Приложение МААМ

Технология проектной деятельности

Ольга Хваткова
Технология проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Технология проектной деятельности

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 7» Дошкольное отделение 1.

Технология проектной деятельности.

(Веракса Н. Е., Веракса А. Н.

«Проектная деятельность дошкольников»).

Подготовила: Хваткова О. В.

Технология проектной деятельности.

(Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Публикация «Технология проектной деятельности» размещена в разделах

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Таким образом, Н. Е. Веракса отмечает, что проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах

Цель:

Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоционально отзывчивый; способный планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе).

Задачи развития детей в проектной деятельности

В педагогике выделяются следующие задачи, определяющие развитие детей в проектной деятельности :

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Принципы технологии :

- проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным;

- проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного;

- проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности;

- проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов;

- проектная деятельность имеет адресный характер.

Этапы деятельности над проектом

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта :

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Формулирует проблему (цель)

(При постановке цели определяется

и продукт проекта)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3. Формулирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию

3. Принятие задачи

4. Дополнение задач проекта

II этап

1. Помогает в решении задачи

2. Помогает спланировать деятельность

3. Организует деятельность

1. Объединение детей в рабочие

группы

2. Планирование деятельности.

III этап

1. Оказывает практическую помощь

(по необходимости)

2. Направляет и контролирует

осуществление проекта

1. Формирование специфических

знаний, умений, навыков

IV этап

1. Подготавливает презентацию

2. Проводит презентацию

1 Готовят продукт деятельности к

презентации

2. Представляют зрителям или

экспертам продукт деятельности

Завершается проект подведением итогов.

В практике дошкольных учреждений используют различные типы проектов.

Типы проектной деятельности

Н. Е. Веракса выделяет три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Творческие проекты.

В ходе творческой проектной деятельности создаё тся новый творческий продукт: праздник, игрушка, открытка, оформление интерьера и т. п. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно. При выполнении коллективного проекта каждый ребёнок предлагает свою идею, но для реализации выбирается только одна. Здесь дошкольники должны научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно её оценивать, он должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого, а значит перейти на новый уровень интеллектуального развития. Творческая проектная деятельность, также предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать значимость его усилий для окружающих.

Исследовательская проектная деятельность.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

Нормативная проектная деятельность

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

• повышению самооценки ребенка;

• развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей;

• способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;

• у детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно;

• формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010.

2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

3. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город»Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город» С 8 по 12 октября у нас в группе прошла познавательная проектная неделя : Мой дом, мой город». Актуальность проекта: У каждого ребенка.

Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе «Наш огород»Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе «Наш огород» 2018Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе " Наш огород" Вид проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский, групповой.

Фотоотчет о проектной деятельности «Вот оно какое, наше лето!»Фотоотчет о проектной деятельности «Вот оно какое, наше лето!» Лето- это удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь играть, бегать, прыгать. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе.

Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я»Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я» Традицией в нашем детском саду стало проведение праздника "День матери". Мы реализовали идеи краткосрочного проекта «Моя мамочка и я».

Фотоотчёт о проектной деятельности по экологииФотоотчёт о проектной деятельности по экологии Вчера, 5 июня 2021 года, в России праздновался День эколога. В эту же дату установлено ещё одно торжество - Всемирный день окружающей среды,.

Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет)Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.

Отчет о проектной деятельности «Как мы ждали Новый год»Отчет о проектной деятельности «Как мы ждали Новый год» Проект «Как мы ждали Новый год» Воспитатель: Савельева Анна Вячеславовна Вид проекта: групповой, познавательный, творческий (детско-родительский).

Отчёт проектной деятельности «Семья» Вид проекта: творческий продолжительность: долгосрочный участники проекта: родители, педагоги, бабушки, дедушки, воспитанники группы Семья.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проектной деятельности
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 11:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хваткова (УИ 123769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД