Лариса Храмцова
Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.
Технологией, направленной на достижение личностных результатов, является технология развития критического мышления. Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского и др.
Публикация «Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Учащиеся с задержкой психического развития имеют определённые особенности познавательной деятельности, основными из которых являются: низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит к недостаточному уровню развития словесно-логического мышления); снижение познавательной и личностной активности, самоконтроля, самостоятельности.
Данные особенности затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не позволяют эффективно формировать необходимые для жизни умения и навыки.
В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может выступать технология развития критического мышления. Следует отметить, что её применение для описываемого контингента учащихся в значительной мере ограничено, что объясняется характером нарушения - недоразвитием мышления. Не смотря на это элементы технологии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. Одним из главных достоинств данной технологии является возможность её использования на разных уровнях – от включения нескольких составляющих в урок, до полной системы уроков с конкретными приёмами технологии.
Методические приемы использования технологии критического мышления при обучении детей с ОВЗ.
Отдельные приёмы технологии РКМ, а также целые уроки, разработанные в рамках данной технологии, используются в преподавании различных тем предметной области. При этом учитываются особенности психической деятельности детей с задержкой психического развития, которые существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Поэтому к выбору приёмов, которые предлагает данная технология, при организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ нужно относиться избирательно.
Для данной категории детей на этапе фазы вызова применяются следующие приемы:
I.
-составление списка «известной информации»;
-перепутанные логические цепи;
-графическая систематизация материала - разбивка на кластеры;
-Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).
II. На стадии осмысления используются приёмы:
-система маркировки текста;
-разработки для самостоятельных работ;
-сравнительная таблица;
-поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.
III фаза - фаза рефлексии должна помочь самостоятельно обобщить изученный материал.
Возможные приемы (зависят от приемов вызова):
-возвращения кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ;
-маркировочная таблица;
-бортовые журналы;
-синквэйн.
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Другой прием — «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А. С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Мозговой штурм»
Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием критического мышления «Создание викторины»
К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
«Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Кластер («гроздь»)
Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.