Наталия Колосюк
Технология применения метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка-дошкольника. Образовательная область «Социализац»
▼ Скачать + Заказать документы
Я ребенка-дошкольника. Образовательная область Социализац
Обоснование актуальности проблемы.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу такую, как воля.
Публикация «Технология применения метода моделирования в развитии мира „Я“ ребенка-дошкольника, Образовательная область „Социализац“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Ориентация обучения на личностное развитие детей требует включения в программы информационного содержания и способов взаимодействия во всех четырех мирах действительности (мир природы, вещный или рукотворный мир, мир людей и мир собственного «я») в их логической взаимосвязи и определенной пропорциональности. В приказе Минобрнауки России №655 от 23.11.09. среди закрепленных интегративных качеств ребенка как планируемых итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования имеется такое качество, как «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Ребенок должен иметь представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Анализируя социальный запрос общества, интегративные качества ребенка дошкольника, особенности развития психики и этапы развития знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте, возникла необходимость создания технологии по применению метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка как основного направления в формировании интегрального личностного новообразования дошкольного возраста – самосознания ребенка, и как следствие этого – компетентности.
Цель технологии:
Применяя метод моделирования, способствовать развитию мира «Я» ребенка, обеспечить поэтапное овладение детьми моделями и деятельностью моделирования в области мира «Я» ребенка, способствовать развитию основных элементов волевого действия, а именно, способности самостоятельно поставить цель, принимать решение, наметить план действия, оценить результат, прогнозируя возможные последствия посредством деятельности моделирования.
Особенности технологии:
1. Моделирование в данной технологии выполняет следующие функции:
• Служит средством анализа и фиксации закономерных свойств и отношений в мире «Я» ребенка
• Является чувственной основой для абстрагирования и обобщения знаний об образе «Я» ребенка.
• Является программой для анализа новых явлений, и переноса в другие виды деятельности навыков и умений работы с моделью (игра, изодеятельность, математика, развитие речи, физическая культура, экология)
2. Работа направлена на овладение детьми, следующими видами модельных представлений:
• конкретными (отображающих структуру отдельного объекта) – человека.
• обобщенными (обобщающими структуру класса объектов) - человек среди людей.
• условно-символическими (передающими не наглядные отношения) - причинно-следственные связи взаимодействия человека с окружающим.
3. Усложнения в работе с моделями определяется:
А. действиями с моделями:
• Замещение (сначала модели предлагаются детям в готовом виде, затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
• Использование готовых моделей (с 4-х лет);
• Построение моделей: по условиям, собственному замыслу, реальной ситуации (старший дошкольный возраст).
Б. характером моделей
• Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи, реально существующих объектов и явлений.
• Предметно-схематические модели – существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
• Графические модели, передающие обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений.
В. содержанием моделей
• Описание нового объекта с помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми.
• Сравнение двух объектов между собой по контрасту и по подобию, сходству.
• Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4 для группировки и по линии усложнения основания для классификации.
• Моделирование существенных или значимых для деятельности признаков.
• Созданием моделей элементарных понятий.
4. Требования к модели - как к наглядно-практическому средству познания.
• Четко отражать основные свойства и отношения.
• Быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
• Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с нею.
• Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью.
• Должна облегчать процесс познания.
5. Работа педагогов с детьми на подготовительном этапе.
• Задания на выявление признаков объектов, их упорядочение по выделенному основанию.
• Отработка речи детей, для чего применялись формы работы с проговариванием, обсуждением собственной деятельности.
• Усвоение каждого компонента подготовительного этапа было организовано через действие с реальными объектами; действие с реальными объектами в сочетании со схемами, символами и знаками и действия со схемами, символами, знаками в различных видах детской деятельности.
6. Этапы процесса овладения детьми моделями и деятельностью моделирования.
• Объект – наблюдение обследование
• Модель: готовая, объемная, плоскостная, предметно-схематическая, графическая.
• Изучение модели: составление, преобразования.
• Знания об объекте и оперирование ими, прогнозирование
7. Практическое применение моделей.
Модели систематизированы в тематические сектора и разбиты по возрастным группам:
Работа по использованию моделей в развитии мира «Я» ребенка начинается со второй младшей группы (3-4 года) во второй половине учебного года. Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир через процессы восприятия и мышления. Подбор моделей осуществляется с учетом закономерностей формирования восприятия и психологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов детьми этого возраста.
Тематический план для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.
1. Человек с определенными анатомическими признаками.
Зрительное восприятие самого себя. Ребенок Предметная
(натуральная) Рассматривание себя через большое зеркало. Имя, фамилия ребенка, крупные части тела ребенка.
2.«Я» - человек
Сопоставление частей тела куклы и себя, анализ, обобщение по выдвинутым параметрам. Шагающая кукла Предметная (замещение натуральной на готовую объемную модель) Части тела и лица. Части, которые: двигаются (руки, пальцы, голова, смотрят, слушают, нюхают, ходят.
3. Человек определенного пола.
«Я» - человек, девочка (мальчик) выделение различий в одежде. Плоскостная кукла - девочка и мальчик. Предметно - схематическая (замещение объемной модели на плоскостную с картинками) Сравнение внешних признаков обобщенных моделей девочки и мальчика. Отличия и сходство внешних признаков мальчики и девочки, осознание своих личных внешних признаков.
4.«Я» - человек
Составление модели Выделение основных признаков сходства и отличия в строении тела по обобщенным моделям. Обобщенная предметно-схематическая модель человека, домашние животные Предметно-схематическая с введением сенсорных признаков: цвет, форма, величина. Сравнение строения тела человека и домашнего животного. Осознание понятия «человек». Сравнение сходства и отличия частей, которые: двигаются (руки, пальцы, голова, смотрят, слушают, нюхают, ходят.
5. Человек – член определенной семьи.
Я в своей семье. Семья - обобщенная модель. Предметно-схематическая модель своей семьи (ребенка) Состав членов собственной семьи и сравнение состава с другими семьями. Осознание понятия «семья» и выделение отличительных признаков от других семей
6. Личное пространство человека в родном доме
Я в моем доме. Дом маленький (большой, личное пространство (мебель, игрушки, личные вещи). Предметно-схематическая модель личного пространства в родном доме. Содержание личного пространства и сравнение с содержанием у других детей. Осознание понятия «мой дом» и выделение отличительных признаков от других.
На формирование мышления ребенка 4-5 лет огромное влияние оказывает развитие речи, а также расширение опыта действий с окружающими предметами. На уровне наглядно-образного мышления он может выходить за рамки непосредственно воспринимаемой ситуации. Дети учатся делать обобщения, выделяя признаки отличия и указывая на них. Работа выполняется на двух полосках наборного полотна (модели выставляются друг над другом, так как ярко видны признаки отличия с использованием кассы сенсорных признаков (дети отбирают соответствующие модели – заместители и ставят их на наборное полотно). Готовые и составленные детьми модели остаются в среде группы.
Тематический план для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.
1. Человек определенного возраста.
Я – человек. Готовая модель «река времени», модель семьи. Предметно-схематическая модель «прошлое - настоящее – будущее». Замещение картинки «Я» на графический символ «Я». Распределение людей по внешним признакам по «реке времени». Определение своего возраста среди членов семьи (старший - младший) Осознание собственного возраста и возраста членов семьи. Определение своего положения в «реке времени».
2. С определенным отношением к людям, вещам, (поступки).
Я – человек. Поступки в отношениях с людьми и сопровождающие их эмоции. Предметно-схематическая модель с замещением человека и эмоции на графический символ. Сравнение 2-х полотен. Замена поступков, для изменения эмоций в отношениях между людьми. Знания о том, что каждый поступок влечет за собой определенное им отношение к человеку.
3. С определенным отношением к природе (поступки).
Я – человек.
Поступки относительно к природе и сопровождающие их эмоции. Предметно-схематическая модель с замещением человека и эмоции на графический символ. Сравнение 2-х полотен. Замена поступков, для изменения эмоций в отношениях объектами природы. Обобщающая модель. Знания о том, что каждый поступок влечет за собой определенные последствия. Обобщение.
4. С определенными обязанностями в семье.
Я в своей семье. Домашние дела членов семьи и ребенка. Предметно-схематическая модель с замещением человека и вопроса на графический символ. Сравнение 2-х полотен. Распределение домашних дел между членами семьи и определение своих обязанностей. Осознание своих обязанностей как члена семьи.
5. Живущий в определенном доме по определенному адресу
Я в родном доме. Готовая модель дома. Предметно – схематическая «постройка родного дома». Замещение картинок деталей конструкции цветными моделями геометрических фигур. Создание конструкции родного дома. Знание отличительных признаков собственного родного дома и домашнего адреса.
6. С определенной организованной занятостью в детском саду.
Я в своем детском саду. Готовая модель «режимные моменты в детском саду». Предметно-схематическая модель «Мне нравиться делать … утром (занятие, игра, сон, прогулка). Обобщенная модель «что любят дети нашей группы». Выбор картинок занятости и определение их места в режиме. Знание о существующей закономерности смены режимных моментов и осознание любимых видов занятости.
Накопленный достаточный запас знаний детьми 5-6 лет необходимо постоянно приводить в систему, формировать представления и элементарные понятия о предметах, объектах, явлениях, существующих в них связей и зависимостей. Используются все разновидности модельного материала. При моделировании выделяются признаки отличия, как принадлежность определенного человека к определенной группе людей, но и признаки сходства всех групп, тем самым у детей формируется общее понятие «Люди». Дети начинают самостоятельно создавать модели. Созданные модели детьми обсуждаются (какой признак обозначает тот или иной рисунок, чтобы всем было понятно. Во 2-м полугодии можно использовать несколько видов моделей одновременно. Такое комплексное использование моделей оказывает положительное влияние на формирование системы представлений об образе «Я», развитие у детей умения выделять собственные существенные признаки и на повышение уровня осознанного отношения к ним.
Тематический план для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.
1. Человек с определенными интересами и направленностью
Я – человек. Профессии человека. Готовая предметно - схематическая модель - загадка «профессии».
Выбор по собственному интересу места работы, вида деятельности, атрибутов деятельности и как результат - название профессии. Знания о разновидностях профессий, осознание своих интересов в области профессий.
2. С определенной собственной занятостью и занятостью членов семьи (профессии).
Я в своей семье Профессии членов семьи. Готовая предметно - схематическая модель «профессии», созданная ребенком модель «моя профессия» Одновременная работа с несколькими моделями. Самостоятельная модель «занятость моей семьи». Осознание необходимости быть полезным в семье, принимать соучастие во взрослой деятельности.
3. С определенным отношением к себе (самооценка).
Я – человек. Личные качества. Совместная предметно – схематическая модель качеств (добрый, внимательный, ленивый и др., которые предлагают дети. Одновременная работа с несколькими моделями. Составляет сборную модель своих качеств, оценивая их. Присвоение обобщенной информации о содержательности определенного личностного качества, осознание наличия определенных качеств у себя.
4. С определенным отношением к соседям и друзьям во дворе.
Я в родном доме. Хорошо - плохо, критерии оценки других. Адекватность самооценки. Совместная предметно – схематическая описательная модель (возраст, пол, имя, действия, эмоция) Одновременная работа с несколькими моделями. Самостоятельное составление 2-х моделей положительного и отрицательного «героя» друг над другом. Опосредованное осознание собственных нравственных качеств.
5. Человек – член определенной группы сверстников (друзья)
Я в своем детском саду. Социальный статус ребенка в группе. Социометрическая картинка группы. Ценностная ориентация группировок. Совместная обобщающая предметно – схематическая модель дружеских связей и предмета дружбы. Создание модели «Я», расстановка стрелок между детьми группы с определенным предметом. Осознание своей успешности (неспешности) во взаимодействии со сверстниками, мотива взаимодействия с определенными людьми.
6. С определенным отношением к родному городу
Я в своем городе Родной город. Готовая предметно - схематическая модель «мой город» (название, величина, улицы, транспорт, достопримечательности, промышленность, жители, отношение к городу). На основе готовой модели создание модели своего города. Знания о родном городе. Осознание сопричастности к созданию условий жизнедеятельности людей в городе.
С детьми 6-7 лет использование моделирования определяется особенностями и возможностями психической и познавательной сферы. Знания детей совершенствуются за счет углубления понимания различных связей, зависимостей причинно-следственных и пространственно-временных изменений, которые фиксируются на моделях – систем. Связь между ними обозначена стрелками, что значительно облегчает процесс познания различных взаимосвязей, а также осознания того, что все связано со всем. Используются все виды моделей. Применяются приемы, направленные на самостоятельное создание детьми моделей такие как - поисковые вопросы, проблемные ситуации, описательные загадки.
Логическим завершением этой работы является составление с детьми наглядной модели – системы, где человек связан со всем окружающим и занимает свое место в этой системе, чувствует свою сопричастность, осознает последствия своих поступков.
Тематический план для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Понятия, цель. Объект. Модель. Изучение модели. Знания об объекте.
1. Человек готовый принять новый социальный статус - ученик
Я – человек. Понятие «Ученик». Готовая предметно - схематическая модель «ученик» На основе готовой модели создание собственной модели «Я – ученик». Знание о содержании понятия «ученик», обобщение – «все проходят через школу». Осознание наличия характерных составляющих понятия «ученик».
2. С определенной заботой о членах семьи.
Я в своей семье Семья (забота о младших, пожилых, о своем здоровье). Предметно - схематические модели: «забота о ближних», «забота о себе», «забота друг о друге». Работа с несколькими моделями. На основе готовой модели создание собственной модели – системы взаимосвязи членов семьи с применением стрелок и картинок. Осознание необходимости взаимной заботы членов семьи друг о друге.
3. С определенными обязанностями в родном доме.
Я в родном доме. Домашние поручения. Предметно - схематические модели: «забота о домашнем питомце», «мои обязанности». Работа с несколькими моделями. Дополнение модели «взаимосвязи членов семьи» Осознание проявления взаимопомощи в семье и помощи домашним питомцам.
4. С определенными обязанностями в детском саду.
Я в своем детском саду. Права и обязанности ребенка во время пребывания в детском саду. Предметно - схематические модели: «мои права», «мои обязанности». Работа с несколькими моделями. Создание моделей на основе опыта. Знание о правах и обязанностях. Осознание необходимости соблюдения прав и обязанностей.
5. Член общества (запрещающие и разрешающие знаки)
Я в своем городе Правила поведения в обществе и природе. Предметно - схематические модели: «человек среди людей», «человек и природа». Работа с несколькими моделями. Вынос запрещающих знаков в модель - систему Знание правил поведение в обществе и природе. Осознание необходимости выполнения всеми людьми запрещающих знаков.
6. Человек, обеспеченный правовой защитой государства.
Я в своей стране. Права ребенка. Готовая предметно – схематическая модель «права ребенка». Подбор предметов под каждый вид права. Знание прав, ребенка обеспечиваемых государством. Осознание защиты государства.
7. С осознанием своей сопричастности к окружающему
Я – человек. Обобщенный образ «Я - человек». Готовая предметно – схематическая обобщенная модель – система «Я – человек – люди». Совместное (педагог и ребенок) составление модели «образ Я» на основе готовой модели – системы «Я – человек – люди». Знания системных взаимосвязей человека. Осознание связи жизнедеятельности человека с окружающим его миром
Через готовые модели, где ребенок открыл свое «Я», находящихся в предметно-пространственном окружении группы происходит «проекция» личности ребенка в среду, чем достигается чувство уверенности и защищенности, чувство «своей» среды.
8. Предметно - пространственная среда в группе содержит:
• Наличие кассы сенсорных признаков
• Наборное полотно для выставления на него предметов – заместителей при составлении моделей.
• Карточки должны быть все одинакового размера, отличие только в изображениях на них, условных обозначениях.
• Готовые модели, где ребенок открыл свое «Я», должны находящихся в предметно-пространственном окружении группы, так как происходит «проекция» личности ребенка в среду.
• Обеспечивает организованную совместную деятельность детей и взрослых в познании мира «Я» ребенка.
• Стимулируется самостоятельная деятельность детей наличием различных моделей в игротеке.
Эффективность технологии.
Подведение итогов и сравнительный анализ деятельности показали эффективность реализации технологии по применению метода моделирования в развитии мира «Я» ребенка – дошкольника. Именно метод моделирования позволил:
• развить у дошкольников эмоционально-чувственную сферу и самосознание;
• сформировать у детей систему необходимых знаний об образе «Я», как основу формирования компетентности дошкольника;
• синтезировать имеющиеся знания и эмоционально-чувственный опыт и трансформировать их в собственную практическую жизнедеятельность.
Опорные схемы, модели, пооперационные карты и простейшие чертежи помогли детям обдумать последовательность и способы выполнения действий и осуществить свой замысел, оценить результат с позиции цели.
Поэтому очевидна необходимость трансформации данной технологии в другие виды детской деятельности, так как она сокращает время организованной деятельности детей (значит является здоровьесберегающей, эффективно развивает все познавательные процессы ребенка и проста в применении педагогом любого образовательного дошкольного учреждения (модели систематизированы в тематические сектора, закрепленные определенным цветом, и разбиты по возрастным группам с увеличением информационного содержания согласно возрастным особенностям ребенка). Представлены тематические планы работы с детьми от 3-х до 7 лет, по каждой возрастной группе согласно заложенного в технологию информационного содержания и особенностей возраста.