Приложение МААМ

Технологии тайм-менеджмента в работе педагога

Анастасия Черноплечая
Технологии тайм-менеджмента в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация ФГОС ДО предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста ДОУ, максимум работоспособности и умения быстро адаптироваться в современных условиях. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности – отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в сою очередь, поможет повысить работоспособность и повысить стрессоустойчивость.

Время – это невосполнимый ресурс.

А сколько времени теряете понапрасну вы? (ответы участников)

Публикация «Технологии тайм-менеджмента в работе педагога» размещена в разделах

Самоорганизованность – это не сверхъестественный дар, а скорее навык, искусство, которому можно научиться. Другими словами, организованными и эффективными не рождаются, ими становятся.

Тайм-менеджмент – «технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями».

Управление временем (тайм менеджмент, time management, организация времени) - наука о методах определения, что для человека важно и на что в первую очередь потратить время. Управление временем включает в себя инструменты и методики планирования времени обычно с целью увеличения эффективности его использования в личных или корпоративных целях.

Первые идеи о правилах пользованиях времени появились в 60-х гг ХХв в странах Запада в ответ на ускорение темпов жизни. Менеджмент сегодня – это мотивация, раскрытие потенциала работника, создание условий для творчества. Тайм менеджмент применим как к размеренной работе технического специалиста, так и к профессиональной деятельности педагогов и руководителей образовательного учреждения.

Практическое задание «Пирог».

Перед Вами карточка, на которой изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасьте сейчас столько секторов, сколько Вам лет. А теперь давайте обсудим Ваше будущее… сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасьте еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасьте еще 3 сектора. Посмотрите и оцените сколько активного времени Вам осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным.

Стоит ли растрачивать время впустую?

Сущность любого управления и координации – создание предсказуемости с помощью правил, стандартов, планов, целей.

Виды ТМ

1. Личный (персональный). Организация сотрудником своей работы с помощью различных методов, инструментов, приемов.

2. Командный ТМ. Правила взаимодействия по горизонтали – между не подчиненными друг другу специалистами. Это наиболее значимая область для корпоративного стандарта, поскольку взаимоотношения сотрудников, согласование индивидуальных целей, планов и приоритетных направлений в условиях неизбежных функциональных и личностных конфликтов требуют корпоративного централизованного регулирования. при планировании работы по реализации ООП нужно переходить от монопедагогического взаимодействия «воспитатель – ребенок» к полипедагогическому взаимодействию. Большинство воспитателей отчетливо не осознают отличие полипедагогического взаимодействия от монопедагогического. И для этого есть объективные показатели: воспитатель проводит с детьми гораздо больше времени, чем все специалисты вместе взятые. И зачастую ведет себя так, как будто до него и после него никто не работает с детьми. Он не учитывает того решающего фактора, что для детей и родителей он включен в особую общность педагогов данной группы.

3. Корпоративный ТМ.

Регулируются отношения по вертикали, причем как от начальника к подчиненному, так и в обратную сторону.

Ресурсы времени надо искать в самом себе. Выходить из себя считается плохим тоном, но выходить из своих стереотипов полезно не только для производительности своего, но и для здоровья и продолжительности жизни.

Практическое задание 1

Проанализируйте свой план работы, и честно ответьте все ли пункты вы выполнили и какова причина. Мне зачитывать не надо. Это задание на честность перед самим собой.

Теперь давайте рассмотрим способы преодоления стереотипов.

1. Нерешительность. откладывание дел на потом – недостаток, исправление которого большинство людей тоже откладывает на потом. В основе нерешительности лежит элементарный страх делать ошибки, как и глупое стремление к абсолютному совершенствованию. В нашей стране у многих людей действует правило «как-нибудь само рассосётся», эта касается не только лечения, личных отношений, но и работы.

Способ преодоления – дедлайн – крайний срок сдачи какого-либо задания.

2. Лень. сколько раз, придя с работы в конце рабочей недели, мы себе даем установку «Завтра встану попозже, высплюсь и дол вечера сделаю все дела»?. Но наступает выходной, вы встали попозже, ритм сбился. И в итоге вы ничего не сделали. Но это не страшно, ведь завтра воскресенье. Но и в воскресенье тоже не все сделали, И это не страшно, на рабочей неделе точно все доделаю. И в итоге дел накопится столько, что их не успеваете делать.

Способ преодоления – начав одно важное дело, не переключайтесь на другое до завершения первого.

3. Недоверие к людям.

Педагоги работают в паре. Но бывает так, что один педагог взваливает все на себя и с гордостью тащит, но при этом жалуется, что он ничего не успевает, потому как напарник ничего не делает.

Способ преодоления – доверяйте друг другу. Распределите обязанности между собой.

4. Неумение выделить приоритеты.

Все дело в технологии : нужно иметь ориентиры для оценки актуальности и необходимости решения данной проблемы. Как часто нам не хватает времени на что-то важное, давно задуманное?

Способы преодоления – при возникновении новой проблемы или задачи поставить вопросы:

- эта проблема реальна?

- она связана с другими проблемами?

- что нам дает ее решение?

- каков масштаб влияния данной проблемы?

- снимает ли решение данную проблему полностью?

- не вызовет ли это решение еще больших проблем?

- в течение какого времени решение будет иметь силу?

А также можно использовать дневник времени и планировщик времени. Планировщик можно разделить на две половины. В одной записывать время, в другой – делать записи.

Дневник времени – это фиксация неструктурированной, поисковой деятельности. В него записывается абсолютно все, что приходит в голову.

При планировании рабочего времен нельзя забывать о том, что рассчитывать стоит только 60% своего времени, остальное идет на так называемые «буферные зоны», которые идут на решение срочных вопросов. Рабочий день нужно планировать исходя из 7ч 12 мин.

Практическое задание.

Вспомните, какая проблема возникал у вас вчера или сегодня. Проанализируйте ее.

Полезные советы, как сэкономить время.

1. Никогда не бойтесь отказывать. Это слово способно уберечь от множества возможных неприятностей.

2. Одни раз в час делайте перерыв 10 минут.

3. Физические упражнения. Дыхательная гимнастика, наклоны головы.

4. Избавитесь от перфекционизма.

Технологии рационального использования рабочего времени.

Кластеры (автор Гудлат).

Кластеры (или гроздья) – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, в виде грозди. Прием заключается в следующем. Рисуем модель солнечной системы – звезду, планеты и спутники. В центре располагаем звезду – это наша проблема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы; соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты есть спутник, у спутников свои. Кластеры помогают систематизировать проблему, сделать ее объемной, выделить наиболее важные детали. Система кластеров охватывает большое количество информации, чем можно было получить при обычном изложении в текстовой форме.

Практическое задание 2

Сформулируйте проблему и разложите ее на кластеры.

Приём «Дерево предсказаний» (Дж. Беллансем)

Он помогает строить предположения соответственно развитию линии сюжета рассказа, повести. Правила работы с данным приемом : створ дерева – тема, ветви – предложения, которые ведуться по двум направлениям: возможно и вероятно, и листья – обоснование этих предложений, аргументы в пользу того или иного мнения. Такое дерево позволяет быстро составить самый вероятный план действий.

Прием «Fishbone» (Рыбный скелет).

Данная модель постановка и решения проблемы (в форме рыбного скелета) позволяет описать и попытаться решить их в взаимосвязи, комплексом. Педагогам предлагается информация проблемного содержания и схема рыбы для ее систематизации: тема – это голова рыбы, на верхних косточках записывается формулировка проблемы, на нижних – факты, подтверждающие, что данные проблемы существуют.

Дневники и бортовые журналы (Гудлат)

Бортовые журналы – обобщающие название различных приёмов, согласно которым во время изучение темы педагога фиксируют свои мысли определённые ячейки таблицы.

Практическое задание3

Заполните ячейки по данному выступлению.

Рефлексия в формате «ИНСЕРТ» (л. л. Вогэн, Т. Х. Эстес)

Аббревиатура «ИНСЕРТ» - это калька с английского I.N.S.E.R.T, что можно перевести как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста». Данная технология позволяет экономить время для анализа и обобщения выступления педагогов, результатов семинара, собрания трудового коллектива.

I – interective : самоактивизирующая N- noring : система разметки S – system : для эффективного анализа

E - effective R-reading

T - thinking

V- уже знали + новое - думал иначе? чтение и размышление – есть вопрос

Галочкой помечается то, что вы уже знали. Помечается то, что для вас наиболее интересным и неожиданным Помечается то, что противоречит вашим представлениям Вопросительный знак ставим, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

SWOT-анализ.

Для открытого обсуждения тех или иных проблем, а также планирования общего вектора работы удобно использовать технологию SWOT-анализа.

Технология SWOT-анализа используется для с 60-х годов ХХ в в процессе стратегического планирования деятельности.

SWOT :

S – STRENGTHS

W – WEAKNESSES

O – OPPORTUNITIES

T – THREATS

Метод маркетингового анализа в виде процедуры сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

Внутренние Внешние

Берите за основу сильные стороны Используйте возможности

Анализируйте слабые стороны Избегайте угроз

Практическое задание 4.

Проанализируйте с помощью SWOT-анализа психологи-педагогические условия в нашем ДОУ.

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра — это один из самых популярных инструментов тайм-менеджмента, который используется множеством людей по всему миру: от обычных работников по найму и менеджеров среднего звена до руководителей крупных фирм и известных на весь мир корпораций. Основоположником этой матрицы является 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Как несложно догадаться, этот человек был очень занят и должен был выполнять множество всевозможных дел, связанных со своей деятельностью. По этой причине он занимался оптимизацией своего рабочего графика и списка выполняемых задач. Итогом его изысканий и стала рассматриваемая нами матрица. Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси — это ось важности (по вертикали) и ось срочности (по горизонтали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем – во вторую, а чем вообще заниматься не стоит.

Квадрант A : важные и срочные дела

При идеальном планировании этот квадрант матрицы должен оставаться пустым, т. к. появление важных и срочных дел является показателем неорганизованности и допущения завала. Эта часть графика заполняется у многих людей из-за присущей им лени и неправильной расстановки приоритетов. Естественно, временами подобные дела могут появляться у каждого человека, но если это происходит ежедневно, то самое время обратить внимание на самодисциплину.

Итак, появления дел в квадранте A следует избегать. А для этого необходимо лишь вовремя выполнять пункты остальных квадрантов. Но если в первый квадрант что-то всё же и стоит вписывать, то это:

o Дела, невыполнение которых отрицательно сказывается на достижении поставленных целей

o Дела, невыполнение которых может стать причиной затруднений и неприятностей

o Дела, которые имеют отношение к здоровью

Квадрант B : важные, но не срочные дела

Второй квадрант заслуживает наибольшего внимания, т. к. дела, находящиеся именно в нём, являются наиболее приоритетными и перспективными, и именно из них должны состоять повседневные задачи любого человека. Замечено, что люди, которые занимаются преимущественно делами этого квадранта, достигают в жизни наибольших успехов, продвигаются по службе, зарабатывают больше денег, имеют достаточно свободного времени и живут счастливой и насыщенной жизнью.

Обратите внимание также и на то, что отсутствие срочности позволяет подходить к решению любых задач более обдуманно и конструктивно, а это в свою очередь позволяет человеку раскрывать свой потенциал в полной мере, самостоятельно продумывать все нюансы своей деятельности и управлять временными рамками своих дел. Но здесь, помимо всего прочего, нужно помнить, что дела, находящиеся в квадранте B, если их не выполнять своевременно, могут с лёгкостью попасть в квадрант A, став ещё более важными и требующими скорейшего выполнения.

Опытные специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют включать в квадрант B все текущие дела, связанные с основной деятельностью, планирование и анализ работы, учебные и спортивные занятия, соблюдение оптимального графика и режима питания. Т. е. всё то, из чего состоит наша обычная повседневность.

Квадрант C : срочные, но не важные дела

Дела, которые находятся в этом квадранте, по большей части являются отвлекающими и нисколько не приближающими человека к намеченным результатам. Нередко они просто мешают сосредоточению на действительно важных задачах и снижают эффективность. Главное при работе с матрицей – не перепутать срочные дела из квадранта C со срочными делами из квадранта A. Иначе образуется неразбериха и то, что должно быть выполнено в первую очередь, остаётся на втором плане. Всегда помните о своих целях и учитесь отличать важное от второстепенного.

К делам квадранта C можно отнести, к примеру, навязанные кем-либо со стороны встречи или переговоры, празднования дней рождения не очень близких людей, внезапно возникшие хлопоты по дому, устранение не жизненно важных, но требующих внимания отвлекающих факторов (разбилась ваза, сломалась микроволновая печь, перегорела лампочка и т. п., а также другие всевозможные дела, которые не продвигают вас вперёд, а только тормозят.

Квадрант D : не срочные и не важные дела

Задачи, относящиеся к последнему квадранту, не приносят совсем никакой пользы. Во многих случаях полезно не только заниматься ими в последнюю очередь, но и не заниматься ими вообще. Хотя знать о них непременно нужно, т. к. именно они являются «пожирателями времени».

Интересна и ещё одна особенность дел из данной группы: они являются очень привлекательными для многих людей – эти дела просты в выполнении и доставляют удовольствие, позволяют расслабиться и приятно провести время. Поэтому и противостоять соблазну ими позаниматься бывает довольно проблематично. Но делать это непременно нужно.

В квадрант D можно записать такие дела как разговоры по телефону с друзьями о чём-то несущественном, ненужная переписка или времяпрепровождение в соцсетях, просмотр сериалов и различных «отупляющих» телепередач, компьютерные игры и т. п. Конечно, отдыхать и как-то развлекать себя периодически должен каждый человек, но для этого существуют и более интересные и развивающие способы: чтение хороших книг, интеллектуальные игры, посещение спортзалов и бассейнов, поездки на природу и т. п. Если же полностью избавить себя от занятия делами из квадранта D не удаётся или не хочется, то нужно отложить их выполнение хотя бы до того момента, когда дела из квадрантов B и C будут выполнены, а время, которое будет уделяться делам квадранта D, должно быть сведено к минимуму. Здесь будет уместна всем известная пословица: «Делу время, потехе — час».

Практическое задание 5.

Попробуйте раскидать дела, которые вы запланировали на день по данным ячейкам.

Сформулиуйте свою цель, не обязательно по работе.

Одним из важных процессов в работе педагога является целеполагание.

Для успешной и правильной постановки цели помогает формула КИПРО

Практическое задание 6 .

Сформулируйте свой цель (педагогическую, жизненную).

Разбор с помощью КИПРО

К – конкретность. Цель не должна быть общей

И – измеряемость. Цель должна иметь определённый числовой эквивалент в том или ином отношении

П – подконтрольность. Достижение цели должно зависеть только от вас.

Р – реалистичность. Вы должны отдавать себе отчет в реалистичности и достижимости вашей цели

О – определённость во времени. Любая цель должна иметь временные рамки.

Заключение

Уважаемые педагоги, данные технологии помогут вам быть более успешными в организации своей работы.

Практический материал.

Практическое задание 1

___

Практическое задание 2

Практическое задание3

Что было известно по данной теме? Что нового я узнала?

Практическое задание 4

Анализ психолого-педагогических условий в нашем ДОУ.

Сильные стороны

Слабые стороны Возможности Угрозы

Практическое задание 5.

Срочно Несрочно

Важно

Неважно

Практическое задание 6.

___

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования Прошла обучение в Научном образовательном центре "Технологии и стратегии образования" ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический.

Информационные технологии в работе ДОУ Выступление на М/О в МАДОУ детский сад № 106 Тема: Информационные технологии в работе ДОУ. Дата проведения: 24.02.19г. Учитель-логопед:.

Классный час «Рациональное время. Тайм-менеджмент» Классный час на тему: «Рациональное время. Тайм-менеджмент» Ничто в действительности не принадлежит нам, кроме времени, которым мы владеем.

Мастер-класс с педагогами по квест технологии «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками» ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками» Цель: Поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию.

Профессиональный рост педагога «Психодрама и ролевой тренинг в работе педагога» Профессиональный рост педагога Тема курсов повышения квалификации, наименование учреждения Количество часов Год прохождения повышения,.

Реализация технологии «Портфолио педагога» в ДОУ Цель реализации технологии – способствовать профессиональному росту и развитию педагогов через самооценку и рефлексию в процессе анализа.

Семинар-практикум с использованием элементов тренинга «Тайм-менеджмент для педагогов» Семинар-практикум с использованием элементов тренингаТема: «Рациональное использование времени - важный фактор эффективной работы и достижения.

Презентация «Тайм-менеджмент современного педагога» [i]Выступление на методическом часе. [/i] Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам.

Здоровъесберегающие технологии в работе логопедаЗдоровъесберегающие технологии в работе логопеда доровьесберегающие технологии в логопедии. В настоящее время требования к образовательному процессу в детском саду основываются на федеральных.

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателяЗдоровьесберегающие технологии в работе воспитателя Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Воспитатель группы раннего возраста МБДОУ детский сад №2.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технологии тайм-менеджмента в работе педагога
Опубликовано: 18 марта 2019 в 09:38
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии тайм-менеджмента в работе педагога» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Черноплечая (УИ 358982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД