Людмила Гусейнова
Технологическая карта занятия по финансовой грамотности «Приключения с Буратино» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта (занятия)по финансовой грамотности «Приключения с Буратино!»
Гусейнова Людмила Николаевна
Образовательная организация СОШ п. Сосновка Белоярского района Тюменской области ХМАО-Югра
Возрастная категория обучающихся (группа) старшая группа
Публикация «Технологическая карта занятия по финансовой грамотности „Приключения с Буратино“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Тема занятия Финансовая грамотность
Цель содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Планируемые образовательные результаты Предметные: учиться находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, знать понятие- что такое «семейный бюджет», его структурой, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Личностные: формировать разумное отношение к расходованию денег, а так же способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег
Предметные: называть и определять противоположные признаки банкноты и монеты; определять жизненно важные потребности;
Межпредметные: овладеют способностью понимать мотивацию занятия, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивают свои достижения на занятии;
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности а) познавательные: развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
б) регулятивные: способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег; формировать разумное отношение к расходованию денег; развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
в) коммуникативные: помочь детям осознать роль денег в жизни людей; формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление; воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие
Основные понятия Монета, банкнота, деньги, пластиковая карта, семейный бюджет, доход, расход, потребности, товар
Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии) Занятие по финансовой грамотности в форме игры «Приключения с Буратино!» Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.
Средства обучения Игрушка Буратино, звуковое письмо, конверты с заданиями,монеты, денежные купюры, мяч для игры, пластиковые карты, картинки с банками; карточки с заданиями «потребности», карточки на внимание, денежные купюры, карточки с примерами, цветные полоски бумаги.
Организационные условия за круглым столом (расстановка стульев по кругу)
Учебно-методическое обеспечение
План занятия / мероприятия
Этапы занятия / мероприятия (время этапа)
По необходимости Используемые дидактические средства Деятельность педагога Деятельность воспитанников Образовательный результат
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Дети встают в круг Введение детей в тему, мотивирование детей
2. Актуализация знаний.
Голосовое сообщение
Воспитатель: А сейчас ребята отгадайте загадку.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? — …
Дети хором отвечают (Буратино)
Ребята, нам пришло голосовое сообщение от Буратино.
Давайте его послушаем (игрушка Буратино).
Буратино : Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.
Дети отгадывают загадку; слушают голосовое сообщение
Ответы детей
3. Самоопределение к деятельности.
4. Сообщение темы и цели. Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?
Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?
Воспитатель: Давайте посмотрим:
Дети: Выполнить несколько заданий.
Дети: Д
Дети настраиваются на восприятие новой информации
5. Основной блок
Работа по теме урока
Игра с мячом Первое задание
Картинки деньги (монета и купюра).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?
Воспитатель:
А какие деньги используют в нашей стране?
Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?
Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.
Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
• Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)
• Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)
• Монета звенит, а банкнота (шуршит)
• Монета металлическая, а банкнота (бумажная)
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?
Воспитатель: Правильно, так как там наши банкноты не помнутся и не порвутся, а монеты не потеряются, а будут целыми и невредимыми. Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине?
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, где нужно правильно распределить деньги: монеты в копилку, купюры в кошелек.
Игра- «Распредели деньги» (На компьютере.)
Воспитатель: Спасибо ребята вы справились с заданием, если у нас деньги в наличии, то называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите что вы о них знаете?
Воспитатель: А где находятся банкоматы
Воспитатель: А какие банки вы знаете?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?
Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы детей
• за деньги нельзя купить дружбу;
• за деньги нельзя купить уважение;
• за деньги нельзя купить любовь;
• за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
• за деньги нельзя купить общение с природой.
Дети: Деньги.
Дети: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Это банкноты или монеты.
Это металлические и бумажные знаки
Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги
Дети: Рубли.
Дети:
• деньги нужны для покупки продуктов питания;
• деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
• деньги нужны для оплаты развлечений;
• деньги нужны для покупки одежды;
• деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
• деньги нужны для покупки подарков.
Дети: в кошельке.
Дети: Нет
Дети: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.
Дети: В Банке.
Дети: Сбербанк, Почта банк, Альфабанк, Тинькофф, ВТБ и др.
Дети: Нет.
Дети проявляют интерес к теме беседы. Охотно вступают в контакт с воспитателем и со сверстниками. Дети умеют слушать и слышать друг друга
6. Физкультминутка. «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы). Дети выполняют все действия согласно текста физминутки;
7. второе задание: «Потребности». Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь.
Воспитатель: Ребята, а что такое потребности?
Воспитатель: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.
Воспитатель: Без чего человек не может жить?
Воспитатель:
• Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.
• Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
• Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
• Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.
• Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.
Воспитатель: Ребята, выберите на карточке изображения с жизненно важными потребностями. Возьмите карточки и обведите те картинки, которые жизненно важны человеку.
Воспитатель: Ну что ребята справились с задание, какие вы выбрали жизненно важные потребности?
Ответы детей
Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)
Дети: Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.
Дети: Ответы детей.
Дети: Вода, пища, жильё, одежда, сон, отдых, физическое движение, тепло, воздух.
8. третье задание: «Товар». Воспитатель: Ну что ж со вторым заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.
Воспитатель: Что называют товаром?
Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, хлопаете в ладоши.
• фермер привез на рынок молоко (товар);
• мама испекла пирог к празднику;
• плотник сделал шкаф и продал его (товар);
• папа починил детям игрушку;
• бабушка сварила варенье для внуков;
• на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)
• девочка подарила подружке куклу;
• садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).
Воспитатель: А теперь посмотрим последнее задание Буратино.
Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.
9. четвертое задание: «Семейный бюджет». Презентация с надписью «Семейный бюджет» Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Воспитатель: Что такое доход?
Воспитатель: Что такое расход?
Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание Буратино.
Игра «Доход - расход»
Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.
• Покупка хлеба в магазине….(расход)
• Оплата коммунальных услуг…. ….(расход)
• Папа получил премию (доход)
• Дедушка получил пенсию (доход)
• Мама с папой получили зарплату (доход)
• Мама заплатила за детский сад (расход)
• Вы нашли клад (доход)
• Бабушка купила молоко….(расход)
• Папа заплатил за стрижку (расход)
• Брат получил стипендию (доход)
• Вы купили билеты в кино….(расход).
Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?
Дети:
• мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
• бабушка и дедушка получают пенсию;
• старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Дети: Семейный бюджет — это подсчёт доходов и расходов.
Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Дети: Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Дети:
• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;
• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;
• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;
• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;
• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Рефлексия Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с заданиями буратино? А какие задания вы выполняли? А что вам понравилось больше всего? А что было сложнее всего выполнить? А сейчас мы узнаем, что думает Буратино, справились ли вы?
Дети умеют анализировать и осознавать то, что узнали что-то новое об окружающем мире.
Итог. Звуковое письмо:
Спасибо вам, ребята, что помогли мне. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.
Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты.
Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение от Буратино.
Интернет-источники и литература
Используемая литература по формированию основ финансовой грамотности воспитанников ДОО
1. Антонова Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников : мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
2. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 1. – 2018. – С. 21–29.
3. Белошистая А. В. Геометрический материал в дошкольном математическом учреждении//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 31.
4. Васильева М., Шильцина В. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста// Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 37–45. 8. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
5. Галкина Л. Н. Экономика для детей: метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
6. Гуцул В. Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017. – № 10. – С. 49–52.
7. Емельянова М. Н. Технология организации познавательноисследовательской деятельности в образовательном процессе
ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.
9. Житнякова Н. Ю. Лего в детском саду или Так много способов учиться//Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 1. – С. 106–113.
10. Ивченко Т. А., Белова Н. Н., Садкова З. И. Клуб по интересам и поддержке детских инициатив в познавательной деятельности//Воспитатель ДОО. – 2018. – № 1. – С. 58–64.
11. Павлова Л. И. Использование компьютерных технологий в математическом образовании детей дошкольного возраста// Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии : сборник статей/сост. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллов, Л. М. Кларина. – М. : Русское слово – учебник, 2015. – С. 50–56.
12. Семёнова Н. А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность// Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 18–23.
13. Сухова Е., Халикова К. Квест с заданиями ТРИЗ. Формирование универсальных познавательных компетентностей старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 20–24.
14. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ ( дата обращения:
26.12.2018).
15. Чиркова Е. Н., Чащухина Т. В., Киселева Т. А. Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена «Огород на окне»//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 10–11.
16. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников : две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 22–26.
17. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.
18. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005. – 254 с.