Папки-передвижки

Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Людмила Сурикова
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Л. В. Сурикова

(Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина)

surikova59@yandex.ru

Работа с одарёнными детьми в начальной школе.

Аннотация. Каждый ребёнок одарён. Чтобы он в жизни мог проявить свой талант, его нужно найти и вытащить наружу. Задача учителя - помочь маленькому человеку и направить его в нужном направлении.

Ключевые слова: талант, одарённость, школа, начальная школа, ребёнок.

Значительные преимущества будут за

Публикация «Работа с одарёнными детьми в начальной школе» размещена в разделах

теми государствами, которые сумеют

как можно раньше опознать творческие

личности и создать самые благоприятные

условия развития их потенциалов.

К. Тейлор (американский психолог)

Любому обществу нужны талантливые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,

конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Из опыта работы знаю, что одаренные дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя различные тесты.

В моем классе много талантливых детей.

Павлов Никита серьезно занимается спортом. Он посещает детскую спортивную школу, участвует в соревнованиях, второй является членом общешкольной команды для участия в городской военно-спортивной игре «Патриот» и имеет множество грамот. В классе он отвечает за спортивную работу, проводит утреннюю зарядку, сам формирует команду, готовит к соревнованиям и является неизменным капитаном. Я думаю, что в дальнейшем он достигнет высоких результатов, если будет серьезно заниматься.

У Чаплыгиной Марии великолепные артистические данные. Она чудесно читает стихи, серьёзно занимается балетом, посещая школу искусств. На всех конкурсах и в школе, и в городе она занимает призовые места. К тому же девочка ещё и хорошо учится и занимается спортом. И на всё у неё хватает времени. Она стала участником Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, победителем в школьном этапе Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика» и др.

Махонин Матвей талантлив во всем. Он отлично учится, занимается в спортивной школе. Ежегодно мальчик участвует в различных конкурсах художественного творчества: «Дорога глазами детей», «Вместо елки новогодний букет», «Природа вокруг нас» и других и занимает призовые места: лаурят школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науке», победитель регионального интеллектуально-познавательного конкурса, посвящённого 870-летию г. Ельца «Юные знатоки родного края» в номинации «История моей малой родины»,, диплом победителя в 1 онлайн-олимпиаде по русскому языку»Русский с Пушкиным», 1 место в школьном этапе Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика», лаурят 2 степени региональной олимпиады по информатике и т. д. А 28 марта на XI открытом конкурсе чтецов «И вечная природы красота», посвящённом памяти С. Н. Коновалова, С. В. Макарова Матвей занял 1 место.

Полевой Борис плохо учится, но руки у него золотые. Он посещает кружок «Сказка своими руками», и работы его получаются великолепные. На уроках технологии он является помощником учителя и оказывает помощь детям в работе. В областной акции детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей» Борис занял 1 место. Мальчик стал победителем Регионального конкурса «Юные знатоки родного края» в номинации «Улицы моего грода»

Лысоченко Полина очень любит животных. В нашем классе в живом уголке жила морская свинка. Назвали мы ее Фросей. И только Полина добросовестно и самоотверженно ухаживала за ней. Через некоторое время они уже не могли жить друг без друга. Сейчас Фрося является членом семьи Лысоченко. В настоящее время она готовит исследовательский проект о жизни, повадках морских свинок на примере своей любимицы. Девочка убеждена, что каждое живое существо обладает разумом и умеет любить по-настоящему. Надо только, чтобы люди, находившиеся рядом, оставались людьми в полном смысле этого слова.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Мною разработана система развивающих заданий-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких заданий я отвожу 5-7 минут и требую обязательно подробного объяснения. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задания.

На всех этапах урока я стараюсь использовать индивидуально-дифференцированный подход. Для способных детей я предлагаю более сложные задания, использую карточки, опережающие задания, работу в парах и группах. Эти дети являются консультантами на уроках и вне уроков.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города, через интернет, путем самообразования.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Часто провожу различные мероприятия, в которых учащиеся могут проявить себя. Огромную помощь мне оказывают коллективы музея ремесел, станции юных техников, детской библиотеки, где мы частые гости. В этом году учащиеся побывали на чудесных праздниках «Осенние посиделки», «Лапти-лапоточки», празднике рояльной гармошки, участвовали в конкурсах, проводимых детской библиотекой, где заняли призовые места.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мы постоянно участвуем во всероссийских олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Эрудит».

Работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: выполняем нестандартные задания, создаем исследовательские работы, проекты. Сейчас у нас в работе несколько проектов в различных областях.

Немаловажным считаю и создание условий для всестороннего развития личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию, убеждаю детей в том, что «когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется», и что «Талант – это 1 % способностей, а 99% труда».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе и вне школы, занимались дополнительно физкультурой и спортом дома.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносит вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.

Хочется в заключение привести замечательные слова В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

Литература:

1. Использование элементов самостоятельной работы в процессе формирования способностей одаренных младших школьников // История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. Под ред. Р. С. Бозиева и А. В. Овчинникова - М Педагогика, 1998 -С 77-78

2. Обучение одаренных детей в системе дифференцированного обучения в начальной школе Англии и США// Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета - М Прометей, 1999 - С 158-164.

3. Педагогическая основа обучения одаренных детей // Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы тезисы международной научно-практической конференции. Часть П. - М, 1997 - С 84-87

4. Проблема дифференцированного обучения одаренных детей в начальной школе // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов Материалы Всероссийской научно - практической конференции Часть I - Саранск МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998 -С 94-95

5. Развитие творческих способностей одаренных младших школьников // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга. Материалы Шестой Всероссийской научно - практической конференции - Йошкар-Ола МГПИ, ЧД 1998 - С 133 -134

6. Современный зарубежный опыт обучения и воспитания одаренных детей // Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М,1998 -С 197-199

7. Характерные черты умственной одаренности детей младшего школьного возраста // Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей "Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе". - Выпуск Ш. М. Промели, 1998 - С 129-130

Публикации по теме:

Модель работы с одарёнными детьми Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких.

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьмиОдарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Работа с одарёнными детьмиРабота с одарёнными детьми Работа с музыкально одаренными детьми. Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно.

Работа ШМО по теме «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе в рамках перехода на новые ФГОС» Тема:«Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе в рамках перехода на новые ФГОС». Цель работы ШМО: Создать атмосферу.

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте, как одно из направлений работы с одарёнными детьми в ДОУ Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех.

Сообщение из опыта работы воспитателя «Работа с интеллектуально одарёнными детьми» Каждый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии педагогу необходимо оценить реальные проявления детской одарённости. Андрей.

Выпускной в начальной школе (Звучит песня «Звенит звонок») Вед. 1 Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может, чувствуем дыхание Наступающей весны? Вед. 2 Нет,.

Выпускной в начальной школе Выпускной вечер в 4 классе (2015 год) Зал украшен воздушными шарами, большим количеством разного цвета и размера цветов, сделанных детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Опубликовано: 26 июня 2017 в 14:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с одарёнными детьми в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сурикова (УИ 1220184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД