Корнилова Александра
Технология проектирования как эффективный метод работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы внедрения применение инновационных образовательных технологий в дошкольном образовании, привлечение к активному взаимодействию родителей к проектной деятельности. На сегодняшний день применение инноваций является одной из наиболее устойчивых тенденций развития образовательной деятельности.
Публикация «Технология проектирования как эффективный метод работы с родителями» размещена в разделах
Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, технологии проектирования, методические рекомендации, образовательная деятельность.
Современная образовательная политика государства в сфере дошкольного образования находится в состоянии динамичного развития, характерной особенностью является применение инновационных образовательных технологий в дошкольном образовании.
ФГОС ДО предъявляет ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к условиям создания социальной ситуации развития детей. Эти условия предполагают, что «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [8]
Новые задачи, встающие перед ДОО в условиях реализации ФГОС ДО, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с законными представителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
В педагогике метод проектов не является новым направлением. Его часто связывают с именем американского философа и педагога Джона Дьюи а так же Уильяма Килпатрика — последователя Дж. Дьюи, который в своей статье «Метод проектов» (1918 г.) впервые применил этот термин. И в педагогических идеях отечественных прогрессивных педагогов начала прошлого века, метод проектов нашел свое отражение — П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова [3].
«Образовательные технологии – система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования» [2].
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.
Проектирование это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. [5]
Четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности». Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных[1].
Детский сад обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при детском садике родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединение родителей. [4]
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Основной целью исследования стало внедрение метода проектов в практику коллектива МБДОУ «Детский сад № 70 «Кэрэчээнэ» г. Якутске, привлечение к активному участию законных представителей к проектной деятельности и выявление эффективности данной работы.
Работа началась с изучения состояния взаимодействия с семьями детей детского сада. С целью определения уровня организации работы с родителями, их удовлетворенности работой специалистов ДОО, выявления информированности родителей о методе проектов и их отношения к нему было проведено анкетирование, в котором участвовали 241 родителей из 8 групп детского сада. Анкеты были анонимными. В них были включены вопросы, направленные на выявление ценностных ориентиров родителей, их отношения к работе детского сада с родителями и вопросы о проектной деятельности.
Обработка анкет и выводы по ее итогам помогли определить ожидания родителей от специалистов детского сада, обнаружить особенности, трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей, их знания о проектном методе и отношение к нему. Лишь 58% респондентов считают, что благодаря педагогам удалось преодолеть трудности в проектной деятельности.
Из результатов анкетирования, очевидно, что формы и методы работы с родителями, применяемые в МБДОУ «Детский сад № 70 «Кэрэчээнэ», оказались недостаточно эффективными для того, чтобы родители заняли активную позицию в образовательном процессе, что подтвердило необходимость разработки методических рекомендаций, цикла мероприятий для организации проектной деятельности во взаимодействии ДОО и семьи, плана работы воспитателя по совместной с родителями проектной деятельности.
С целью привлечения родителей к образовательному и воспитательному процессу было разработан и реализован коллективный проект «Кэрэчээнэ – дьоллоох о5о саас уйата».
Проект предназначен для изучения родного села, детского сада. Актуальность проекта определяется необходимостью формирования чувств любви и уважения к родному краю, что является важнейшей составляющей патриотического воспитания. В проекте тесно взаимодействуют все участники образовательного процесса. Задачи проекта : совершенствование воспитательной работы, организации досуга детей на основе педагогических технологий; развитие творческих способностей воспитанников с учетом их интересов; создание творческого взаимодействия семьи и дошкольной организации, включение семьи в единую воспитательную среду детского сада; поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и спорта села Хатассы; формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Ожидаемые результаты: В итоге проекта дети должны быть способны называть свой город, село, их символику (герб, достопримечательности; улицы, водоемы и растительный мир. Формирование у воспитанников чувства гордости за свой город, село и желание сохранить его наследие, красоту, экологию.
В результате реализации проекта возросла активность семей детей, увеличилась заинтересованность новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий. По итогам анкетирования выявлено, что родители готовы к сотрудничеству и доверию. Деятельность всех участников образовательного процесса способствует сплочению, сближению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей посещающих детский сад «Кэрэчээнэ».
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в работе детского сада, можно достигнуть высоких успехов на пути налаживания контактов с законными представителями детей, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Важным преимуществом воспитания является стремление создать единое пространство развития ребенка.
Использованная литература:
1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями : учеб. пособие / М. Г. Агавелян. - М. : ТЦ Сфера, 2014.
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 174.
3. Газиева М. Ю. Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 249-251. — URL https://moluch.ru/archive/151/42751/ ( дата обращения: 07.04.2019).
4. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011.
5. Касьянова А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210-213. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/ ( дата обращения: 07.04.2019).
6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учебн. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2008.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" вступил в силу с 1 января 2014 г