татьяна жултаева
Роль беседы при развитии критического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мнение.
На протяжении всего процесса воспитания и обучения детей на педагогов возлагается большая ответственность для развития интеллекта каждого воспитанника. Поэтому я думаю, что очень важно и необходимо поднять учебный процесс на качественно новый уровень, создать условия для активного вовлечения воспитанников в диалог, обсуждение, аргументацию. В традиционном обучении диалог чаще происходит между воспитанниками и воспитателем при фронтальной беседе. Сегодня современные ученики школы должны быть самостоятельными, с развитым критическим мышлением. Но научатся ли они этому при традиционном воспитании и обучении в дошкольных организациях, которые являются первой ступенью образования? Конечно, нет. Для того чтобы выявить знания и незнания воспитанников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки педагога и его чувство сопереживания. По сравнению с вопросами воспитателей, на которые дети дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как педагоги, так и воспитанники вносят в обучение существенный и значимый вклад.
Публикация «Роль беседы при развитии критического мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Эвалюация.
Обучение, построенное на основе беседы, имеет преимущества для воспитанников:
- предоставление возможностей для выражения степени понимания темы;
- содействие осознанию того, что окружающие люди могут иметь иные идеи и мысли;
- возможность обосновать свои идеи;
- содействие установлению учителем стадии, на которой находится учащийся в процессе своего обучения.
С другой стороны часто воспитатели не готовы к проведению беседы, испытывают трудности по выстраиванию соответствующей среды, постановки вопросов высокого порядка.
Анализ.
В современной интерпретации представлены 3 типа бесед (Мерсер, 2005, в которые вовлечены обучающиеся. Это – беседа-дебаты, кумулятивная беседа и исследовательская беседа. Самым продуктивным видом является исследовательская беседа. Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития детей. Модель обучения Выготского также предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ребенка в диалог и роль педагога в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения воспитанника. Воспитанники легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать другие дети и педагоги. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи ещё не являются частью настоящего понимания воспитанника, но входят в его зону ближайшего развития.
Критически мыслящий воспитанник реализует свои потребности и возможности, учится решать свои проблемы самостоятельно. Этому способствует работа в парах. Обсуждение в паре определенной проблемы через вопросы, развивают высокий уровень мышления. Я думаю, что при работе в группах не все воспитанники могут быть задействованы в разговоре. А применяя работу в парах, дети в тесном контакте, смотря друг другу в глаза, хоть что-то говорят, вынуждены принимать участие в работе. Такая работа помогает «нераскрывшимся» воспитанникам. Парная работа побуждает к мышлению, а не располагает быть только в роли слушателя.
Вывод.
Чтобы руководить беседой требуется большое педагогическое мастерство, в связи с этим важно научить воспитателя направлять диалог в конструктивное русло, используя вопросы высокого порядка, создавать соответствующую среду. Педагог должен учить воспитанников «парадоксальному разуму культуры» : грамотному изложению своей точки зрения, терпимому отношению к возражениям и критике, умению четко и последовательно выстраивать аргументацию, а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы. Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем детям, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях воспитанников, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения. С помощью наводящих вопросов или тактичных реплик педагог может прояснить содержание высказывания сам, а также переадресовать возникшую проблему аудитории.
План действий.
Рекомендую свои коллегам использовать различные техники постановки вопросов при выстраивании диалога в целях всесторонней поддержки воспитания обучения детей старшего дошкольного возраста, таких как побуждение, апробирование, переориентация.