Светлана Ишмуратова
Технология построения имиджа педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа.
1. Внешний облик (манера одеваться);
2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т. д.);
3. Деловой этикет (правила культуры поведения и т. д.)
4. Этика общения.
Публикация «Технология построения имиджа педагога» размещена в разделах
Имидж для педагога важен больше чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников. Его основой являются личностные и профессиональные качества педагога - коммуникабельность, педагогическая эрудиция, рефлексия (самоанализ, импровизация, самообладание и общение.
Имидж педагога - это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Компетентный педагог будет использовать их целенаправленно и осознанно.
Работу по созданию имиджа необходимо начинать с размышления над сущностью профессиональной деятельности. Педагог может сам составлять индивидуальную программу по созданию своего имиджа. При этом существует определенная последовательность действий:
• смутное желание что-то изменить, осознание необходимости целенаправленного формирования собственного имиджа;
• определение основной концепции (идеи) и формулирование цели построения имиджа;
• самооценка, формулировка необходимых составляющих имиджа для выбранного образа;
• определение основного адресата (аудитории) имиджа, основных социальных ролей;
• выявление объективных и субъективных ограничений для построения имиджа, создание внутренней установки, помогающей созданию требуемого имиджа;
• овладение технологией самопрезентации;
• предварительное построение имиджа и его презентация ближайшему окружению или профессиональному сообществу;
• анализ вероятности достижения поставленной цели, корректировка;
• внедрение имиджа, проверка практикой общения;
• дальнейшее совершенствование и развитие.
Несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты. Педагог создает культуру последующих поколений. И он должен быть интересен как личность. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы специалистом ни был воспитатель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».
Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе:, это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Я-концепция является динамичным психологическим образованием, ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование.
Практика показала, что в группах, где воспитатели одеваются ярко, проявляют себя эмоционально, адаптация детей сокращается в разы. Попытаемся спрогнозировать, какие воспитательные задачи может решить воспитатель только через свой образ: Крупные бусы или яркий цветок на блузке соберёт, сконцентрирует и активизирует непроизвольное внимание детей. У детей развивается интерес к обследованию и желание общаться. Подтверждающих влияние цвета и формы на психику человека, и, бесспорно, их следует учитывать при организации психолого- педагогического пространства детского сада. Яркие красные цвета в одежде воспитателя повышают скорость мыслительных операций у ребёнка, а фиолетовые и синие - зарождают сомнение, неуверенность в своих силах.
Преобладание в одежде чёрного цвета для воспитателя не желательно, так как тёмные цвета побуждаю к собранности, активизации произвольности, а ребёнок нейрофизиологический к этому не готов. Дети испытывают внутреннее напряжение и быстро утомляются, становятся рассеянными, могут проявляться гиперактивность и агрессия. Белые и очень светлые тоны одежды вызываю у ребёнка некоторую рассеянность, растерянность, ожидание инструкций, указаний, способствуют снижению инициативы, самостоятельности. Блестящие, сверкающие элементы в одежде вызывают у ребёнка восторг, восхищение, доверие, притягивают ребёнка к воспитателю. У ребёнка улучшается настроение, он испытывает состояние радости. В такой одежде воспитателю легко расположить к себе ребёнка, вызвать доверие и управлять его действиями, добиться послушания и признания. В настоящее время много исследований и методик в психологии, подтверждающих влияние цвета и формы на психику человека, и, бесспорно, их следует учитывать при организации психолого- педагогического пространства детского сада.
Таким образом, воспитателю необходимо быть обаятельным. Обаяние - неотъемлемое качество имиджа воспитателя. На лице и во всём внешнем виде у обаятельного воспитателя отражается радость, возбуждаемая видом и обществом детей, ярко светится открытое для них сердце, всегда готовая возвышенная любовь и кротость, соединённая с нравственной силой, способной всё укротить, всё покорить, всё увлечь за собой.
Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись.
Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни, вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога. Имидж педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения.