Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника»

Наталья Асютина
Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника»

«Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка»

СТАТЬЯ

Тема: "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой

личности дошкольника".

Асютина Наталья Валерьевна

Специальность: педагог дополнительного образования

Первая категория

Абакан

2017 год

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Изобразительная деятельность детей

2.2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.

2.3. Методы и приемы в ИЗО, направленные на развитие творческих способностей дошкольника (Программа "Детство").

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5.Приложения:

- таблица №1

- таблица №2

Введение

Основной целью современного образования является воспитание творческой,

самостоятельной, свободной личности. Именно человек определяет прогресс человечества. За

последние пятьдесят лет в мире произошли большие изменения, имеющие положительный

характер. В медицине, в искусстве, винформационных технологиях, в образовании

человечество достигло положительных результатов и сделало много открытий. Наше время –

время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей,

которые будут направлять свою энергию на благо человечества.

Поэтому развитие творческой личности - это одна из основных целей образовательного

процесса в дошкольных и школьных учреждениях. Определение детского творчества одной из

первых дала известный советский педагог, учёный Е. А.Флерина: "Детское изобразительное

творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на

работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им

через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а

перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому". Е. А.

Флерина выделяла проблему творческого развития из многих других и писала оее

актуальности ещё в середине 20-го столетия.Автор излагает следующее: "О ценности и

значении творческой деятельности советских людей свидетельствуют ежедневные успехи в

труде, достижения в разных областях науки и искусства. Инициативный, творческий труд в

Советском государстве ценится высоко, почитается и поощряется. Несомненно, что активной

творческой деятельности подрастающее поколение должно учиться с ранних лет; для этого

имеются все возможности и богатый пример взрослых". Дальнейшие исследования детского творчества ещё более уточнили это определение. Н. П. Саккулина рассматривает

изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению, то есть умению

правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к

нему рисующего. Эта способность выражается и является показателем детского творческого начала.

Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно, для становления процесса

восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для

творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит

творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого

развития являются игра и изобразительная деятельность. Именно в них проявляются разные

стороны развития ребёнка.

Г. А.Кузьмина добавляет: " Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и

приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста - один из

признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала".

Итак, цель работы- показать, какое влияние оказывает изобразительное искусство на ребёнка

дошкольного возраста и как помогает развитию его творческих способностей.

Основная часть.

1. Изобразительная деятельность детей.

Изобразительнаядеятельность детей изучается психологами с разных сторон:

как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ

процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а так же связи между

личностью ребёнка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский

рисунок с точки зрения его психологической значимости, ещё недостаточно изучен. С этим

связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу

детских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый

биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и

психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения

программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также

сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребёнок переходит к

усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,

появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании

зрительных образов, помогая овладеть формами, координировать перцептивные и моторные

акты.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности

межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное

мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также

абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важна связь

рисования с мышлением ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем

накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в

образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотряна нехватку слов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование-это один из видов

аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими

психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и

мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и

связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания,

оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чем наблюдательнее ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже

при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие

предметы и явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к

изображаемому.

Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой

оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь

передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и

красками.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребёнка и хотят помочь

ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует.

Увлекаясь рисованием, даже самые непоседливые дети способны на час или два просидеть за

рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя

большие листы бумаги изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев. Рисуют

дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих

их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая

смелость. Ребёнок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и

воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.

Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, виденные в жизни, а для мечтателя

- образы сказок, образы воображения.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне,

что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется,

это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не

только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он

может усовершенствоваться в работе над рисунком.

2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.

Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка:

доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте

двух лет. Первые каракули – это обычно случайные метки. В это время ребёнка интересует не

изображение, а сам карандаш. Больше того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш,

когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с

рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой карандашом. В этот период

ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом

возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после

начала стадии каракулей, у ребёнка возникает возможность зрительного контроля над

рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период

рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля

важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это

время ребёнок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Часто, стадию каракулей или стадию «мараний» (какой понятный, почти житейский термин,

сравнивают с младенческимгулением, возникающим задолго до появления речи, когда,

порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребёнок

стремительно овладевает «звуковой материей». Каракули заканчиваются в тот момент, когда

появляется замкнутый контур - «круг».

Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур даёт форму. У ребёнка ещё

нет чёткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного

мира. До трёх лет ребёнок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему

дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них «вот такие», показав

зелёный квадрат, то ребёнок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно

квадраты.

Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от

Предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает

давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого

ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если раньше ребёнок получал удовольствие

от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим

внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребёнку создавать линии и

Публикации по теме:

Формирование творческой личности дошкольника с помощью конструирования из природного материала Формирование творческой личности дошкольника - одна из важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Занятия художественно.

Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка» Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности. Творческая деятельность и развитие творческих.

Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.

Отчёт по теме самообразования «Роль традиционных методов рисования в развитии творческой личности дошкольника» Я работаю с детьми младшей группы. Как же приобщить ребенка к творческой деятельности? Как помочь ему полюбить рисовать? Уже несколько лет.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства Справка по результатам работы с детьми по теме «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного.

Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Развитие творчества дошкольников в нерегламентированной деятельности посредством изобразительного искусства Развитие творчества дошкольников в нерегламентированной деятельности через изобразительное искусство Презентация "Радости жизни-радости.

Влияние музыки на творческое развитие дошкольника Образовательная область «Музыка» как структурный компонент основной образовательной программы дошкольного образования, конечно же, вносит.

Влияние современных технологий на развитие личности ребёнка Здравствуйте! Меня зовут Владимиров Георгий Александрович, я работаю воспитателем в ДОУ 4 года. За это недолгое время уже успел приобрести.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка Кантеева Р. А. Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка. «Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 03:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Конспект беседы на тему «Осторожно, сосульки» для детей дошкольного возраста
Прозрачные стекляшки, Узорные висюльки, На проводах и крышах Весёлые сосульки. А. Мецгер Цель: расширить и уточнить представление детей о...
Занятие по развитию речи в старшей группе по составлению рассказа «Жила-была Зима»
Пока за окном бушевали последние морозы, наши ребята получили на инстаграм детского сада послание из жаркой Африки. Через час наши писатели уже составили...
Фотоотчёт занятия по рисованию с элементами оригами «Кормушка для пернатых»
Цель: привлечение детей к проблемам зимующих птиц. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение выполнять сгибы по контуру; - прививать...