Лучший педагог года

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности «Приключения с Буратино» в старшей группе

Людмила Гусейнова
Технологическая карта занятия по финансовой грамотности «Приключения с Буратино» в старшей группе

Технологическая карта (занятия)по финансовой грамотности «Приключения с Буратино

Гусейнова Людмила Николаевна

Образовательная организация СОШ п. Сосновка Белоярского района Тюменской области ХМАО-Югра

Возрастная категория обучающихся (группа) старшая группа

Публикация «Технологическая карта занятия по финансовой грамотности „Приключения с Буратино“ в старшей группе» размещена в разделах

Тема занятия Финансовая грамотность

Цель содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Планируемые образовательные результаты Предметные: учиться находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, знать понятие- что такое «семейный бюджет», его структурой, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Личностные: формировать разумное отношение к расходованию денег, а так же способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег

Предметные: называть и определять противоположные признаки банкноты и монеты; определять жизненно важные потребности;

Межпредметные: овладеют способностью понимать мотивацию занятия, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивают свои достижения на занятии;

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности а) познавательные: развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

б) регулятивные: способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег; формировать разумное отношение к расходованию денег; развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

в) коммуникативные: помочь детям осознать роль денег в жизни людей; формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление; воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие

Основные понятия Монета, банкнота, деньги, пластиковая карта, семейный бюджет, доход, расход, потребности, товар

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии) Занятие по финансовой грамотности в форме игры «Приключения с Буратино Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения Игрушка Буратино, звуковое письмо, конверты с заданиями,монеты, денежные купюры, мяч для игры, пластиковые карты, картинки с банками; карточки с заданиями «потребности», карточки на внимание, денежные купюры, карточки с примерами, цветные полоски бумаги.

Организационные условия за круглым столом (расстановка стульев по кругу)

Учебно-методическое обеспечение

План занятия / мероприятия

Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

По необходимости Используемые дидактические средства Деятельность педагога Деятельность воспитанников Образовательный результат

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Дети встают в круг Введение детей в тему, мотивирование детей

2. Актуализация знаний.

Голосовое сообщение

Воспитатель: А сейчас ребята отгадайте загадку.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? — …

Дети хором отвечают (Буратино)

Ребята, нам пришло голосовое сообщение от Буратино.

Давайте его послушаем (игрушка Буратино).

Буратино : Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.

Дети отгадывают загадку; слушают голосовое сообщение

Ответы детей

3. Самоопределение к деятельности.

4. Сообщение темы и цели. Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?

Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?

Воспитатель: Давайте посмотрим:

Дети: Выполнить несколько заданий.

Дети: Д

Дети настраиваются на восприятие новой информации

5. Основной блок

Работа по теме урока

Игра с мячом Первое задание

Картинки деньги (монета и купюра).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

Воспитатель:

А какие деньги используют в нашей стране?

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

• Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)

• Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)

• Монета звенит, а банкнота (шуршит)

• Монета металлическая, а банкнота (бумажная)

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?

Воспитатель: Правильно, так как там наши банкноты не помнутся и не порвутся, а монеты не потеряются, а будут целыми и невредимыми. Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине?

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, где нужно правильно распределить деньги: монеты в копилку, купюры в кошелек.

Игра- «Распредели деньги» (На компьютере.)

Воспитатель: Спасибо ребята вы справились с заданием, если у нас деньги в наличии, то называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите что вы о них знаете?

Воспитатель: А где находятся банкоматы

Воспитатель: А какие банки вы знаете?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы детей

• за деньги нельзя купить дружбу;

• за деньги нельзя купить уважение;

• за деньги нельзя купить любовь;

• за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;

• за деньги нельзя купить общение с природой.

Дети: Деньги.

Дети: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Это банкноты или монеты.

Это металлические и бумажные знаки

Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги

Дети: Рубли.

Дети:

• деньги нужны для покупки продуктов питания;

• деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

• деньги нужны для оплаты развлечений;

• деньги нужны для покупки одежды;

• деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

• деньги нужны для покупки подарков.

Дети: в кошельке.

Дети: Нет

Дети: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.

Дети: В Банке.

Дети: Сбербанк, Почта банк, Альфабанк, Тинькофф, ВТБ и др.

Дети: Нет.

Дети проявляют интерес к теме беседы. Охотно вступают в контакт с воспитателем и со сверстниками. Дети умеют слушать и слышать друг друга

6. Физкультминутка. «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы). Дети выполняют все действия согласно текста физминутки;

7. второе задание: «Потребности». Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь.

Воспитатель: Ребята, а что такое потребности?

Воспитатель: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.

Воспитатель: Без чего человек не может жить?

Воспитатель:

• Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.

• Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

• Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

• Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.

• Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

Воспитатель: Ребята, выберите на карточке изображения с жизненно важными потребностями. Возьмите карточки и обведите те картинки, которые жизненно важны человеку.

Воспитатель: Ну что ребята справились с задание, какие вы выбрали жизненно важные потребности?

Ответы детей

Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)

Дети: Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.

Дети: Ответы детей.

Дети: Вода, пища, жильё, одежда, сон, отдых, физическое движение, тепло, воздух.

8. третье задание: «Товар». Воспитатель: Ну что ж со вторым заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.

Воспитатель: Что называют товаром?

Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, хлопаете в ладоши.

• фермер привез на рынок молоко (товар);

• мама испекла пирог к празднику;

• плотник сделал шкаф и продал его (товар);

• папа починил детям игрушку;

• бабушка сварила варенье для внуков;

• на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)

• девочка подарила подружке куклу;

• садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).

Воспитатель: А теперь посмотрим последнее задание Буратино.

Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.

9. четвертое задание: «Семейный бюджет». Презентация с надписью «Семейный бюджет» Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Воспитатель: Что такое доход?

Воспитатель: Что такое расход?

Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание Буратино.

Игра «Доход - расход»

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.

• Покупка хлеба в магазине….(расход)

• Оплата коммунальных услуг…. ….(расход)

• Папа получил премию (доход)

• Дедушка получил пенсию (доход)

• Мама с папой получили зарплату (доход)

• Мама заплатила за детский сад (расход)

• Вы нашли клад (доход)

• Бабушка купила молоко….(расход)

• Папа заплатил за стрижку (расход)

• Брат получил стипендию (доход)

• Вы купили билеты в кино….(расход).

Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?

Дети:

• мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

• бабушка и дедушка получают пенсию;

старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Дети: Семейный бюджет — это подсчёт доходов и расходов.

Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Дети: Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Дети:

• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;

• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;

• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;

• чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Рефлексия Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с заданиями буратино? А какие задания вы выполняли? А что вам понравилось больше всего? А что было сложнее всего выполнить? А сейчас мы узнаем, что думает Буратино, справились ли вы?

Дети умеют анализировать и осознавать то, что узнали что-то новое об окружающем мире.

Итог. Звуковое письмо:

Спасибо вам, ребята, что помогли мне. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.

Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты.

Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение от Буратино.

Интернет-источники и литература

Используемая литература по формированию основ финансовой грамотности воспитанников ДОО

1. Антонова Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников : мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.

2. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 1. – 2018. – С. 21–29.

3. Белошистая А. В. Геометрический материал в дошкольном математическом учреждении//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 31.

4. Васильева М., Шильцина В. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста// Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 37–45. 8. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.

5. Галкина Л. Н. Экономика для детей: метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.

6. Гуцул В. Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017. – № 10. – С. 49–52.

7. Емельянова М. Н. Технология организации познавательноисследовательской деятельности в образовательном процессе

ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.

9. Житнякова Н. Ю. Лего в детском саду или Так много способов учиться//Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 1. – С. 106–113.

10. Ивченко Т. А., Белова Н. Н., Садкова З. И. Клуб по интересам и поддержке детских инициатив в познавательной деятельности//Воспитатель ДОО. – 2018. – № 1. – С. 58–64.

11. Павлова Л. И. Использование компьютерных технологий в математическом образовании детей дошкольного возраста// Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии : сборник статей/сост. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллов, Л. М. Кларина. – М. : Русское слово – учебник, 2015. – С. 50–56.

12. Семёнова Н. А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность// Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 18–23.

13. Сухова Е., Халикова К. Квест с заданиями ТРИЗ. Формирование универсальных познавательных компетентностей старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 20–24.

14. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф.

(г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ ( дата обращения:

26.12.2018).

15. Чиркова Е. Н., Чащухина Т. В., Киселева Т. А. Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена «Огород на окне»//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 10–11.

16. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников : две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 22–26.

17. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.

18. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005. – 254 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет об интегрированном занятии по финансовой грамотности «Путешествие с Буратино»Фотоотчет об интегрированном занятии по финансовой грамотности «Путешествие с Буратино» В средней группе "Жемчужинка" прошло тематическое интегрированное занятие по финансовой грамотности «Путешествие с Буратино». На занятии.

Конспект НОД по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Пластиковая карта» в подготовительной группеКонспект НОД по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Пластиковая карта» в подготовительной группе Конспект НОД по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» в подготовительной группе Цель: раскрыть сущность.

Конспект НОД по финансовой грамотности «Пять монет для Буратино» для детей старшей группы в форме игры-квестаКонспект НОД по финансовой грамотности «Пять монет для Буратино» для детей старшей группы в форме игры-квеста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по финансовой грамотности «Приключения с Буратино» в старшей группе
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 18:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД