Наталья Оргадеева
Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства
Одной из главных задач учителя в школе является педагогическая диагностика (педагогические наблюдения) детей на всех возрастных ступенях учебно–воспитательного процесса. Педагогическую дополняет психологическая диагностика. Контингент учащихся в школе, даже в идеале, не может быть, однородным он разделяется на 4 категории:
5. Дети с общим и высоким культурным уровнем.
Публикация «Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
6. Учащиеся с опережающим развитием интеллекта.
7. Дети с ярким проявлением способностей к определённым школьным наукам и видам деятельности.
8. Дети с потенциальными задатками одарённости.
Один из основных вариантов качественного образования – индивидуализация обучения. Направлена она на формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности. Максимальное развитие одарённых детей осуществляется с помощью специальных индивидуальных учебных программ, которые могут быть ускоренными либо обогащёнными.
Они имеют ряд конкретных форм:
Ускорение обучения может осуществляться путём раннего поступления в школу, обучение тому или иному предмету происходит с детьми старшего возраста, так называемое «перепрыгивания».
Более широко в современной школе используются различные формы обогащения в обучении способных детей. Обогащение направленно на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными уроками. Одарённый ребёнок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности для развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Большое значение имеет обогащение обучения, ориентирующее на самих умственных процессов учащихся, решение задач, общий подход к развитию умений рассуждать, умений критически мыслить, творческих и исследовательских умений. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда, предположившего в своей модели структуры интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление.
Конвергентное мышление - последовательный, логический процесс, протекающий строго "от ступени к ступени" и приводящий к единственно правильному, обусловленному исходными данными решению.
Дивергентное мышление - процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, менее ограниченный заданными фактами, допускающий из-менение путей решения проблемы, отступающий от логической последова-тельности и приводящий к неожиданным выводам и результатам, к несколь-ким альтернативным решениям.
В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Предпочтение того или иного метода зависит от конкретных целей диагностики и представлений о том, из чего складывается одаренность и чем она характеризуется. В настоящее время эти представления весьма разнообразны, постоянно развиваются и обогащаются. В выявлении одаренных детей более целесообразен комплексный подход, предусматривающий различные методы:
• специальные психодиагностические тренинги, психодиагностическое исследование с помощью разнообразных методик;
• наблюдение за учениками: в школе, во внешкольной деятельности и т. п. ;
• экспертное оценивание их поведения учителями, родителями, воспитателями;
• проведение пробных уроков по специальным программам, а также включение учащихся в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
• организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п. ;
• экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности школьников (рисунки, стихи, технические модели) профессионалами;
психодиагностических методики, учесть такие дополнительные моменты, как:
• особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
• наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в его развитии;
• особенности формирования эмоциональной сферы и др.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию соотносят с креативностью. Рассмотрение креативности в качестве процесса позволяет выявлять как способности к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты или результаты. Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание методик, стимулирующих творчество учащихся. Они предназначены для использования в следующих целях:
• исследования развития одаренности учеников;
• индивидуализации обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организации в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
• разработки коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы в обучении;
• оценки эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий;
• поиска и выявления детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную, изобразительную (фи-гурную, рисуночную, звуковую и двигательную деятельности. Они отражают раз-личные проявления креативности в показателях: беглости (скорости, гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагающие внедрение в практику обследований комплекса тестов. Выборочное использование лишь одного или нескольких из них существенно снижает эффективность и ценность диагностики.
Для обеспечения надежных результатов большое значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, атмосферу доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно.
Большинство психодиагностических тестов на творчество, согласно этим взглядам, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению, т. е. не предполагают определенного числа ответов, оценивают не их правильность, а степень соответствия заданию, поощряют поиск нетривиальных, необычных, неожиданных решений. На основе своего подхода к определению критериев творчества Дж. Гилфорд разработал целую систему тестирования интеллекта, и дивергентной продуктивности. Наиболее известный тест "Необычное ис-пользование" включен П. Торренсом в батарею тестов креативности. Используя тесты П. Торренса на уроках изобразительного искусства возникла необходимость в некоторой корректировке тестов. Путём отбора материала немного изменяя и добавляя новые элементы не нарушала структуры разработанной П. Торренсом. Тест для развития креативности, критического мышления и развития творческих способностей запланировала на последние уроки четверти.
Тест для развития креативности, критического мышления и развития творческих способностей
Краткий тест творческого мышления создан для выявления творческих способностей детей 6-18 лет как одного из главных показателей одаренности. В нем существенно сокращены и упрощены процедуры тестирования и обработки результатов, что позволяет в сжатые сроки обследовать большую выборку детей. Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты. В вербальных тестах на каждое задание отводится 5-10 мин.
Задание "Представь и изобрази" - одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. На доске учитель записывает тему и семь опорных слов.
Тема: «Ученик новой формации».
Опорные слова:
1. Глаз
2. Ранец
3. Часы
4. Рогатка
5. Шея
6. Калесо
7. Овал
Учащимся предлагается изобразить ученика будущего, используя в своей работе опорные слова и составить устную характеристику по изображению. Учителю требуется сформулировать вопросы, например: попробовать рассказать кто этот ученик, где учится, чем занимается, что предшествовало изменению (причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Фантазийное изображение рисунков количество и качество ответов, отражающих умение испытуемого выйти за пределы предлагаемой работы, это свидетельство его фантазии, развития творческих способностей, любознательности, креативного и критического мышления, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.