ольга гренштейн
Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относится и следующее положение: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Публикация «Мастер-класс „Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. (Одно из определений)
Цель: формирование интеллектуальных умений и развитие рефлексивных механизмов в образовательной деятельности.
Данная технология может быть использована на всех уроках, при работе с информацией. Она является метакогнитивной, формирующей интеллектуальные умения и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности
Задачи:
1. Учить формулировать свою точку зрения, основываясь на объективных данных;
2. Учить ставить проблему, выяснять причины возникшей проблемы, искать пути её решения;
3. Учить работать с информацией: собирать информацию из различных источников, анализировать качество информации (достоверность информации, перерабатывать информацию;
4. Развивать оценочное рефлексивное мышление, коммуникативные навыки, чувство партнерства и уважения чужого мнения;
5. Развивать познавательные компетенции.
В данной технологии главным является следование трем фазам: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии «Вызов» учитель активизирует и мотивирует учащихся на изучение темы, а учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
Стадия «Осмысления» (реализации) предполагает со стороны учителя создания условий для сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией так, чтобы происходило постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данном этапе, используя активные методы изучения информации, осмысливает и изучает тему или предмет.
Стадия «Рефлексии» направлена на то, чтобы учителю вернуть учащихся к первоначальным предположениям и внести в них изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе полученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления и применяют полученные знания на практике в различных формах.
Ход мастер- класса
1. Вызов
1. Введение в тему
Начать нашу работу хочется с более близкого знакомства.
Давайте поиграем: я вам буду задавать вопросы, а Вы должны отвечать на них только одним словом:
- Как звучит Ваша имя самым приятным для вас образом?
-Какое ваше любимое время года?
-Какой цвет Вы любите?
-Кто Вы?
- Что любите получать в подарок?
2. Женщина и цветы – верные спутники. И, поскольку, женщина – это красота, нежность. Любовь, вдохновение, то и «имя», данное ей от названия цветка для нее всегда благозвучно.
- Какие женские имена созвучны с название цветов? Слайд
Как прекрасны мы – женщины, также прекрасны и цветы и их названия. Неважно в каком веке. В какой стране мы живем, на каком языке говорим, названия цветов и имена женщин постоянно соприкасаются. Слайд
3. На земле десятки тысяч цветов и у каждого из них свой характер, свое происхождение, своя легенда Слайд
- Сейчас я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми из них. Работать будете в командах: по очереди прочитайте по легенде и вместе решите, а о каком цветке идет в ней речь.
4. Обсуждение – зачитываем легенду и высказываем предположение
- Молодцы. Но хочу Вам раскрыть небольшой секрет: во всех легендах говорится об одном цветке. О каком Слайд
5. Лилия. Мы уже начали с ней знакомство, давайте продолжим. Заполним таблицу: ответьте пожалуйста на вопросы, что вы знаете об этом прекрасном цветке и запишите в столбик «Знаю»
6. Озвучиваем. Почему есть разногласия, как вы думаете. Слайд – слайд…шоу
2. Осмысление
Давайте познакомимся с текстом о лилиях. Во время чтения я попрошу Вас делать пометки: «+» - это мне знакомо, «-«- этого я не знала
3. Рефлексия
1) А сейчас поиграем в игру «Эскалатор» : Один из Вас сидит на месте и будет задавать вопросы. Другие, будут двигаться, отвечая на вопросы по тексту.
2) А теперь я прошу вас вернуться к своим записям в таблице и заполнить столбик – узнал из текста.
- Если кто-нибудь из вас узнал новое об этих представителях фауны, пожалуйста поделитесь со всеми. Правда удивительный и прекрасный цветок лилия – настоящая королева. Словно Солнце и Луна, господствуют роза и лилия в царстве растений.
3) А теперь я прошу Вас составить синквейн (Слайд) о лилии (слайд) – Озвучиваем и вывешиваем на доску. Букет – но у нас не принято дарить нечетное число цветов в букете. Давайте дополним букет – у вас легенды напечатаны на отрывках пазла, соберите его, пожалуйста.
4. Итог
Милые, уважаемые женщины, Вы все прекрасны, умны. Мне очень хочется, чтобы Вас всегда окружали цветы. В вашу честь звучали стихи. А вдуше звучала прекрасная музыка. Спасибо за внимание!
Выступление-пояснение к мастер-классу
В мастер-классе мною была представлена одна из стратегий ведения урока, используя технологию критического мышления. В данной технологии главным является следование трем фазам: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызов я постаралась мотивировать участников урока на изучение темы – т. е. сделать процесс обучения личностно-ориентированным. Работа в командах направлена на развитие коммуникативных компетенций, прежде всего на умение слушать собеседника, принимать другую точку зрения, но в тоже время и умение отстоять свою. Здесь же актуализируются уже имеющиеся знания о данном предмете изучения – был составлен список известной информации (я знаю, используя графический прием работы - ведение бортового журнала, который направлен на обучение рефлексивному чтению и конструктивному письму.
Далее, на стадии осмысления, шла работа с текстом, при этом использовался способ активного чтения (чтение с пометками, который направлен на развитие познавательных способностей.
На стадии рефлексия, сначала, т. к в начальной школе навык чтения у детей развит на разном уровне, для проверки осмысления была предложена игра «эскалатор», которая организуется в парах сменного состава и тоже направлена на развитие коммуникативных и познавательных компетенций. А потом организуется индивидуальная работа в бортовом журнале (узнал из текста, которая направлена на корректировку имеющихся знаний о предмета на основе текста, т. е на рефлексивное чтение. Затем составление синквейна –быстрого и мощного инструмента для рефлексии. Резюмирование информации, изложение чувств и представлений о предмете несколькими словами и. конечно, средство творческой выразительности.
Таким образом, как мне кажется, технология критического мышления направлена на реализацию деятельстного подхода в образовании, когда дети самостоятельно, на основе уже имеющегося опыта, получают возможность решать поставленные перед ними проблемы в разных сферах и видах деятельности.
Раздаточный материал:
Легенда 1
У древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его.
Легенда 2
У египтян, изображение этого цветка, то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло — сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О природе женщины».
Легенда 3
В Риме это был цветок роскоши, изящества, цветок, которым постоянно старались блеснуть богатые патриции и патрицианки, убирая им как себя, так и свои ложи и даже колесницы. По этой же причине цветок этот считался у римлян символом надежды и изображение его помещалось даже на римских монетах, как ожидание народом принятых благ от царя и сопровождалось словами «Надежда народа, надежда царя, надежда римлян».
Легенда 4
Интересно, что во Франции в средние века этот цветок считался выражением высшей степени благоволения и уважения, пользовался любовью королей и обычных смертных. Потому в аристократических семьях жених каждое утро посылал букет этих цветов невесте, вплоть до самой свадьбы. А эпоху Возрождения цветок стал символом распущенности, его изображением клеймили плечо представительниц древнейших профессий.
Легенда 5
У испанцев и итальянцев, и вообще во всех католических землях этот прекрасный цветок считается преимущественно цветком Пресвятой Девы, и изображение Божьей Матери окружено здесь постоянно гирляндой из этих цветов. В венках же из этих цветов идут здесь девушки в первый раз к св. Причастию.
Легенда 6
В Сибири по преданию этот цветок вырос из сердца казачьего атамана Ермака. Говорят, что положив корень этого цветка на ладонь, можно почувствовать теплоту, идущую от сердца. А ещё говорят, кто хоть раз прикоснется к этому цветку - не уронит ни ружья, ни меча и обретет в бою мужество, и будет этот цветок освещать ему верную дорогу.
Текст
Лилия - род растений из семейства лилейных. Все виды - луковичные
растения. Стебли прямые, облиственные, от 30см до 300 см высоты. Цветки одиночные или в соцветиях - от 2 до 40 цветков, могут иметь различную форму: чалмовидную (1); колокольчатую (2); трубчатую (3) кубковидную (4); чашевидную (5) и т. д.
Крупный околоцветник состоит из 6 совершенно свободных листочков, сближенных между собой воронкой или почти колокольчиком. Цветёт лилия с июня по сентябрь (в зависимости от вида).
Расцветка цветов лилий разнообразна: белая, оранжевая, красная, сиреневая, желтая; однотонная или с крапинками, пятнышками, полосками - не бывает
только голубой и синей лилий.
Родина лилий - Европа, Азия, Северная Америка. В лесной зоне северного полушария произрастает более 80 видов лилий. Они растут от Якутии, Камчатки и Канады на севере, до Южной Индии и Филлипинских островов на юге.
Во Франции разведение лилий приняло такие размеры, что страну стали называть «королевством лилий». По преданию с помощью этого цветка король Хлодвиг одолел врагов христианства. Хлодвиг, будучи еще язычником и видя, что аллеманы, с которыми он вел войну, берут верх над его воинами, воскликнул: «Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена Клотильда, помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно явился ему ангел Божий с ветвью этих цветов и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и обратили его в бегство.
При правлении Людовига VII лилия становится главным украшением всех садов Франции и стала называться цветком Людовига. Три лилии красовались на знаменах Людовига IX Святого во время крестовых походов, они обозначали три добродетели : милосердие, сострадание и правосудие. Тогда же лилия появляется на гербе Франции, а позже учрежден орден «Белой лилии».
В средние века лилиям приписывали чудодейственную силу. Алхимики, например, считали, что лилия способствует превращению металлов в золото.
В некоторых странах издавна луковицы лилий используют как овощное и лекарственное растение. Цветками лилии белой лечат раны, ожоги. Луковицы лилии одноцветной сладковаты на вкус и из них готовят сладкие приправы. Вареные луковицы лилии тигровой едят с сахаром, а сушеные цветки кладут в суп как приправу. Лилии широко используются в тибетской медицине.