) размещена пользователем Аня Баженова (УИ 668202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД