Ирина Озорнина
Технология пространственного мышления и графических навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Значение пространственной ориентации в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений и для обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда. Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Комарова Т. С., Силивон В. А.) [1].
Публикация «Технология пространственного мышления и графических навыков дошкольников» размещена в разделах
Данный подход позволяет считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка. Формирование графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образования.
Прогресс образовательной технологии строится на оптимизации методов. Используются информационно - коммуникативные технологии. Особенно-стью методики обучения пространственной ориентации является также использование нестандартных методов обучения детей старшего дошкольного возраста. В частности, в качестве раздаточного обучающего материала с воспитанниками педагогом используются макаронные изделия, морская соль, наклейки.
Цель данной методики: способствовать активизации познавательного интереса детей к деятельности с графическими изображениями. Задачи: 1. Формировать положительную мотивацию к овладению графическими навыками. 2. Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, зрительно – моторную координацию. 3. Воспитывать самостоятельность воспитанников.
Для выполнения поставленных задач в методике представлены различные детские виды деятельности: моделирование, конструирование, реализованные в занимательной игровой форме. Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам, макаронинам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии. Осваивая данную методику, дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе. Накопление графического опыта идет параллельно с закреплением умения ориентироваться в пространстве. Графические игры и упражнения «Накорми мышку сыром», «Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам» закрепляют у детей умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины. Усвоение пространственных ориентировок будет успешным, если ребенок постоянно оказывается пред необходимостью оперировать этими понятиями. Взрослые должны создавать ситуации, где дети могли бы применить свои знания и умения и осваивать соответствующую лексику.
Технология развития умений оперировать графической информацией у детей 6 – 7 лет строится строиться таким образом, что предполагаемые задания учитывают не только уровень актуального развития каждого ребенка. Учитывается и уровень потенциального ближайшего развития каждого ребенка [2].
Кроме того, в технологии заложена возможность использования индивидуальных и дифференцированных заданий, исходя из результатов диагностирования, с учетом соответствия уровня сложности заданий индивидуальным особенностям ребенка. Задания диагностических данных предлагаются детям в игровой форме, при этом диагностическая задача реализуется через игровую. При выполнении заданий предусматривается смена видов деятельности: чтение графических изображений чередуется с деятельностью по их создании и преобразованию. При разработке заданий и критериев уровней развития использованы идеи методик И. С. Якиманской, И. Я. Каплуновича, А. Э. Симановского, А. И. Савенкова.
Результативность использования данной технологии была выражена в мониторинговом исследовании уровня развития пространственного мышления и графических навыков дошкольников. Входящая диагностика показала: низкого уровень - 75%, средний - 25%, высокий – 0%. Итоговая диагностика констатировала положительную динамику и результаты диагностики таковы: высокого уровня - 15%, среднего - 70%, низкого - 15%.
Литература
1. Житомерский В. Г. Путешествие по стране Геометрии [Текст] / Житомерский В. Г., Шеврин Л. Н. – М. : Педагогика, 1991. – 176 с.
2. Габова М. А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет: Практическое пособие [Текст] / Габова М. А. - М. : АРКТИ, 2008.- 136 с.