Марина Владимировна Дорошенко
Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы работы с детьми в период адаптации :
Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течении всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это основной вид деятельность ребёнка) .
Публикация «Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период» размещена в разделах
К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:
- игру повторяют в течение дня несколько раз;
- при введение новой игры знакомые игры повторяют;
- знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
- игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;
- продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;
- при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей :
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в НОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.
Степень адаптации :
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
4. Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую работу. Диагностика проводится предварительно согласовав с родителями.