Коваленко Олеся Олеговна
Конспект НОД по финансовой грамотности «Пять монет для Буратино» для детей старшей группы в форме игры-квеста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие
- социально – коммуникативное развитие
Виды деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- коммуникативная;
- игровая.
Формы работы:
- решение проблемной ситуации;
- дидактические игры.
Цель: расширение знаний дошкольников по финансовой грамотности
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о деньгах, их назначении, упражнять детей в выявлении различных свойств монеты и купюры;
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности „Пять монет для Буратино“ для детей старшей группы в форме игры-квеста» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты по финансовой грамотности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2021
- систематизировать представления детей о видах доходов и расходов в семье;
-дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость или цену, деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно, приобретая только самые важные товары;
- закреплять элементарные представления о рациональном использовании ресурсов в целях экономии семейного бюджета;
- закреплять знания детей о том, что можно купить, а что нельзя, о том, что некоторые вещи не покупаются;
-о способах хранения денег (в банке, на банковской пластиковой карточке, в кошельке);
- совершенствовать элементарные графические умения, необходимые для овладения письмом: рисовать различные линии в ограниченном пространстве.
Развивающие:
- развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание;
- пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, доходы, расходы, пенсия, зарплата, премия, рубли, товар, цена, банк, карта.
Воспитательная:
- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью - трудолюбие, бережливость.
Методы и приемы:
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (беседа, вопрос-ответ, коммуникативная игра «Монеты – купюры: закончи предложение»);
- игровые (сюрпризный момент, дидактические игры «Доход – расход», круги Луллия «Что сколько стоит?», «Учимся экономить», «Что можно купить, а что нельзя?»);
- использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (видеообращение профессора Эконома).
Педагогические технологии: квест - технология, личностно-ориентированная, игровая.
Материалы и оборудование:
1. Ноутбук и мультимедийный проектор;
2. Презентация «Пять монет для Буратино»;
3. Конверт с письмом от Буратино;
4. Конусы – ограничители со стрелками (для обозначения испытаний) – 5 штук;
5. Конверты с заданиями – 5 штук;
6. Мяч;
7. Карточки-кошельки для игры «Доход – расход» - по 2 штуки на каждого участника;
8. Карточки с изображением товара, который необходимо купить в магазине;
9. Круги Луллия для игры «Что сколько стоит?» - по 1 штуке на каждого участника;
10. Разрезные картинки – копилка для игры «Учимся экономить»– по 1 штуке на каждого участника;
11. Планшет-листы для игры «Что можно купить, а что нельзя?» - 1 рабочий лист на двоих детей (работа в парах).
Ход НОД:
Игра – приветствие «Встанем рядышком, по кругу».
Воспитатель: Ребята, давайте образуем круг, возьмёмся за руки и поприветствует друг друга.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень.
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Мотивация:
Сюрпризный момент «Письмо Буратино».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу почтальон принёс письмо. Хотите узнать от кого оно?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я его прочту, а вы внимательно послушайте, что же в нём написано.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Буратино. У меня случилась беда. Я потерял свои золотые монеты, которые подарил мне Карабас Барабас. Помогите мне найти их, чтобы я смог купить азбуку. Жду помощи. Ваш друг Буратино».
Постановка цели детьми:
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Буратино?
Дети: Можно найти эти 5 монет.
Воспитатель: Как помочь Буратино нам подскажет профессор Эконом. Он прислал нам видеообращение. Давайте послушаем его.
Слайд 2
Профессор Эконом: Добрый день, мои друзья. Чтобы помочь Буратино, вам надо пройти 5 испытаний. Если вы правильно выполните задания, монеты найдутся. Начало испытаний вам укажет флажок на фотографии вашей группы, а путь вы определите по стрелкам. Удачи!
Слайд 3
Совместный поиск способа действия с детьми:
Воспитатель: Ребята, внимание на экран. Это фотография нашей группы. Определите начало пути.
Дети определят начало по флажку на фотографии. Находят первый конверт с заданием. Воспитатель открывает конверт. В конверте монета и купюра.
Слайд 4
Воспитатель: Итак, испытание №1. Сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом, которая называется «Монеты-купюры: закончи предложение»
Я называю признак монеты или купюры, а вы заканчиваете предложение и называете противоположный признак.
1. Купюра бумажная, а монета (металлическая);
2. Монета круглая, а купюра … (прямоугольная);
3. Монета звенит, а купюра … (шуршит);
4. Монета появилась раньше, а купюра (позже);
5. Купюра может порваться, а монета… (нет);
6. Монета маленькая, а купюра … (большая);
7. Купюра разноцветная, а монета (одноцветная);
8. Купюра лёгкая, а монет (особенно если их много) (тяжёлые)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли что-то общее, похожее у монеты и купюры, что их объединяет?
Дети: Это деньги, на них можно что-то купить.
Воспитатель: Всё верно.
Воспитатель: Как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Дети: Рубли!
Воспитатель: Правильно, у каждой страны есть свои деньги. В России – это рубли.
Слайд 5
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, пожалуйста. Появилась первая монета! Это значит, что мы успешно прошли первое испытание. Куда нам направляться дальше?
Дети находят направление движения по стрелке.
Испытание №2: «Экономическая игра «Доходы и расходы»
Слайд 6
Воспитатель открывает второй конверт.
Воспитатель: Здесь перечислены разные ситуации, которые происходят с деньгами.
Если в ситуации деньги накапливаются, «приходят» в кошелёк, то это доходы – вы поднимаете красный кошелек, а если деньги расходуются «уходят» из кошелька, то это расходы – вы поднимаете синий кошелёк. Будьте внимательны!
1. Папа получил зарплату;
2. Родители купили продукты питания в супермаркете;
3. Заплатили парикмахеру за стрижку;
4. Сестре купили новый компьютер;
5. Бабушка получила пенсию;
6. Брату купили велосипед;
7. Мама выиграла деньги в лотерею;
8. Заплатили за ремонт машины;
9. Папе выдали премию на работе;
10. Купили лекарства в аптеке.
Слайд 7
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, пожалуйста. Появилась вторая монета!
Это значит, что мы успешно справились с заданием. Куда нам отправляться дальше?
Дети находят направление движения по стрелке.
Слайд 8
Испытание №3: «Что сколько стоит?» (Круги Луллия)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам самостоятельно сходить в магазин и совершить там покупку.
Воспитатель открывает третий конверт, в котором лежат карточки с изображением товара, раскладывает их на столе перед детьми.
Воспитатель: Ребята, выберите, пожалуйста, товар, который вам нужно будет купить в магазине.
Дети выбирают карточку с изображением товара, который им необходимо приобрести в магазине.
Воспитатель: Что нужно сделать покупателю, если он хочет купить какой-либо товар?
Дети: За товар нужно заплатить деньги.
Воспитатель: Всё верно. Каждый товар имеет определённую стоимость или цену. Ваша задача привести в соответствие цену товара, указанную на нём, с количеством монет, которые за него нужно заплатить.
Воспитатель: Научиться тратить деньги грамотно - нелегко. В магазинах много товаров в ярких красивых упаковках, разных коробочек, пакетов.
Хочется купить и то, и другое. Но на всё денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество. Поэтому как нужно относиться к деньгам?
Дети: Бережно.
Воспитатель: Верно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас самое нужное и важное.
Слайд 9
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, посмотрите на экран. Мы заработали третью монетку.
Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнём.
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся
Два –нагнулся
Три – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Он монетки не нашёл
Чтоб монетки нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! Куда мы отправимся дальше? Дети ориентируются по стрелке на конусе.
Слайд 10
Испытание №4: «Учимся экономить»
Воспитатель открывает четвёртый конверт, в котором находится картинка с изображением свиньи-копилки.
Воспитатель: Для того, чтобы на всё хватало денег нужно научиться их экономить. А куда мы можем положить сэкономленные деньги?
Дети: В копилку.
Воспитатель: Конечно. Я хочу, чтобы у каждого из вас появилась своя личная свинья-копилка. Для этого вам нужно собрать разрезанную картинку. Собрав картинку, вы получите подсказку, и мы с вами узнаем, на чём можно сэкономить.
Дети собирают картинки.
Воспитатель: Кто из вас уже догадался, на чём можно сэкономить?
Дети: Нужно выключать свет, закрывать кран с водой, ходить пешком, бережно относиться к вещам и давать им вторую жизнь, делать что-то своими руками, покупать только необходимые и не дорогие товары.
Слайд 11
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на экран. Появилась четвёртая монета. А что это значит?
Дети: Это значит, что мы успешно прошли ещё одно испытание.
Воспитатель: Куда мы идём дальше?
Дети ориентируются по стрелке.
Слайд 12
Испытание №5: «Что можно купить, а что нельзя?»
Воспитатель открывает пятый конверт, в котором лежит картинка со знаком вопроса «Всё ли на свете можно купить?».
Дети: Нет, не всё.
Воспитатель: Перед вами карточки с картинками и жетоны с кошельками. На каждую карточку с картинкой положите правильный жетон. Например, "Любовь" - нельзя купить, то следует положить в пустой круг жетон с изображением перечёркнутого кошелька. "Одежда" - можно купить, значит следует положить рядом жетон с изображением кошелька.
Дети выполнят задание, работая в парах.
После выполнения задания, на экране появляются картинки с правильно выполненным заданием.
Слайд 13,14
Воспитатель: Ребята, сравните у всех так, как на экране? Какие товары нельзя купить за деньги? Почему?
Слайд 15
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Появилась пятая монета. Мы прошли успешно все испытания и помогли Буратино вернуть его пять монет. Но давайте расскажем Буратино, где можно хранить деньги?
Слайд 16
Дети: Деньги хранят в кошельке, в банке, на карточке.
Воспитатель: Правильно.
Рефлексия:
Вопросы к воспитанникам:
- Какие испытания мы с вами прошли?
- Какие испытания были трудными для вас?
- С какими испытаниями вы справились легко?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Все ли у вас получилось так, как хотелось?
- Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?
- Вам понравились задания?