Ирина Забелина
Технологическая карта организованной образовательной деятельности «Экспресс» для будущих программистов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель освоения предложенного материала: Учить детей основам программирования с помощью активных кубиков. Создать условия для формирования способностей воспитанников конструировать и моделировать на заданную тему.
Задачи:
Образовательные :
• формировать представления детей о железной дороге, их видах, назначении различных строений;
• закреплять умение конструировать модели по схеме, передавать характерные особенности постройки, опираясь на схему;
• формировать умение осуществлять элементарный анализ;
• формировать умение решать распространенные проблемы на дороге.
Развивающие:
Публикация «Технологическая карта организованной образовательной деятельности „Экспресс“ для будущих программистов“» размещена в разделах
• развивать умение детей работать с готовыми схемами; строить сооружение с учетом способов крепления деталей, правильной последовательности действий;
• развивать конструктивное мышление, воображение, творческие способности;
• создать условия для активизации технического творчества детей, развития у них пространственного мышления, речи, способности предвидеть будущий результат, интереса к конструированию.
Воспитательные:
• воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть поделки будет выполнять, воспитание чувства ответственности перед коллективом.
• учить доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: дети знают о функциях активных кубиков; могут использовать активные кубики для выполнения задач. У детей повышается познавательный интерес к конструированию и моделированию на заданную тему.
Организация пространства : набор LEGO DUPLO «Экспресс «Юный программист»», доска задач, карточки с изображением объектов для доски задач: железнодорожный вокзал, заправочная станция, аттракционы; схемы объектов.
Технология изучения указанной темы
№ п/п Этап
занятия Ход занятия Время
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Психологи-ческий настрой Воспитатель: Внимание! Внимание! Приглашаю подойти ко мне всех, кто умеет мастерить и любит этим заниматься!
- У вас хорошее настроение?
- Я очень рада вас всех видеть. Дети подходят к воспитателю и встают свободно на ковре.
Ответы детей. 1 мин
2 Мотивационно – ориентировочный Воспитатель: Вы когда–нибудь путешествовали с родителями? Назовите транспорт, на котором путешествовали?
- Я неспроста пригласила вас сюда. Ведь сегодня перед вами встанет непростая задача. Со мной в путешествие отправится тот, кто назовёт слова связанные с железной дорогой.
Ответы детей.
Дети называют слова (семафор, пассажирский поезд, пассажиры, железнодорожные билеты, и др.) 1 мин
3 Поисковый этап Воспитатель: А вы бы хотели отправиться в путешествие? Ну как же нам быть? Ведь для поездки у нас нет поезда, железнодорожного вокзала.
Воспитатель: Давайте определимся, что мы будем конструировать?
Воспитатель: Что для этого надо сделать? Ответы детей: всё это можно построить из конструктора ЛЕГО.
-Железную дорогу, железнодорожный, вокзал, заправочную станцию, поезд.
(Дети выкладывают карточки с объектами на доску задач в графу «План»)
-Выбрать необходимые детали.
Пользоваться схемой.
Обратиться за помощью к другу или взрослому.
(Дети выкладывают карточки на доску задач с условными обозначениями в графу «Дело») 3 мин
4 Практический этап Воспитатель: Ребята, объединитесь в пары и выберете карточки с объектами, которые вы будете конструировать.
Воспитатель обсуждает с детьми, что они будут строить
- Что вы будите строить?
- Посмотрите, какая дорога на схеме?
- А какие виды железнодорожных путей бывают?
- А вам, какая карточка досталась?
- А какие поезда бывают?
Воспитатель во время самостоятельной деятельности детей даёт рекомендации по соединению деталей
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие у вас красивые постройки получились! А где вы их разместите? Отметьте на схеме
- Что мы расположим сначала и почему?
- А затем? Где мы её расположим?
- Дети, какая железная дорога получилась?
- Давайте разместим построенные объекты на пути экспресса в соответствии с планом.
Воспитатель обращает внимание на фигурку человека с билетом.
Воспитатель: Обратите внимание, на вокзале ожидает отправление поезда пассажир?
- Как же нам узнать, куда он едет?
- В билете указано, что он едет в парк развлечений.
- Ребята, перед нами стоит новая задача. В нашем Лего городе нет парка развлечений, как же нам быть?
- Вы справитесь?
Воспитатель: При конструировании аттракционов вы проявите своё творчество, но необходимо соблюдать обязательное условие – все аттракционы должны двигаться.
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Можно отправляться в путь.
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер.
Динамическая пауза
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Лего города доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет –
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят
«Чу-чу-чу-чу-чу», - бежит паровоз
Далеко-далеко ребят он повез.
Воспитатель: Наш поезд «Экспресс» готов к отправлению. Предлагаю вам запрограммировать маршрут движения поезда. Как мы можем это сделать?
- Правильно, давайте расположим активные кубики в соответствующих местах.
Воспитатель обсуждает с детьми, какие активные кубики и в каких местах они установили
- Катя, какой активный кубик ты установила? Где ты его разместила?
- Где ты разместил синий кубик и почему?
Воспитатель: Давайте попробуем поезд отправить в путешествие?
- Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей, поезд двигается по заданному маршруту?
- Ребята на пути поезда возникла проблема? На рельсы упало дерево. Что необходимо срочно сделать?
- Как мы можем решить эту проблему?
Воспитатель выставляет знак «Ремонтные работы».
-Что обозначает этот знак?
Воспитатель: И что же теперь наш поезд не довезёт пассажира до парка аттракционов? Можем мы исправить эту проблему?
Воспитатель: Ребята, какая теперь у нас железная дорога получилась?
Воспитатель: Предлагаю продолжить путь нашего поезда по изменённому маршруту.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете на настоящей железной дороге можно программировать маршрут активными кубиками активными кубиками?
- Как же можно запланировать маршрут движения настоящего поезда?
- В современном мире диспетчер может наблюдать движение поезда с помощью компьютера. Если возникают, какие либо проблемы, то диспетчер сообщает машинисту поезда о них и дальнейших действиях машиниста.
- Я предлагаю вам сегодня побыть в роли диспетчера нашего поезда «Экспресс». Хотите?
- Вы будете управлять поездом с помощью специального приложения на планшете. Благодаря приложению мы можем остановить поезд, поменять направление, услышать специальный звук.
- Давайте, запрограммируем маршрут нашего поезда «Экспресс» теперь с помощью приложения. Пассажир также прибудет в парк аттракционов.
- Мы справимся таки образом с поставленной задачей?
Воспитатель: С помощью данной программы мы можем рассчитать точное расстояние поезда, на котором он может остановиться. Мы выбираем количество пролётов, тем самым указывая, где будет остановка поезда. Затем эту цифру устанавливаем на диске, выбираем направление поезда и запускаем. Предлагаю попробовать это сделать.
- Как вы думаете удобнее программировать маршрут поезда с помощью активных кубиков или мобильного приложения?
- А почему?
- Благодаря компьютерному оснащению диспетчер может предотвратить многие проблемы на пути следования поезда и быстро их разрешить.
Воспитатель: Поезд «Экспресс» прибыл на станцию «Парк аттракционов». Дети в парах выбирают карточки с изображением объектов
- Мы будем конструировать тоннель.
- Замкнутая, кольцевая.
- Прямые пути, пути с развилкой.
- Мы будем строить поезд «Экспресс».
Грузовые и пассажирские.
Дети самостоятельно по схеме конструируют постройки.
Ответы детей: железнодорожный вокзал,
потому что поезд начинает свой путь от железнодорожного вокзала.
- Заправочную станцию. Проехав половину пути поезд остановиться на дозаправку.
Дети все объекты размещают на схеме, поясняя свой выбор.
- Закольцованный путь.
Дети размещают объекты.
Ответы детей: Посмотреть его билет
- Построить аттракционы из конструктора
Дети выкладывают карточку с изображением аттракционов на доску задач в графу «План»
Дети самостоятельно выполняют задания. Выполненные постройки размещают вдоль железной дороги
Дети выполняют имитационные движения
- С помощью активных кубиков.
Дети размещают активные кубики на путь, таким образом, программируют маршрут поезда «Экспресс»
Ответы детей
Ребёнок запускает поезд.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети меняют направление поезда (задний ход) с помощью зелёного кубика, и останавливают поезд красным активным кубиком.
Ребёнок на доску задач прикрепляет карточку «Ремонтные работы» в графу «План».
Ответы детей.
Ответы детей: построить объезд для поезда.
Ребёнок выкладывает карточку со схемой объезд на доску задач в графу «Дело».
Дети конструируют объезд для поезда.
Ответы детей: закольцованный путь с ответвлением.
Ребёнок запускает поезд, поезд двигается по изменённому маршруту. Дети продолжают программировать маршрут поезда активными кубиками.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети выполняют действия с помощью мобильного приложения.
Ответы детей.
Ответы детей.
20 мин
5 Рефлексивно-оценочный Воспитатель: Как вы думаете, нашему пассажиру понравилась поездка?
- Как он опишет маршрут своим близким?
Воспитатель: Ребята, пассажир доволен, мы справились с поставленными задачами.
- Давайте посмотрим, мы выполнили все поставленные задачи?
Воспитатель обращает внимание детей на доску задач.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось выполнять?
- А вам больше понравилось программировать маршрут поезда активными кубиками или мобильным приложением?
- Может быть, у вас возникли затруднения?
- Если вам понравилось путешествие, то поставьте, пожалуйста, кубик ЛЕГО на красную платформу с весёлым пассажиром. А если у вас возникли трудности, расположите кубик на пустую платформу.
- В следующий раз мы отправим наш «Экспресс» в новое путешествие по новому маршруту.
- За активную работу и за старания вы все получаете фишки, которые вы прикрепите к постеру индивидуальных достижений.
Воспитатель детям раздаёт фишки. Ответы детей.
Дети в определённой последовательности составляют описательный рассказ маршрута пассажира, передавая фигурку друг другу.
Дети выкладывают карточки со значками на доску задач в графу анализ.
Ответы детей.
Дети размещаю кубики. 5 мин