СВЕТЛАНА ШЕПИЛОВА
Технология организации педагогической диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель как субъект педагогической деятельности творчески использует весь арсенал здоровьесберегающих технологий, чтобы поставить ребенка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, половой принадлежности, уровня развития, а также особенностей семьи, своеобразия семейного воспитания. Таким образом, воспитатель самостоятельно выбирает, знает и понимает программу, ее концепцию, владеет технологией реализации, ориентированной на ребенка и его индивидуальные особенности.
Публикация «Технология организации педагогической диагностики» размещена в разделах
Конструирование воспитателем педагогического процесса осуществляется на основе педагогической диагностики. Педагогическая рефлексия предполагает умение предвидеть реакцию ребенка, его родителей, основывается на умении наблюдать малыша, видеть его состояние, понимать настроение, определять склонности и интересы, сопереживать ему. Несмотря на сложность данной модели, лишь она порождает содержательный диалог между взрослыми и детьми, взаимодействие поколений.
Предлагаемая технология может быть охарактеризована как экспресс-диагностика, так как она не требует длительного исследования, а позволяет относительно быстро выявить основные параметры эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, успешность формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ценностное отношение к предметному миру и др.). Как правило, это тестовые задания, позволяющие воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень достижений ребенка, успешность освоения им различных разделов программы, а также выявлять причины неуспешности и находить пути помощи ребенку в его развитии.
Очень часто воспитатель предъявляет детям такие задания в виде игровых проблемных ситуаций, требующих решения житейской задачи и применения осваиваемого детьми социального опыта. Это могут быть индивидуальные беседы с использованием литературных произведений, сюжетных картинок, когда ребенку предлагается стать участником событий, дать оценку поступков героев, принять решение.
Данные педагогической диагностики являются базой для конструирования образовательного процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель индивидуально-дифференцированного подхода — помочь каждому ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. Педагог дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое взаимодействие в подгруппах путем создания заданий, образовательных ситуаций, дозированных по содержанию, объему, сложности, а также по физическим, эмоциональным, психическим нагрузкам.
В старших группах дифференциация содержания в отдельных случаях связана с половыми интересами и склонностями детей. Воспитатель ориентирует педагогический процесс на освоение того минимума социального опыта, который необходим детям обоих полов для жизни в современном обществе, и создает условия для обогащения и развития творческого потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам ребенка в соответствии с его половой принадлежностью.
Педагогическая диагностика в нашем ДОУ во всех возрастных группах проводится два раза в год: в начале учебного года (первые две недели сентября) и в конце (середина мая). Воспитатели, используя пакет диагностических методик и ориентируясь на показатели, которые были основательно переработаны
творческой группой педагогов под руководством старшего воспитателя А. Н. Тереховой, работают со всеми детьми группы. На основании полученных результатов диагностики» начале учебного года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, ко-торые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.
В середине учебного года (вторая и третья недели января) педагоги проводят промежуточную диагностику, чтобы скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам программы. В конце учебного года воспитатели сначала проводят итоговую диагностику, а потом — сравнительный анализ результатов на начало и конец года (Приложение 3). Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.
Как показала образовательная практика нашего дошкольного учреждения, сложившаяся система работы позволяет воспитателям глубоко осмыслить собственную педагогическую деятельность, адекватно ее оценить. Развитая педагогическая рефлексия повышает качество воспитательно-образовательного процесса, способствует совершенствованию педагогического мастерства.
На итоговых педагогических советах воспитатели озвучивают результаты сравнительного анализа показателей освоения детьми образовательной программы «Детство», делятся опытом работы по преодолению трудностей, возникающих в процессе этой деятельности.