МААМ-картинки

Технология группового взаимодействия учащихся в начальной школе

Наталья Владимировна Чопорова
Технология группового взаимодействия учащихся в начальной школе

«Технология группового взаимодействия на уроках «Экипаж»

учащихся начальных классов как один из способов реализации ФГОС НОО второго поколения

Автор: учитель начальных классов

МОУ «Елань-Коленовская СОШ №1»

Новохопёрского района Воронежской области

Чопорова Наталья Владимировна

Аннотация

Принятие ФГОС НОО нового поколения повлекло за собой пересмотр

Публикация «Технология группового взаимодействия учащихся в начальной школе» размещена в разделах

сложившейся системы образования. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Технологии данного обучения позволяют наиболее полно реализовать задачи ФГОС СПО нового поколения.

Основной результат учебной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода – развитие личности на основе усвоения

универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

При переходе на системно-деятельностный подход на первый план

выдвигаются технологии организации коллективной мыслительной

деятельности и конструирование эвристической ситуации.

Педагогическая технология – совокупность наиболее рациональных

способов научной организации труда, обеспечивающих достижение

поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств [Педагогический словарь].

Для обобщения передового педагогического опыта представлен

педагогический проект: «Технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж» учащихся начальных классов как один из способов реализации ФГОС НОО второго поколения».

Целью педагогического проекта явилось изучение теоретических основ

и возможностей практического использования технологии группового взаимодействия учащихся на уроках «Экипаж» в преподавании различных дисциплин.

Основные задачи работы над проектом:

• повышение профессиональной компетентности преподавателя;

• систематизация полученных знаний о системно-деятельностном подходе;

• организация учебного процесса на основе современных технологий;

• воспитание конкурентоспособных специалистов, активных граждан.

• использование технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж» для улучшения качества работы учителя и учащихся на уроках.

Тема педагогического проекта является актуальной, т. к. технологии группового взаимодействия учащихся при подобном обучении позволяют наиболее полно реализовать задачи ФГОС НОО нового поколения.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности обучающегося.

Основная идея такого подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача преподавателя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Одной из главных задач педагога является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Выдвинутая гипотеза заключается в том, что внедрение технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж» при системно-деятельностном подходе в преподавании различных учебных дисциплин должно способствовать повышению эффективности образования по следующим показателям:

• повышение качества усвоения учебного материала обучающимися;

• повышение мотивации и интереса к учебной и внеучебной деятельности;

• рост качества творческих самостоятельных работ.

Всё это должно способствовать обеспечению условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

В работе представлен краткий анализ этапов реализации проекта.

I. Подготовительный этап

Выбор проблемы и формулирование темы, разработка основных идей,

констатация изученности проблемы, обоснование актуальности,

формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их

достижения).

Данный педагогический проект является:

1) по задачам – практико-ориентированный проект;

2) по признаку предметно-содержательной области – межпредметный;

3) по характеру контактов – внутренний: проект реализуется в рамках

одного образовательного учреждения;

4) по количеству участников – групповой;

5) по продолжительности – долгосрочный: работа над проектом

осуществлялась с 2013г. по 2015г. и осуществляется с 2016г. по 2019г.

II. Практический этап реализации проекта

Преподаватель оформляет теоретическое обоснование проекта на основе обработки и структурирования собранного материала. Изучает дидактические основы системно-деятельностного подхода и его технологии. Применяет методику данной технологии в преподавании учебных предметов и во внеурочной деятельности. По необходимости вносит коррективы.

Практическое применение

технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж»

Класс делится на группы по 4 человека, из которых один – командир экипажа – ученик с лучшей успеваемостью, второй – штурман – ученик с хорошими достижениями в учёбе и 2 пилота – дети, которые имеют наименьшие успехи в изучении данного предмета. В моём классе 16 ребят, из них получаются 4 полные группы (прил. 1).

Рассаживаются дети следующим образом: впереди – командир и штурман, позади них сидят пилоты. (прил. 2)

Заранее готовятся «полётные листы» (ПЛ) для каждого экипажа.

(прил. 3)

Далее, после отчёта командиров экипажей о готовности, начинается работа.

1. Учитель объясняет учебный материал, выделяя главное – правила, определения, формулы, схемы (если есть, ориентируясь на командиров экипажей. Когда тема ими усвоена, лидеры групп подают педагогу сигнал, например, поднимают карточку зелёного цвета. (прил. 4) Т. к. командиры – наиболее подготовленные ученики, времени на усвоение обычно уходит немного.

2. Начинается работа в экипажах. Командир узнаёт у штурмана, всё ли он понял из объяснения учителя. Если ответ отрицательный, командир повторно объясняет штурману всю тему или ту её часть, которая вызвала затруднения. Пилоты внимательно слушают. Когда штурман полностью усваивает материал, пилот опрашивает его на оценку, которую выставляет в ПЛ. После этого экипаж переходит к п. 3.

3. Командир поворачивается к одному пилоту, штурман к другому. Они узнают степень владения темой пилотами. Если есть непонятные моменты, разъясняют, если пилоты говорят, что усвоили всё, командир и штурман проводят опрос на оценку, которые выставляются в ПЛ.

4. Командир (лучший ученик в группе) выслушал объяснение учителя, рассказал материал штурману и пилоту, принял у них экзамен на знание темы. После этого он просто не может сам не владеть материалом, поэтому командиры экипажей получают отличную оценку по умолчанию. После заполнения колонки в ПЛ командир докладывает учителю о готовности экипажа поднятием карточки.

5. Все экипажи готовы, ученики (по их мнению) усвоили материал и получили оценки. Командиры подходят к столу учителя и выбирают одну из шести предложенных карточек, лежащих текстом вниз. Тексты карточек:

Все – всё;

Все – главное;

Экзаменаторы;

Ура!;

Выбор;

Делегат

6. Значение карточек:

a. «Все – всё» – весь экипаж повторно экзаменуется учителем по всей теме.

b. «Все – главное» – весь экипаж повторно экзаменуется учителем по основным моментам (правила, определения, формулы, схемы)

c. «Экзаменаторы» – автоматически получают в классный журнал оценки из ПЛ и помогают учителю в опросе экипажей, выбравших два первых вида карточек.

d. «Ура!» – автоматически получают в классный журнал оценки из ПЛ и работают с дополнительным материалом.

e. «Выбор» – учитель выбирает любого члена данного экипажа для повторного опроса.

f. «Делегат» – командир экипажа выбирает любого члена данного экипажа для повторного опроса учителем или «экзаменаторами».

7. В случаях a. и b. ученики пытаются подтвердить оценки из ПЛ. Если оценки не подтверждаются, учитель исправляет их в ПЛ.

8. В случаях e. и d. ученики пытаются подтвердить оценки из ПЛ. Если оценки не подтверждаются, учитель исправляет их в ПЛ этим учащимся и необъективному командиру.

9. Все ученики опрошены, оценки – подтверждённые и исправленные – выставляются в журнал. Работа экипажей завершена.

Основные положительные моменты применения ТГВ «Экипаж» :

• Сокращается работа учителя в качестве преподавателя, педагог координирует работу экипажей и консультирует учащихся.

• Дети многократно повторяют учебный материал в течение урока.

• Дети в процессе работы экипажей много разговаривают, а умения чётко излагать свои мысли очень не хватает современным учащимся.

• Ученики сами оценивают свою работу и работу своих друзей и стараются делать это максимально объективно.

Учащиеся выступают в роли учителя, начинают понимать сложности этой профессии, изменяется отношение детей к педагогу.

• Совершенствуются коммуникативные навыки.

• Усиливается чувство ответственности за деятельность мини-группы.

• Ученики учатся выделять главное, производить сортировку материала.

• Усиливается «игровой момент» урока, а дети игры любят.

Аналитический этап. Защита проекта

Проведение мониторинга результативности работы над педагогическим проектом. На этапе практической реализации проекта автором раскрываются

дидактические основы технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж»

Работа над педагогическим проектом осуществлялась с 2013 по 2015г. в условиях малокомплектной сельской школы. В настоящее время автор работает учителем начальных классов Базовой школы, где активно и эффективно продолжает его внедрение.

Автором педагогического проекта были подготовлены статьи,

опубликованные в сборниках научно-практических конференций, материалах

научно-методических семинаров межрегионального, общероссийского и

международного уровней.

Достигнута позитивная динамика по ряду показателей.

1. Показатели позитивной динамики роста уровня обученности учащихся до и в процессе применения ТГВ «Экипаж» в одном классе за период с 2013 по 2015гг. Всего в классе 12 учащихся.

___

2. Качественный и количественный уровень участия учащихся в образовательных мероприятиях различного уровня.

3. Динамика повышения качества творческих работ в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Таким образом, опыт практической апробации технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж» и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Гипотеза о том, что внедрение технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж» должно способствовать повышению эффективности обучения по ряду показателей нашла своё подтверждение, о чём свидетельствует положительная динамика повышения качества усвоения учебного материала и качества творческих самостоятельных работ.

2. Технология группового взаимодействия на уроках «Экипаж» даёт реальную основу не только для эффективного обучения базовым навыкам учебных предметов, но и для комплексного развития многогранной личности гражданина XXI века.

3. Последовательная реализация технологии группового взаимодействия на уроках «Экипаж» в рамках системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования и обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий. За исследуемый период наблюдаем количественный и качественный рост участия обучающихся в конкурсах разных уровней, рост числа призёров.

4. Данная технология способствуют формированию базовых компетентностей современного человека в любой области познания и может применяться на разных ступенях обучения при изучении различных предметов.

P.S. В настоящее время учитель работает с другими учащимися, активно применяя технологию группового взаимодействия на уроках «Экипаж». Результаты сопоставимы с указанными в данной работе. Итоги использования технологии при обучении в новом классе будут подведены после выпуска 4 класса в 2019 году.

Список литературы:

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012.

2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М. :ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок. – Ростов-на-Дону: Витраж, 2006.

4. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. – М. ,2005.

5. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. – М. : АПК и ППРО, 2007.

6. Петерсон Л. Г. Программа «Учусь учиться». – М., 2007.

Электронные ресурсы:

1. ФГОС СПО [Электронный ресурс] / Минобрнауки. РФ>Документы.

Коллективные способы обучения. [Электронный ресурс].

https://prostatitusnet.ru

2. Ложкина Л. А. Построение процесса обучения на основе инновационных технологий : технология проблемного обучения [Электронный ресурс] / Л. А. Ложкина. https://www.nsportal.ru

3. Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. https://www/ioso.ru

4. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] / Т. И. Шубина. https://festival.1september.ru/articles/527236/

Приложения:

Прил. 1 Если число детей в классе не кратно четырём, нужно делать экипажи по 5 или 3 учащихся. Привожу пример деления классов на группы при количестве детей в классе от 10 до 30.

Всего детей в классе Кол-во экипажей по 5 человек (командир, штурман, 3 пилота) Кол-во экипажей по 4 человека (командир, штурман, 2 пилота) Кол-во экипажей по 3 человека (командир, штурман, 1 пилот)

10 1 2

11 2 1

12 3

13 1 2

14 2 2

15 3 1

16 4

17 1 3

18 3 2

19 4 1

20 5

21 1 4

22 4 2

23 5 1

24 6

25 1 5

26 2 4

27 3 3

28 4 2

29 5 1

30 6

Прил. 2 Примерная схема расположения детей в классе

П П П П П П

Экипаж2 Экипаж4 Экипаж 6

К Ш К Ш К Ш

П П П П П П

Экипаж 1 Экипаж3 Экипаж 5

К Ш К Ш К Ш

Стол учителя

Прил. 3 Полётный лист

3 «б» класс. Окружающий мир

Экипаж1 (командир Казаков Григорий)

дата

ФИ 4.09 6.09 11.09 13.09 18.09 20.09 25.09 27.09 2.10

Судакова Людмила 4 5 5

Сериков

Вячеслав 3 4 4

Шурыгина

София 3 3 4

Прил. 4

Вместо зелёной карточки может быть красная, синяя и т. д., поднятая рука, какой-либо звуковой сигнал.

Публикации по теме:

Праздник к 23 февраля и к 8 Марта для учащихся начальной школы Цель: содействовать воспитанию добрых, уважительных отношений между детьми и родителями, способствующих сплочению семьи, взаимопониманию.

Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе. Психологические.

Конкурс на 8 Марта для учащихся начальной школы «А ну-ка, девочки!» Цель: воспитывать уважительное и бережное отношение к матери Оборудование: рисунки к Международному женскому дню 8 Марта, Праздничные панно.

Конспект открытого внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Масленица» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №553 с углублённым изучением английского языка.

Конспект урока по математике для учащихся начальной школы «Умножение на 7» Тема: «Таблица умножения и деления на 7». Цель урока: способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7,.

Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «Банные сражения» БАННЫЕ СРАЖЕНИЯ Ведущий: Конец недели, банный день Помыться в баньке нам не лень Нам надо баньку затопить Пора дровишек наносить 1 конкурс:.

Технология сопровождения адаптационного процесса учащихся «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Утренник для учащихся начальной школы «Золотая осень» с Айболитом Цель: развитие творческих способностей учащихся. Подготовительная работа: разучивание песен, стихотворений. сценки рисунки, поделки на тему.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Звёздный час» Звёздный час. Цели: 1. Обобщить, систематизировать знания детей по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку в игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология группового взаимодействия учащихся в начальной школе
Опубликовано: 20 октября 2018 в 07:49
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД