Екатерина Козлова
Технология «Говорящая среда в ДОО» как предпосылки формирования функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Говорящая среда в ДОО», как предпосылки формирования функциональной грамотности
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые знания в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Публикация «Технология „Говорящая среда в ДОО“ как предпосылки формирования функциональной грамотности» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Основные признаками функционально грамотной личности : самостоятельность, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.
Как же воспитать функционально грамотную личность в условиях детского сада? На этот вопрос можно ответить так, что правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящая среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
В чем же заключается цель «говорящей среды»?
Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям, о чем говорится в ФГОС, в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Прежде чем сделать среду «говорящей» необходимо подготовить базу. Поэтому первым этапом моей работы стало изучение и применение технологии «Утренний круг», в это время можно организованно обговорить детали предстоящей работы, обменятся новостями, проговорить правила и зафиксировать важную для нас информацию.
В группе организованы центры активности, которые обогащаются и наполняются в соответствии с выбранной темой проекта. Все создается детьми, их родителями и педагогами в процессе совместной работы. Такая «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить вклад в общее дело.
Признаки «говорящей среды» :
Наличие значимых для детей элементов: творческие работы и рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, поделки, стенгазеты, «Новость дня» и др.
Визуализация скрытых элементов среды. Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Все материалы хранятся в контейнерах.
Чем полезна «говорящая среда» :
Детям «рассказывает» о теме проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствует теме реализуемого проекта. Благодаря «говорящей среде» дети знают, что и где лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все ими задуманное.
Родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в детском саду.
Педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах воспитанников в виде выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми.