Папки-передвижки

Технология обобщения педагогического опыта в дошкольном учреждении

Наталья Усова
Технология обобщения педагогического опыта в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Усова Н. А. ,

воспитатель МАДОУ № 96 «Умничка»,

г. Набережные Челны

Технология обобщения педагогического опыта

в дошкольном учреждении

В современных условиях тема информационных технологий наиболее актуальна. Педагогический опыт позволяет находить эффективные методы и технологии обучения, способствует решению социального заказа в педагогической деятельности, обеспечивает взаимодействие педагогической науки и практики.

Публикация «Технология обобщения педагогического опыта в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Все больше появляется талантливых педагогов, которые способны синтезировать педагогические находки, оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей и на их основе выстраивать собственные технологии.

Хотелось бы, чтобы эффективный опыт, своевременно обобщался и доходил до педагогов не только учреждения, но и педагогов города, республики, России.

В нашем учреждении такая возможность есть. Редакции журналов готовы активно сотрудничать с нами, и мы должны сами сделать этот шаг навстречу, чтобы об опыте работы наших педагогов знали не только в учреждении.

Одним из наиболее эффективных каналов распространения педагогического опыта является издательская деятельность. Изучение спроса показывает, что в настоящее время существует большая заинтересованность в практическом опыте. У педагогов наших учреждений накоплен огромный опыт работы. Однако, согласитесь, что богатый педагогический опыт, в конкретном виде деятельности часто остается невостребованным, т. к. у большинства педагогов не сформированы навыки его обобщения, а методист не всегда может помочь ему в этом. Можно по пальцам пересчитать педагогов, обобщивших свой опыт работы.

Педагоги пытаются обобщить свой опыт работы, но ещё нет четкой системы в этом направлении. Ведь процесс обобщения педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких:

• у большинства педагогов недостаточно сформированы или отсутствуют навыки и умения отбора, анализа, сравнения результатов, подтверждающих опыт конкретными примерами.

педагоги недооценивают важность данного направления, недостаточно подготовлены к этой деятельности.

Это лишь основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги при обобщении педагогического опыта.

Существует определенная технология обобщения педагогического опыта в учреждении образования детей.

Необходимо выяснить, есть ли в учреждении педагогический опыт, который надо обобщить? Для этого надо внимательно изучить свою деятельность, определиться с какой целью он будет обобщать свой опыт. Возможно, он будет изучать всю систему педагогической деятельности в целом или по одной какой-то проблеме, которая может быть изучена в течение одного года, или по использованию какого-то одного метода, приема и, исходя из этого, спланировать свою последующую работу.

При изучении педагогического опыта педагог может использовать различные методы:

• исследовать результаты педагогической деятельности на основании: мониторинга знаний учащихся, использования нетрадиционных форм в работе, учебно-дидактических материалов, материалов аттестации, участия в конкурсах педагога и его воспитанников;

• социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта для других педагогов;

• анализ составляющих педагогического опыта;

• сбор информации, фиксирующей результаты образовательно- воспитательного процесса;

• сравнение результатов деятельности педагога и его воспитанников с результатами предыдущих лет с целью определения динамики роста показателей;

• оценка своей деятельности самим педагогом;

• диагностика уровня знаний воспитанников.

Основными критериями выявления педагога, чей опыт будет обобщаться, является высокая эффективность, и устойчивые результаты воспитанников на протяжении длительного времени; возможность использования опыта другими педагогами; востребованность опыта по данному направлению.

Следующим шагом будет описание изученного педагогического опыта. Описание должно быть качественным, поэтому существует определенная процедура описания опыта работы. При описании можно использовать следующую схему, которая содержит 3 раздела.

Раздел 1 (информационный)

1. Общие сведения о педагогическом опыте.

2. Тема педагогического опыта должна отражать главное направление и содержание работы автора педагогического опыта.

3. Краткие сведения об авторе педагогического опыта (Ф. И. О., вид деятельности, наличие последователей опыта, отзывы и замечания).

4. Степень новизны педагогического опыта, его связь с учебно-воспитательным процессом.

5. Краткая оценка результатов педагогического опыта.

Раздел 2 (технологический)

Педагогический опыт может быть описан по схеме:

«Цель * задача * средства * технология их использования * условия работы * результат».

В этом разделе необходимо раскрыть следующие вопросы:

Актуальность педагогического опыта.

Здесь полезно выделить те цели и задачи, на решение которых направлен передовой педагогический опыт, проанализировать их соответствие социальному заказу и реальным потребностям педагогической практики.

Средства реализации актуальных задач и педагогическая целесообразность их применения, которые могут показать систему средств, применяемых в опыте для решения поставленных задач (использование форм, преобладающие виды деятельности: учебная, трудовая, художественно-эстетическая и т. д., приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля, самоконтроля). В первую очередь необходимо описывать основные средства реализации задач, составляющие суть педагогического опыта.

Педагогическая технология :

I этап - подготовительный. Осознание цели, изучение уровня знаний, умений и навыков воспитанников, постановка задач, подбор средств, планирование.

II этап - непосредственная организация совместной с воспитанниками деятельности (подведение итогов, анализ, внесение коррективов в последующую деятельность).

Ш этап - последовательность применения основных приемов, форм и методов в контексте общей логики педагогических действий, их место в целостной системе средств, применяемых в передовом педагогическом опыте.

Раскрывая особенности технологии работы, необходимо действия педагога соотносить с конкретными условиями, т. е. показать на примерах и фактах, где и как рождается педагогический опыт.

Результативность педагогического опыта. Для его оценки необходимо выявить уровень воспитанности и развития детей, качество их знаний, степень сформированности коллектива; результативность педагогического опыта в течение определенных промежутков времени, на отдельных занятиях, по итогам учебного года. При этом ценны свидетельства тех, кто уже использует данный педагогический опыт (что он дает педагогу, какие преимущества имеет по сравнению с обычной практикой, за счет чего достигается высокий результат труда, насколько стабильны результаты).

Раздел 3 (внедрение педагогического опыта).

В данном разделе представить такие стороны педагогического опыта, которые необходимы для его последующего использования в образовательном учреждении. При этом желательно раскрыть следующее:

• название педагогического опыта, условия его функционирования, тип образовательного учреждения, материально-техническую базу, особенность оборудования кабинетов для занятий, уровень профессиональной культуры педагога, его видение актуальных проблем образования, и т. п. ;

• главную идею педагогического опыта и его теоретическую базу, очень важно показать сущность педагогического опыта, его замысел, самое главное, существенное в деятельности педагога, (здесь уместно дать теоретическое обоснование, показать, из каких научных положений данный педагогический опыт исходит);

• перспективу применения педагогического опыта в практике образовательного учреждения : систему мер по его распространению, отношение к опыту его последователей, новых технологий применения средств, форм и методов, разработанные педагогическим опытом.

Завершающим моментом является распространение педагогического опыта. Таким образом, изучению может и должен подлежать любой педагогический опыт (он может быть чрезвычайно эффективным, а может подлежать корректировке, однако обязательным показателем как объекта распространения являются высокие результаты в обучении и воспитании детей.

Сведения об авторе:

1. Усова Наталья Александровна.

2. Заголовок статьи «Технология обобщения педагогического опыта

в дошкольном учреждении детей»

3. Текст статьи прилагается

4. Место работы: г. Набережные Челны,

воспитатель МАДОУ № 96 «Умничка»,

5. Домашний адрес: 423821, Республика Татарстан,

г. Набережные Челны,улица Шамиля Усманова, д. 123, кв. 63,

тел. 917-222-19-38,

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Первый городской конкурс «Перезагузка. ДОУ» 2013 В настоящее время не многие педагоги могут продемонстрировать возможности ИТК, как реального и эффективного инструмента профессиональной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология обобщения педагогического опыта в дошкольном учреждении
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 19:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология обобщения педагогического опыта в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Усова (УИ 195808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД