Лучший педагог года

Технология проблемного обучения в детском саду

Алла Щелкунова
Технология проблемного обучения в детском саду

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев

(слайд 1-2)

Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС - воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Теперь важно не столько ознакомить детей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения самостоятельно сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию и в итоге - делать выводы. В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы, взрослые, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или же нет.

Публикация «Технология проблемного обучения в детском саду» размещена в разделах

(слайд 3) Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность.

Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной для детей той или иной ситуации.

Как говорят педагоги – основоположники проблемного обучения в ДОУ, (слайд 4) проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

(слайд 5) Требования к проблемным ситуациям :

1. В основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

2. Проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

3. Формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от

непонятных для детей слов и выражений;

4. Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей необычностью, красочностью, эмоциональностью;

5. Решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

6. Проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

(слайд 6). При построении гипотез можно использовать следующие словесные конструкции: предположим, что…; может быть…; что, если…; допустим…; если, то… и т. д.

(слайд 7) Достоинства проблемного обучения :

1. Развитие мыслительных способностей обучающихся.

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации.

3. Развитие самостоятельности обучающихся.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации. В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка – характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций. Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Рассмотрим примеры решения математических задач:

(слайд 8). Задача 1.

- На рисунке изображено 4 карандаша, которые необходимо раскрасить соответствующим цветом при условии, что: синий карандаш длиннее красного, красный длиннее зеленого, а желтый находится между синим и зеленым.

(слайд 9) Задача 2.

- На рисунке изображены различные предметы. Условие задачи: среди предметов необходимо найти два лишних и обвести их красным карандашом, оставшиеся предметы назвать одним словом.

(слайд 10) Задача 3.

- Необходимо соединить между собой подходящие по смыслу картинки, изображенные на данном рисунке; определить, по какому признаку подобраны данные картинки.

В своей работе я так же использую разнообразные дидактические и словесные речевые игры и упражнения, словотворчество, речевые логические задачи и т. д. Особенно дети любят загадки и ребусы. Сейчас рассмотрим примеры некоторых логических задач для детей («Озорные буквы» под ред. А. Шибаева)

(слайд 11) Пример 1

- Необходимо заменить 1 букву в слове, чтобы данное выражение имело логический смысл:

- «Миша дров не напилил, печку к (щ)епками топил»

(слайд 12) Пример 2

- «Тает снег, течет ручей, на ветвях полно в (г)рачей»

(слайд 13) Пример 3

- «На болоте нет дорог. Я по кош (ч)кам - скок да скок»

(слайд 14) Пример 4

- «Сели в лож (д)ку и – айда по реке туда, сюда»

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Необходимо решать программные задачи, направленные на формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста в быту, социуме, природе. Наиболее актуальной на сегодняшний момент является ситуация с безопасностью детей на дорогах…

В процессе разнообразной деятельности, можно успешно решать задачи формирования у дошкольников знаний дорожной безопасности, способных в рамках своего возраста принимать необходимые решения.

Рассмотрим это на примере:

(слайд 15) Задание 1. «Задание от Ивашки»

1. Необходимо ответить на вопрос, что такое тротуар. Ниже даны варианты ответов….

2. Необходимо отгадать данную загадку по теме….

3. Задание на догадку….

(слайд 16) Задание 2. «Задание от Ивашки»

На данной картинке приведены три задания на догадку…

(слайд 17) Задание 3. «Задание от Ивашки»

1. Необходимо ответить на вопрос, где лучше всего кататься на велосипеде. Ниже даны варианты ответов….

2. Необходимо отгадать данную загадку по теме….

3. Задание на догадку….

Знакомя детей с окружающим миром, с миром живой и неживой природы, совместно выясняем признаки живого мира. Наряду с другими предположениями дети выдвигают и такое: все живое движется. Следовательно, движение - признак живого. Когда же мы выясняем, что относится к живому и неживому миру, дети сталкиваются с рядом противоречий. Однажды спор возникает по инициативе одного ребенка - у него возникло сомнение, что деревья, цветы, трава могут двигаться. Проблему решали с помощью диалога. Организация работы по развитию исследовательских способностей в детском саду, с использованием проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру, может осуществляться по трем направлениям:

- неживая природа (воздух, вода, почва и т. д.)

- живая природа (многообразие живых организмов на земле)

- человек (функционирование организма и т. д.)

Немаловажную роль в решении исследовательских задач играет развитие исследовательских умений, к которым относится:

1. Умение видеть проблемы

2. Умение выдвигать гипотезы

3. Умение делать выводы и умозаключения

4. Умение проводить эксперименты.

Эксперимент – это важнейший из методов исследования. На примере рассмотрим несколько видов экспериментов или опытов с детьми в неживой природе:

(слайд 18) Опыт 1. «Таяние снежного комочка»

Цель: умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Ход опыта: двум детям (один в рукавицах, другой – нет) предложить взять комочек снега, и наблюдать, как он растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял снежный комок: кто держал его в рукавичках или голыми руками?

Вывод: снег тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках снег тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт 2. «Замерзание воды»

Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью, закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта: где вода замерзнет быстрее: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него). Или предлагаю игру «Что не так?», специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить. Проблемное обучение в детском саду неразрывно связано с игровой деятельностью ребенка. Так же к проблемному обучению можно отнести игры на сравнение систем, на выявление подсистемных связей, игры на классификацию объекта. Рассмотрим некоторые их них:

(слайд 19) 1. Игра «На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

(слайд 20) 2. Игра «Кем был раньше?»

(проводится со средней группы)

Цель: учить называть прошлое предмета.

Ход: Цыпленок (яйцом, лошадь (жеребенком, корова (теленком, дуб (желудем, рыба (икринкой, яблоня (семечком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, хлеб (мукой, шкаф (доской, велосипед (железом, рубашка (тканью, дом (кирпичиком) сильный (слабым) и т. д.

(слайд 21) 3. Игра «Мир вокруг нас»

(проводится со старшей группой)

Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный, размеру (огромный, по составляющим (много всего, по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

Например:

Ромашка – в природную часть, т. к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.

Утюг – в рукотворную часть, т. к. его делает человек.

Камень – в природную часть. Т. к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.

(слайд 22) 4. Игра «Поезд»

(проводится с подготовительной группой)

Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою, и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).

2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т. к. ложка и тарелка – посуда). Следующий ребенок берет вазу, т. к. ваза и тарелка сделаны из стекла. Следующий ребенок берет поливальную машину, т. к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т. д. Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

В чем же все-таки значимость данных занятий? Созданная проблемная ситуация окрыляет детей, способствует пробуждению и формированию познавательной потребности, которая, как мы уже отмечали, является важнейшим компонентом творческого потенциала. В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:

- Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

- Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

- Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Вывод. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он додумается сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология проблемного обучения в ДОУ «Технология проблемного обучения в ДОУ»(И. Я. Лернер) Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения Программное содержание: 1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

Мастер-класс «Технология «сторисек» в детском саду» Комарова Лидия Антоновна, воспитатель, высшая квалификационная категория Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города.

Мастер-класс «ТРИЗ технология в детском саду» Мастер-класс Технология ТРИЗ 1. Способствовать практическому освоению педагогами идеи и концепции технологии ТРИЗ через активные формы.

НОД по речевому развитию с использованием технологии проблемного обучения «Щенок» Открытый НОД в 1 старшей группе по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения - «Щенок» Цели: Образовательные: учить.

Технология подготовки и реализации проекта в детском саду Организация проектов сегодня – очень интересное и актуальное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду» На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков,.

Применение технологии проблемного обучения в музыкальном воспитании МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников Татьяна Николаевна Аккуратнова, старший воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка» Эффективность проблемного обучения в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология проблемного обучения в детском саду
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 20:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД