Казанцева Анжела
Технология «Графические практики» как средство подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
(2 слайд) Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить ребенка к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Публикация «Технология „Графические практики“ как средство подготовки руки к письму» размещена в разделах
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать.
В моей педагогической копилке появилась одна из технологий программы «ПРОдетей» технология «Графическая практика».
(3 слайд) Графическая практика имеет своей основной педагогической задачей подготовку руки к письму.
(4 слайд) Данная активность предоставляет возможность практиковаться в развитии мелкой моторики (начинать и прекращать движения, проводить линии ближе друг к другу или дальше и т. д.); осваивать ряд пространственных представлений, способствующих развитию саморегуляции, и овладевать способами символической репрезентации реальных объектов (моделирование).
(5 слайд) Ребенок учиться работать в коллективе, проговаривая ритм изображающего предмета, а также у детей формируются умения выполнять определенные правила.
(6 слайд) Как помогают ритмические слова в графическом изображении? Например, знакомим с новым элементом завиток. Что он может обозначать? Тут фантазия детей: улитка, ракушка, снежный ком, рулет, рулон, ветер. В последующем использовании завитка новые значения. Как помочь детям изобразить завиток. Здесь и пригодятся ритмические слова (крутим, крутим, крутим, стоп) Таким образом мы познакомим детей с новым символом. Ритмические слова помогают ребенку регулировать движение руки : вовремя начать движение, вовремя закончить. Задают траекторию: направить руку вверх, вниз или по кругу. Ребёнок сам себе командир.
(7 слайд) Графическую практику можно использовать при зарисовке своих рассказов, новостей, составлении плана дня, заучивании стихотворений.
Прежде чем начать планировать свою деятельность в центрах активности, я пришла к выводу, что сначала нужно научить детей владеть графической практикой.
Давайте рассмотрим эту технологию подробнее. (Видео)
Первый этап. Вниманию детей предлагается короткая история или сказка или может быть отрывок. Тексты подбираются к той теме, которая обсуждается в группе.
Например:
Сказка «Приключения синего самоката» (отрывок).
Автор: Ирис Ревю.
(В группе обсуждается тема «Транспорт»).
«Жил-был самокат. Он был самый настоящий, металлический. Катился он сам, без помощи двигателя. Он был легкий, умел отлично складываться, имел удобные резиновые ручки и широкую подножку. И был отличного синего цвета. В общем, красавец хоть куда».
Второй этап. Мы с детьми рассмотрели картинку с изображением самоката. Обсудили, из каких частей он состоит.
Затем, я предложила нарисовать самокат. Обращаем внимание детей, что рисовать начинаем с левого верхнего угла и рисуем слева направо. Детям среднего возраста можно поставить ориентир-точку. Следующие действия выполняются одновременно. Все вместе проговариваем слова: «Кручу, кручу, стоп». Эти слова помогают нарисовать колесо. И это повторяется несколько раз.
Так на листе формата А4, расположенном горизонтально, появляется четыре колеса в одну линию. Теперь нужно нарисовать подножку для ноги, т. е. соединить два колеса между собой. Произнося слова: «Подножка, стоп», мы соединяем по два колеса. Чтобы нарисовать стойку, мы с детьми проговариваем: «Палочка вверх, стоп». И наконец, руль: «Дуга, стоп». И так необходимое количество раз. У нас получилось изображение двух самокатов.
(8 слайд) Программа «ПРОдетей предлагает для графической практики использовать различные поверхности (бумагу, меловые или маркерные доски) и пишущие инструменты (маркеры, карандаши, мел). Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.