Ирина Скрябина
Технология «Фоторепортаж дня» как способ эмоционального стимулирования детской инициативности в двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Технология "Фоторепортаж дня" как способ эмоционального стимулирования детской инициативности в двигательной деятельности
Автор: Скрябина Ирина Владимировна
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.
Публикация «Технология „Фоторепортаж дня“ как способ эмоционального стимулирования детской инициативности в двигательной деятельности» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает нам по-иному взглянуть на процесс развития ребенка в условиях ДОУ. Признавая ценность детства как такового, он ориентирует педагогов прежде всего на создание условий для того, чтобы ребенок в соавторстве с компетентным и заинтересованным взрослым самостоятельно и инициативно осваивал окружающий мир.
Задача развития самостоятельности и инициативности во всех видах детской деятельности должна стать одной из значимых. В двигательной деятельности такую работу организовать легче, а результаты её достаточно наглядны.
Физическое развитие детей – это одно из ведущих направлений воспитательно - образовательной работы любого дошкольного образовательного учреждения. Анализ методических материалов и публикаций показывает, что методика работы, современные технологии физического развития дошкольников разработаны и активно применяются в ежедневной практике ДОО, дают ожидаемые результаты физической подготовленности детей. Однако всё богатство методических материалов по данному направлению не предоставляет воспитателю, инструктору по физической культуре достаточного методического основания и инструментария для развития детской самостоятельности инициативности. Одной из таких технологией может стать технология эмоционального стимулирования деятельности детей "Фоторепортаж дня".
Иногда в группе наблюдается некоторый упадок двигательной деятельности, интерес детей резко смещается в малоподвижные виды деятельности. Или же наблюдается другая картина: дети бессмысленно, хаотично передвигаются в пространстве. Зачастую мы видим не полноценные и физиологически обоснованные движения, а баловство. Создается проблема: дети получили необходимый двигательный опыт на физкультурных занятиях, в группах имеются оборудованные спортивные уголки, а инициативной двигательной деятельности достаточно мало. Для стимулирования двигательной активности, для создания условий инициативного начала движения возможно применить такую форму работы как фоторепортаж дня.
Основная идея работы заключается в следующем. Педагог сообщает детям, что весь день он будет фоторепортером и будет фотографировать тех детей, которые занимаются какой-либо физкультурной деятельностью. Педагог вооружается фотоаппаратом и делает серии снимков. В конце дня снимки просматриваются вместе с детьми на ноутбуке или при помощи проектора на экране. Дети в большинстве своем любят фотографироваться, но еще большее удовольствие они получают от просмотра фотографий, узнавания себя и своей деятельности. Таким образом, мотив фотографирования является достаточно действенным для того, чтобы запустить двигательную активность детей. Для того, чтобы реализовать данную форму работы педагогу необходимы доступное техническое оборудование (фотоаппарат, видеопроектор или ноутбук) и владение элементарными навыками фотографирования.
Работа осуществляется в ряд этапов. На первом этапе педагог вводит детей в ситуацию фотографирования. Он предлагает сделать фоторепортаж о том, как дети самостоятельно занимаются физкультурой и спортом. Фотографии они посмотрят вечером, а понравившиеся заберут домой. Далее педагогу следует оговорить условия фотографирования, например:
- фотографирую тех, кто занимается с удовольствием, качественно выполняя движения;
- фотографирую ребенка неограниченное количество раз: если хочешь часто попадать в кадр, нужно заниматься с разными снарядами и достаточно часто (много);
- фотографирую интересные способы использования спортивного оборудования;
- фотографирую и тех, кто занимается один, и групповые занятия;
- фотографирую тех, кто получает удовольствие от физических упражнений и игр, не забывает улыбаться, радуется работе с друзьями.
Весь день педагог фотографирует детей. Это внешняя сторона второго этапа. В действительности в группе идет активный процесс изобретения и выполнения физических упражнений со спортивными снарядами и другими предметами. Функция педагога - контролировать безопасное выполнение, напоминать условия фотографирования, поощрять инициативность, фантазию детей. На этом этапе следует обратить внимание на индивидуальную работу с детьми малоподвижными, стеснительными. Роль фотокорреспондента дает педагогу игровое право попросить ребенка двигаться, придумывать "на фотоаппарат", а потом использовать эти снимки для поддержки ребенка, для возвращения к опыту успешной и эмоционально окрашенной двигательной активности.
Третий этап очень важен с точки зрения повторного переживания успешного опыта, эмоционального закрепления результата, подтверждения желания в другие дни осуществлять двигательную деятельность. В конце дня воспитатель организует просмотр фотографий на большом экране или ноутбуке. Педагогу необходимо заранее просмотреть фотографии и, возможно, удалить те, которые могут расстроить ребенка. После совместного просмотра педагог беседует с детьми, получая ответы на следующие вопросы:
- интересно ли прошел день?
- что чувствовали дети, когда сами придумывали интересные спортивные упражнения, игры?
- какие упражнения дети хотели бы повторить или предложить своим товарищам на следующий день?
- обрадуются ли родители этим фотографиям?
Фоторепортаж дня - интересная и современная форма работы, направленная на эмоциональное стимулирование активности, инициативности двигательной деятельности детей. Разработанную форму работы можно назвать технологией. Практика нашей работы показала, что выполнение проектируемых действий и приемов приводит к прогнозируемым результатам, а форма и последовательность работы, основная идея, легко отрываются от физкультурно - оздоровительного содержания и переносятся на любую деятельность детей. Причё м достигается прогнозируемый результат: дети управляют собственным инициативным поведением. Если работа организована системно, то развернутые во внешнем пространстве и обсуждаемые действия детей «сворачиваются», усложняются, и дети начинают действительно управлять своей активностью в группе.