Приложение МААМ

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства

Наталья Оргадеева
Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства

Одной из главных задач учителя в школе является педагогическая диагностика (педагогические наблюдения) детей на всех возрастных ступенях учебно–воспитательного процесса. Педагогическую дополняет психологическая диагностика. Контингент учащихся в школе, даже в идеале, не может быть, однородным он разделяется на 4 категории:

5. Дети с общим и высоким культурным уровнем.

Публикация «Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах

6. Учащиеся с опережающим развитием интеллекта.

7. Дети с ярким проявлением способностей к определённым школьным наукам и видам деятельности.

8. Дети с потенциальными задатками одарённости.

Один из основных вариантов качественного образования – индивидуализация обучения. Направлена она на формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности. Максимальное развитие одарённых детей осуществляется с помощью специальных индивидуальных учебных программ, которые могут быть ускоренными либо обогащёнными.

Они имеют ряд конкретных форм:

Ускорение обучения может осуществляться путём раннего поступления в школу, обучение тому или иному предмету происходит с детьми старшего возраста, так называемое «перепрыгивания».

Более широко в современной школе используются различные формы обогащения в обучении способных детей. Обогащение направленно на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными уроками. Одарённый ребёнок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности для развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Большое значение имеет обогащение обучения, ориентирующее на самих умственных процессов учащихся, решение задач, общий подход к развитию умений рассуждать, умений критически мыслить, творческих и исследовательских умений. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда, предположившего в своей модели структуры интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление - последовательный, логический процесс, протекающий строго "от ступени к ступени" и приводящий к единственно правильному, обусловленному исходными данными решению.

Дивергентное мышление - процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, менее ограниченный заданными фактами, допускающий из-менение путей решения проблемы, отступающий от логической последова-тельности и приводящий к неожиданным выводам и результатам, к несколь-ким альтернативным решениям.

В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Предпочтение того или иного метода зависит от конкретных целей диагностики и представлений о том, из чего складывается одаренность и чем она характеризуется. В настоящее время эти представления весьма разнообразны, постоянно развиваются и обогащаются. В выявлении одаренных детей более целесообразен комплексный подход, предусматривающий различные методы:

• специальные психодиагностические тренинги, психодиагностическое исследование с помощью разнообразных методик;

наблюдение за учениками: в школе, во внешкольной деятельности и т. п. ;

• экспертное оценивание их поведения учителями, родителями, воспитателями;

• проведение пробных уроков по специальным программам, а также включение учащихся в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

• организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п. ;

• экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности школьников (рисунки, стихи, технические модели) профессионалами;

психодиагностических методики, учесть такие дополнительные моменты, как:

• особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

• наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в его развитии;

• особенности формирования эмоциональной сферы и др.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию соотносят с креативностью. Рассмотрение креативности в качестве процесса позволяет выявлять как способности к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты или результаты. Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание методик, стимулирующих творчество учащихся. Они предназначены для использования в следующих целях:

• исследования развития одаренности учеников;

индивидуализации обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организации в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

• разработки коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы в обучении;

• оценки эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий;

• поиска и выявления детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тесты сгруппированы в вербальную (словесную, изобразительную (фи-гурную, рисуночную, звуковую и двигательную деятельности. Они отражают раз-личные проявления креативности в показателях: беглости (скорости, гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагающие внедрение в практику обследований комплекса тестов. Выборочное использование лишь одного или нескольких из них существенно снижает эффективность и ценность диагностики.

Для обеспечения надежных результатов большое значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, атмосферу доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно.

Большинство психодиагностических тестов на творчество, согласно этим взглядам, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению, т. е. не предполагают определенного числа ответов, оценивают не их правильность, а степень соответствия заданию, поощряют поиск нетривиальных, необычных, неожиданных решений. На основе своего подхода к определению критериев творчества Дж. Гилфорд разработал целую систему тестирования интеллекта, и дивергентной продуктивности. Наиболее известный тест "Необычное ис-пользование" включен П. Торренсом в батарею тестов креативности. Используя тесты П. Торренса на уроках изобразительного искусства возникла необходимость в некоторой корректировке тестов. Путём отбора материала немного изменяя и добавляя новые элементы не нарушала структуры разработанной П. Торренсом. Тест для развития креативности, критического мышления и развития творческих способностей запланировала на последние уроки четверти.

Тест для развития креативности, критического мышления и развития творческих способностей

Краткий тест творческого мышления создан для выявления творческих способностей детей 6-18 лет как одного из главных показателей одаренности. В нем существенно сокращены и упрощены процедуры тестирования и обработки результатов, что позволяет в сжатые сроки обследовать большую выборку детей. Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты. В вербальных тестах на каждое задание отводится 5-10 мин.

Задание "Представь и изобрази" - одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. На доске учитель записывает тему и семь опорных слов.

Тема: «Ученик новой формации».

Опорные слова:

1. Глаз

2. Ранец

3. Часы

4. Рогатка

5. Шея

6. Калесо

7. Овал

Учащимся предлагается изобразить ученика будущего, используя в своей работе опорные слова и составить устную характеристику по изображению. Учителю требуется сформулировать вопросы, например: попробовать рассказать кто этот ученик, где учится, чем занимается, что предшествовало изменению (причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Фантазийное изображение рисунков количество и качество ответов, отражающих умение испытуемого выйти за пределы предлагаемой работы, это свидетельство его фантазии, развития творческих способностей, любознательности, креативного и критического мышления, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей дошкольников. Средства для развития мышления и воображения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» «Развитие творческих способностей дошкольников».

Технология развития критического мышления у дошкольников «Технология развития критического мышления у дошкольников» Цели и задачи применения данной технологии: • 1) Пробуждать в ребёнке стремление.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального искусства» Опыт работы воспитателя Конечных Татьяны Александровны Тема: «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального.

Патриотическое воспитание на уроках искусства Знакомство учащихся с русской художественной культурой на уроках искусства приобщает детей к истокам, национальным корням, рождая чувство.

Перспективный план «Использование технологии критического развития мышления в формировании коммуникативных навыков детей» Данный перспективный план направлен на формирование и развитие информационной и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ (зрение) средствами музыкального искусства. Внутренний мир ребенка с особенными потребностями.

Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника» «Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка» СТАТЬЯ Тема: "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 13:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Оргадеева (УИ 1468999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД