Людмила Сурикова
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Л. В. Сурикова
(Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина)
surikova59@yandex.ru
Работа с одарёнными детьми в начальной школе.
Аннотация. Каждый ребёнок одарён. Чтобы он в жизни мог проявить свой талант, его нужно найти и вытащить наружу. Задача учителя - помочь маленькому человеку и направить его в нужном направлении.
Ключевые слова: талант, одарённость, школа, начальная школа, ребёнок.
Значительные преимущества будут за
Публикация «Работа с одарёнными детьми в начальной школе» размещена в разделах
теми государствами, которые сумеют
как можно раньше опознать творческие
личности и создать самые благоприятные
условия развития их потенциалов.
К. Тейлор (американский психолог)
Любому обществу нужны талантливые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,
конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Из опыта работы знаю, что одаренные дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя различные тесты.
В моем классе много талантливых детей.
Павлов Никита серьезно занимается спортом. Он посещает детскую спортивную школу, участвует в соревнованиях, второй является членом общешкольной команды для участия в городской военно-спортивной игре «Патриот» и имеет множество грамот. В классе он отвечает за спортивную работу, проводит утреннюю зарядку, сам формирует команду, готовит к соревнованиям и является неизменным капитаном. Я думаю, что в дальнейшем он достигнет высоких результатов, если будет серьезно заниматься.
У Чаплыгиной Марии великолепные артистические данные. Она чудесно читает стихи, серьёзно занимается балетом, посещая школу искусств. На всех конкурсах и в школе, и в городе она занимает призовые места. К тому же девочка ещё и хорошо учится и занимается спортом. И на всё у неё хватает времени. Она стала участником Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, победителем в школьном этапе Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика» и др.
Махонин Матвей талантлив во всем. Он отлично учится, занимается в спортивной школе. Ежегодно мальчик участвует в различных конкурсах художественного творчества: «Дорога глазами детей», «Вместо елки новогодний букет», «Природа вокруг нас» и других и занимает призовые места: лаурят школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науке», победитель регионального интеллектуально-познавательного конкурса, посвящённого 870-летию г. Ельца «Юные знатоки родного края» в номинации «История моей малой родины»,, диплом победителя в 1 онлайн-олимпиаде по русскому языку»Русский с Пушкиным», 1 место в школьном этапе Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика», лаурят 2 степени региональной олимпиады по информатике и т. д. А 28 марта на XI открытом конкурсе чтецов «И вечная природы красота», посвящённом памяти С. Н. Коновалова, С. В. Макарова Матвей занял 1 место.
Полевой Борис плохо учится, но руки у него золотые. Он посещает кружок «Сказка своими руками», и работы его получаются великолепные. На уроках технологии он является помощником учителя и оказывает помощь детям в работе. В областной акции детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей» Борис занял 1 место. Мальчик стал победителем Регионального конкурса «Юные знатоки родного края» в номинации «Улицы моего грода»
Лысоченко Полина очень любит животных. В нашем классе в живом уголке жила морская свинка. Назвали мы ее Фросей. И только Полина добросовестно и самоотверженно ухаживала за ней. Через некоторое время они уже не могли жить друг без друга. Сейчас Фрося является членом семьи Лысоченко. В настоящее время она готовит исследовательский проект о жизни, повадках морских свинок на примере своей любимицы. Девочка убеждена, что каждое живое существо обладает разумом и умеет любить по-настоящему. Надо только, чтобы люди, находившиеся рядом, оставались людьми в полном смысле этого слова.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Мною разработана система развивающих заданий-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких заданий я отвожу 5-7 минут и требую обязательно подробного объяснения. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задания.
На всех этапах урока я стараюсь использовать индивидуально-дифференцированный подход. Для способных детей я предлагаю более сложные задания, использую карточки, опережающие задания, работу в парах и группах. Эти дети являются консультантами на уроках и вне уроков.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города, через интернет, путем самообразования.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Часто провожу различные мероприятия, в которых учащиеся могут проявить себя. Огромную помощь мне оказывают коллективы музея ремесел, станции юных техников, детской библиотеки, где мы частые гости. В этом году учащиеся побывали на чудесных праздниках «Осенние посиделки», «Лапти-лапоточки», празднике рояльной гармошки, участвовали в конкурсах, проводимых детской библиотекой, где заняли призовые места.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мы постоянно участвуем во всероссийских олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Эрудит».
Работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: выполняем нестандартные задания, создаем исследовательские работы, проекты. Сейчас у нас в работе несколько проектов в различных областях.
Немаловажным считаю и создание условий для всестороннего развития личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию, убеждаю детей в том, что «когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется», и что «Талант – это 1 % способностей, а 99% труда».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе и вне школы, занимались дополнительно физкультурой и спортом дома.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносит вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Хочется в заключение привести замечательные слова В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Литература:
1. Использование элементов самостоятельной работы в процессе формирования способностей одаренных младших школьников // История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. Под ред. Р. С. Бозиева и А. В. Овчинникова - М Педагогика, 1998 -С 77-78
2. Обучение одаренных детей в системе дифференцированного обучения в начальной школе Англии и США// Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета - М Прометей, 1999 - С 158-164.
3. Педагогическая основа обучения одаренных детей // Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы тезисы международной научно-практической конференции. Часть П. - М, 1997 - С 84-87
4. Проблема дифференцированного обучения одаренных детей в начальной школе // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов Материалы Всероссийской научно - практической конференции Часть I - Саранск МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998 -С 94-95
5. Развитие творческих способностей одаренных младших школьников // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга. Материалы Шестой Всероссийской научно - практической конференции - Йошкар-Ола МГПИ, ЧД 1998 - С 133 -134
6. Современный зарубежный опыт обучения и воспитания одаренных детей // Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М,1998 -С 197-199
7. Характерные черты умственной одаренности детей младшего школьного возраста // Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей "Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе". - Выпуск Ш. М. Промели, 1998 - С 129-130