МААМ-картинки

Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе

Анна Александровна Калёнова
Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Слово как единица речи и языка. Слово как единство значения и звучания. Роль слов в речи. Составление текста по опорным словам и рисунку» в 1 классе.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

1. Дать представления о слове как единице речи и языка;

2. Дать представления о слове как единстве значения и звучания.

Задачи:

1. Учить различать предметы (действия, признаки) и слова, называющие предметы (действия, признаки);

Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку „Слово как единица речи и языка“ в 1 классе» размещена в разделах

2. Учить ставить вопросы к словам, а также классифицировать слова по тематическим группам;

3. Учить составлять текст по опорным словам и рисунку, а далее рассказывать составленный текст.

Прогнозируемые результаты. Ученики получат:

- Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания;

- Представления о роли слов в нашей речи;

- Научатся различать предмет (признак, действие) и слово, называющее предмет (действие предмета, признак предмета);

- Будут упражняться в составлении устного текста по опорным словам и рисункам.

Универсальные учебные действия.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: обращаться за помощью, ставить вопросы.

Материал и оборудование. Учебники В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык. 1 класс» и рабочие тетради на каждого ученика, ПК, экран, мультмедиа, электронное приложение к учебнику, карточки со словами «речи», «приятно», «и», «умные», «слушать».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Работа в парах.

На каждой парте лежит конверт с карточками со словами «умные», «и», «приятно», «речи», «слушать».

- Ребята, достаньте из конверта карточки со словами и составьте из них пословицу. (Ученики выполняют задание в паре - 1 мин. )

- А теперь, ребята, постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы. (Заслушиваются ответы учащихся. )

- Можно ли, ребята, назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрим схемы предложений и определим схему, соответствующую пословице.

1.|___ ___ ___ ___ ___?

2.|___ ___ ___ ___.

3.|___ ___ ___ ___ !

4.|___ ___ ___.

- Ребята, почему вы выбрали вторую схему. (Схема состоит из 5 слов, и пословица тоже состоит из 5 слов, и в конце предложения стоит точка. )

3. Целеполагание. Знакомство со шмуцтитулом (учебник, стр. 17).

- Ребята, прочитайте, название раздела. (Слова, слова, слова) Прочитайте, чему мы научимся и что узнаем, изучая первый раздел «Слова, слова, слова…». (Мы познакомимся со словами русского языка: словами-названиями явлений и предметов, действий предметов, признаков предметов; познакомимся с вежливыми словами, многозначными и однозначными словами, а также словами противоположными и близкими по значению.)

- А сейчас определим учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?» (Узнаем, что такое слово, какие бывают слова.)

4. Работа по теме урока.

А).Организация осмысления и восприятия новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. Работа с учебником (упр. 1, стр. 18)

- Ребята, прочитайте стихотворение.

- Значение, какого слова не понятно вам? (Слово «плим» не понятно. )

Предлагаю, порассуждайте, что обозначает слово «плим».

Заслушиваются ответы учеников.

- Прочитайте сведения о языке на 18 странице. (Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.)

- Что такое слово? (Сочетание букв, которое имеет значение.)

- Для чего они нужны нам?

Заслушиваются ответы учеников. Затем проходит комментированное письмо в тетради слов «стул», «воробей», «ворона».

- Ребята, подумайте, можно ли назвать словами то, что вы записали? (Да.)

- Скажите, что называет каждое слово? (Название мебели, название птиц. )

- Подумайте, какое слово является «лишним»? (Слово «стул»-это название мебели, а все другие слова-названия птиц.)

- Вспомните, названия, каких птиц вы знаете ещё?

- Назовите предметы мебели?

- Попробуйте сделать вывод: для чего нам нужны слова? (Слова нужны нам для того, чтобы называть предметы. Слова ещё служат для наименования, обозначения окружающих человека явлений и предметов, их действий и признаков.)

Б).Первичная проверка понимания. Работа с учебником (упр. 2, стр. 19).

- Ребята, прочитайте высказывания К. Г. Паустовского о слове. Какова главная мысль этого высказывания? (В русском языке много хороших названий и слов.) Посмотрите сейчас вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашем классе.

В).Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу. Работа в тетради.

- Ребята, прочитайте стихотворения А. А. Шибаева и К. Г. Паустовского. о чём хотел рассказать в своём стихотворении каждый поэт?

Работа с учебником (упр. 3, стр. 19)

- Прочитайте, ребята слова. Попробуйте соотнести слова и образы, названных слов.

- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «что?» (Капель, мороз, радуга, смородина, солнце, снежинка, сосулька, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, подснежник, мухомор.)

- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «кто?» (Грачи, скворцы.)

Работа с ПК. Тема «Слово. Упражнение. Игра «Засели домик».

- Ребята, попробуйте из группы выбрать слова, которые можно объединить темой «Весна» и «Зима». («Весенние слова»: ручьи, капель, грачи, подснежник, ледоход, скворцы. «Зимние слова»: мороз, метель, снегопад, сугроб, снежинки.)

- Ребята, постарайтесь составить предложение со словом о зиме. (Заслушивание ответов учащихся.)

Г).Творческое добывание и применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее умений и знаний. Работа с учебником (упр. 4, стр. 20)

- Ребята, рассмотрите рисунок. Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке? (Аквариум. )

- Для чего нужен аквариум? (В аквариуме живут рыбки. )

- На какой вопрос отвечает слово «аквариум»? (Что?)

- Кто подкрался к аквариуму? (Кот. )

- А что делают рыбки? (Испугались, опустились на дно.)

- На какой вопрос отвечает слово «кот»? (Кто?)

- Что пытается сделать кот? (Достать рыбку.)

- Ребята, подумайте, а что может сделать с этим стеклянным аквариумом кот, чтобы достать рыбку? (Перевернуть, чтобы вылилась вода, нечаянно разбить, передвинуть с места на место.)

- Ребята, предлагаю вам проговорить название стеклянного сосуда по слогам. (Ак-ва-ри-ум.) Что можно сделать со словом «аквариум»? (Написать, произнести, составить с этим словом предложение, определить, на какой вопрос отвечает это слово.)

- Слово «аквариум» и предмет, который называется этим словом,- это одно и то же или нет? Почему?

Составление устно текста по опорным словам и рисунку (учебник упр. 5, стр. 20).

- Ребята, прочитайте опорные слова. Постарайтесь, составить устно текст по опорным словам и рисунку.

Примерные тексты:

«Вот аквариум. В голубой воде плавают очень красивые рыбки. Любопытный кот увидел рыбок. Он осторожно крадётся к аквариуму. Вот кот опустил лапу и хочет поймать маленьких рыбок. Ну и хитрый котик!»

«В аквариуме плавают маленькие красивые рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик!»

5. Самостоятельная работа. Работа в тетради (упр. 2, стр. 11)

- Ребята, рассмотрите рисунок и подберите название к нему. Допишите буквы в словах.

- Проверьте по учебнику правильное написание слов. (упр. 3, стр. 13)

- Ребята, попробуйте объяснить, почему словам даны такие названия, как «ледоход» и «подснежник». (Заслушивание ответов учащихся. )

6. Подведение итогов урока.

- Ребята, вспомните, когда слово является словом? Для чего нужны в речи слова? Что могут называть слова? Подумайте, слово-название предмета и предмет – это одно и то же?

7. Рефлексия.

- Ребята, постарайтесь закончить предложения:

Сегодня я узнал ….

Мне было трудно ….

У меня получилось ….

Я понял, что ….

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Технологическая карта урока по английскому языку в в 7 классе «Защита окружающей среды. Страдательный залог в Present Simple» Технологическая карта урока по английскому языку на основе технологий индивидуализации и личностно-ориентированного обучения учитель английского.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» 1. Ф. И. О. учителя: Семенова Вера Александровна 2. Класс: 1 Предмет: русский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе
Опубликовано: 29 января 2022 в 18:11
+85Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД