Папки-передвижки

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений (1 фото)

Антонина Орлова
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений

Пояснительная записка

Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л. С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. А. Короткова, А. Н. Леонтьев, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Л. С. Славина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.).

Публикация «Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений» размещена в разделах

Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

Режиссерская игра-это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).

Исследователи режиссерской игры - Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Кириллов, О. В. Солнцева и др.

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Режиссерская игра - естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.

В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования в детском саду педагогических технологий, направленных на развитие режиссерской игры.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, практически отсутствует.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.

Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная своспитателям деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек, реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.

Для развития субъективной позиции к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе блика к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. В свою очередь сюжет игры представляет собой последовательность взаимосвязанных событий и в этом смысле аналогичен любому повествовательному тексту.

Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.

Этапы педагогической технологии.

1 этап: обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна, лес или город (1 часть).

Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна, лес или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).

3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель: развитие умений сюжетосложения в режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.

Задачи педагогического взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия

Обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки Чтение сказки. Беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки.

Создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам сказки. Выбор эпизодов для игры. Внесение готового полифункционального материала или совместная деятельность воспитателя и детей по созданию полифункционального игрового материала.

Организация режиссерских игр по эпизодам сказки на основе полифункционального игрового материала Совместная игра воспитателя с детьми. Оказание детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие: помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета.

Развитие воображения на основе полифункционального игрового материала. Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание. «Мозговой штурм» с использованием предметных картинок. Разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма».

Развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды двух разных сказок при помощи следующей части полифункционального игрового материала. Внесение 2 части полифункционального игрового материала. Рассматривание, определение характеров новых героев игры. Выдвижение игровых гипотез: какие приключения возможны при встрече героев разных сказок. Создание банка игровых идей для новых игр.

Организация игр на основе самостоятельно придуманных сюжетов. Воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры», выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей.

Создание 3 части полифункционального игрового материала. Обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах в процессе бесед и рассматривания иллюстраций. Создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма». Совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию вариантов 3 части игрового материала.

Организация режиссерских игр на основе 3 части игрового материала. Самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.

Новизна данной методической разработке в том, что педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений О. В. Акуловой, О. В. Солнцевой переработана и апробирована с детьми старшего дошкольного возраста. Апробация технологии осуществлялась по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок».

Ситуации игрового взаимодействия воспитателя с детьми в режиссерской игре по мотивам сказки Владимира Сутеева «Мешок яблок».

1 ситуация

Цель: обогащение содержания режиссерской игры, развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки.

Работа осуществляется пошагово:

1. Чтение сказки воспитателем. Прослушивание аудио-сказки с просмотром презентации.

2. Словесное описание героев. Выявление положительных и отрицательных героев сказки.

3. Рисование героев сказки.

4. Определение характеров героев, например:

Заяц- добрый, хороший, доверчивый, заботливый, щедрый, отзывчивый, находчивый, добродушный, дружелюбный.

Ворона - чёрствая, бездушная, безразличная, болтливая, глупая, лицемерная.

Зайчиха - заботливая, переживающая, добрая, ласковая, приветливая.

5. Составление схемы взаимодействия главного героя с остальными персонажами сказки, обозначение определённым цветом.

6. Проведение теста на знание сказки:

Заяц искал в лесу: яблоки-груши, грибы-ягоды, лису-волка.

Заяц собирал яблоки: в мешок, в корзину, в рюкзак.

Когда заяц собирал медведя, тот сказал: спасибо, ничего яблочки, отдавай весь мешок.

Бельчата назвали зайца: братцем, дяденькой, дедушкой.

У ежа было прозвище: колючка, клубок с иголками, Колючая Голова.

Ёж принёс зайчихе: грибы, малину, орехи.

Крот принёс зайчихе: фрукты, ягоды, овощи.

Последним с подарком пришёл: волк, медведь, ёж.

Больше всех появившемуся добру удивилась: коза, зайчиха, ворона.

7. Предложить детям передать эмоциональное состояние героев сказки.

Образные игры-этюды:

Игра-этюд: «У яблони»

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

- Покажите, какое лицо было у зайца, когда он увидел медведя? (испуганное) А у медведя? (сердитое, недовольное).

- Покажите, какое было лицо было у зайца, когда он угощал зверей яблоками? (радостное, доброе)

- Что сделал заяц, когда он увидел волка. Покажите, какое у зайца было лицо, когда он увидел волка около яблони? (испуганное) А какое лицо было у волка?

- Покажите, как удивилась зайчиха угощениям гостей?

- Покажите, с каким настроением вернулся заяц домой?

- Покажите, как заяц испугался, когда постучали в дом? Что он сказал? Кто это был на самом деле?

-Покажите, как обрадовался заяц угощениям своих друзей?

- Покажите, как удивилась ворона появившемуся добру из пустого мешка?

Экспрессивные этюды

Цель: развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера с помощью имитации действия.

«Заяц тащит мешок яблок», «Заяц угощает медведя», «Заяц угощает бельчат», «Заяц угощает ежа», «Заяц угощает козу». «Бельчата приносят лукошко орехов», «Ёж угощает корзиной грибов», «Коза угощает капустой и молоком», «Медведь принёс мед».

Игра «Выбери эмоцию»

Цель: учить детей определять эмоциональное состояние героев в различных ситуациях.

Например: Выбери ту картинку, которая соответствует выражению лица зайца, когда он увидел волка.

Этюды «Изобрази животное», «Отгадай животное»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают героев сказки (заяц, зайчиха, ворона, медведь, крот, коза, бельчата, ёж, волк).

Дети другой команды угадывают, кого показали.

8. Пересказ сказки по ролям с последующим рисованием сюжета.

2 ситуация

Цель: Развитие воображения и способности к сюжетосложению на основе самостоятельного игрового материала.

На основе сюжета сказки был создан игровой материал: макет леса (сконструированы деревья из бумаги, слеплены грибы, сконструированы из бумаги на основе конуса «Забавные зверушки», соответствующие героям сказки В. Сутеева, из пластмассового конструктора «Избушка для заячьей семьи».

Материал служит закреплению умений:

-управлять игрушкой и перемещать ее

-говорить за игрушку

-участвовать в совместной игре, распределять игровых персонажей.

Воспитатель участвует в игре как партнер, принимая на себя второстепенные роли. При разыгрывании сюжетов дети опираются на свои рисунки, отображающие понравившиеся сюжеты (например, как ёж принёс корзину грибов, заяц тащил волоком яблоки, заяц встретил волка, как заяц встретил ворону).

Для закрепления умений, осознания успехов и трудностей используются фотографирование детей и беседа по фотографиям: «Во что играли? Как? Понравилась ли игра? Что особенно понравилось? Какие трудности испытывали в игре?»

3 ситуация

Цель: развивать у детей умение совместно придумывать сюжет по ходу игры. Развивать умение ориентироваться на сверстника как на партнера по игре. Развивать стремление придумывать игровые правила и следовать им.

Реализация цели связана с введением второй части игрового материала, которая состоит из дополнительных фигурок персонажей и игрового поля. Предметная среда направлена на организацию опыта ребенка, приобретенного на предыдущем этапе. Данный материал дает толчок к развитию сюжета. На игровом поле дополнительно размещены: палатка, костёр, река, мост, густой лес, необыкновенный цветок, избушка, поезд и железная дорога. К героям сказки В. Сутеева добавлены: жираф, кошка, динозаврик, «Смурфик», «Фиксик», лесорубы, лягушка.

1. Игра «Придумай правила для игры»

Придумывание правил совместного сочинения сюжета.

Детям предлагается придумать правила, которые устанавливают, как надо играть и правила, которые определяют, как играть нельзя, например:

-вместе придумывать

-слушать друг друга

-не перебивать друг друга

-продолжать сочинять после другого

-желающих принимать в игру

-предлагать поиграть

-не баловаться

2. Совместное сюжетосложение на основе придуманных правил.

Воспитатель предлагает детям совместно развивать сюжет на основе придуманных правил. Составляя рассказ-сюжет, дети совместно зарисовывают персонажей и события.

Для осознания детьми успехов в игре используется фотографирование с последующей беседой по фотографиям: «Как играли? Что придумали? Какие герои появились в этой игре? Что было трудно? Что понравилось? Кому удалось соблюдать все правила? Воспитатель подводит детей к выводу о том, что выполнять правила очень важно.

4 ситуация

Цель: развитие у детей умений самостоятельно договариваться, придумывать сюжет, создавать игровую обстановку и разворачивать режиссерскую игру.

Определение замысла и героев новой игры. Детям дается задание нарисовать новую страну и ее жителей - то, что увидели Заяц и его друзья в конце приключения. Рисунки детей обсуждаются, дети договариваются о содержании новой игры и характере героев.

На основе образов, созданных на рисунках, детям предлагается пластилин, мелкие игрушки, различный конструктор для создания новых героев игры и нового игровое поле. Воспитатель придерживается позиции наблюдателя и при необходимости вносит коррективы в игру.

Согласно замыслам детей, в новой сказке должны жить гиганские насекомые, кошка, олень, страус, тюлень, панда, леопард и другие.

На игровом поле размешаются дома, озеро, гараж, пальма, мост, гора, лес, памятник, машины. Содержание игры строится на противопоставлении добра и зла.

Вывод: В результате режиссерских игр по сюжетам сказок у детей появляется умение создавать замысел игры, организовывать игру, действуя совместно. Они договариваются, объясняя друг другу свои замыслы, придумывают и развивают сюжет по ходу игры. Это свидетельствует о том, что детьми активно осваивается сюжетосложение.

Заключение

С помощью педагогической технологии разыгрывания сказок дети научились хорошо пересказывать сказки, стали активно использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, четко произносят автоматизированные звуки в речи, на вопросы стали отвечать полными предложениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - N 6.

2. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. ,1990.

3. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., Просвещение, 1996.

4. Лекционные материалы с курсов повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы детской игры в теории и практики дошкольного образования», Флегонтова Н. П., - М. ,2010

5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.

6. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей. – СПб. Речь; М. Сфера, 2010

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Оформление группы по мотивам произведений К. И. Чуковского«Чудо-дерево». Оформление группы по мотивам произведений К. И. Чуковского (по мотивам произведений К. И. Чуковского «Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Телефон») Оформление группы для проведения вечера поэзии, посвященной.

«Перепутаница». Сценарий театрализованной постановки по мотивам произведений К. И. Чуковского для детей 4–5 лет Действующие лица: Взрослые : рассказчик Бармалей Дети: слон лисички крокодил крокодилица Тотоша Кокоша Муха-Цокотуха комар букашки божьи.

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Игрушки» по мотивам произведений А. Барто Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Игрушки» по мотивам произведений А. БартоВоспитатель: Гареева Светлана ХамитьяновнаЦель:.

Консультация для воспитателей «Способность организации действия как педагогическая технология развития дошкольников» Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Способность организации действия как педагогическая технология развития дошкольников Способность.

Педагогическая технология развивающих игр Б. П. НикитинаПедагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина «Развивающие игры – вовсе не, какой-то эликсир талантливости, принимая который можно достичь желаемых результатов. Это одно из средств развития.

Развитие диалогической речи дошкольного посредством режиссерских, театрализованных игр и элементов интервьюирования. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность,.

Развитие коммуникативных способностей детей путем драматизации литературных произведений. Инсценировка сказки «Репка» Видео Всем известно, что сказка-это мир, полный волшебства, чудес и захватывающих событий, завораживающий своими загадками и приключениями. Именно.

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в играх по мотивам фольклорных произведений На современном этапе повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности детей дошкольного возраста является весьма актуальной проблемой.

Развлечение «Спасем книгу!» По мотивам произведений К. И. Чуковского.Развлечение «Спасем книгу!» По мотивам произведений К. И. Чуковского. ели:1Воспитывать у детей интерес,любовь,бережное отношение к книгам. 2Познакомить детей со способами ремонта книги. 3Закрепить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений
Опубликовано: 11 июля 2017 в 13:28
+131Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Орлова (УИ 1175360) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД