Папки-передвижки

Технология публичного выступления. Способы привлечения внимания

Егорова Татьяна
Технология публичного выступления. Способы привлечения внимания

ТЕХНОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ

Егорова Татьяна Николаевна

структурное подразделение «Детский сад»,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А. Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области», воспитатель

«Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний»

(Марк Туллий Цицерон)

Публикация «Технология публичного выступления, Способы привлечения внимания» размещена в разделах

С давних пор одну из основных ролей в жизни человека играло умение выступать перед публикой. От способа подачи информации зависел успех или провал оратора. История риторики знает много примеров, когда способность грамотно выражать свои мысли перед публикой сыграла решающую роль в развитии не только определенного города, но и всей страны. Именно поэтому подготовка к успешному публичному выступлению должна быть полностью продумана.

Что включает в себя подготовка к выступлению на публике

Не многие люди могут хорошо выступить, предварительно не готовясь. Как правильно подготовиться к публичному выступлению? В первую очередь нужно адекватно оценить свои возможности, составить композицию выступления и умение красиво преподносить материал, чтобы его смогла понять большая аудитория.

Поэтому первым этапом в подготовке является изучение публики и количества человек, перед которыми придется выступать, ведь большой группе сложнее донести всю информацию, нежели нескольким людям.

Для успеха выступления нужно научиться подчинять себе публику. Этого можно добиться, если соблюдать несколько правил:

• если во время выступления была допущена ошибка, то ее нужно сразу признать и исправить, пока это не сделал кто-то другой;

• во время всей речи тон должен быть ровным и выражающим дружелюбный настрой оратора ко всем присутствующим;

• если проводятся какие-либо обсуждения, то главный упор должен ставиться на то, что достижение правильного результата – это общая заслуга;

• выдвигая какие-либо идеи, нужно заинтересовать и «зацепить» публику, чтобы со временем в дискуссии стало участвовать как можно большее число присутствующих.

Важно! Заключение и вступления должны быть краткими, но не сухими. Они должны «цеплять» и оставлять после себя только положительный эффект.

Как грамотно подготовить публичное вступление – это будет зависеть, прежде всего, от опыта выступающего. Это связано с тем, что у человека, имеющего опыт, подготовка речи и публичное выступление занимают меньше времени, чем у того, кто еще не совсем справился со страхом сцены.

Кратко подготовка к публичному выступлению выглядит так :

1. установление численности аудитории;

2. подготовка к тому, чтобы адекватно реагировать на небольшие недочеты или вопросы;

3. постановка речи;

4. выбор темы и ее полное рассмотрение;

5. репетиция в приближенных условиях.

Перед тем, как подготовить публичное выступление, потребуется полноценно изучить тематику доклада или речи. Это позволит устранить ошибки еще до их появления. Кроме того, знание темы позволяет оформить устный доклад без конспектов. Это происходит из-за того, что при знании темы человек легче может аргументировать факты и не сбиваться с ритма рассказа.

Требования к публичному выступлению

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого

выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению.

Назовем основные из них:

1. Решительное начало выступления

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно) сниженные слова, юмор,

шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории,

демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных.

Аудитория оценивает выступающего с речью человека целиком, а не по отдельным составляющим — сути текста, качеству речи, внешнему виду. Поэтому, желая быть грамотным оратором, уделяйте внимание тому, как вас воспринимают. Во многом успешность определяется правильным имиджем. Впечатление формируется за первые две минуты общения с человеком. Мозг участников дискуссии за это время успевает оценить оратора по 70 параметрам. Поэтому при формировании имиджа важен внешний вид выступающего. Если он связан с «позитивными» аспектами — уверенностью, значимостью, респектабельностью и так далее — аудитория с большим желанием воспринимает информацию и изначально настроена благожелательнее. Оратору, чей образ вызывает недоверие, труднее наладить продуктивный контакт со слушателями, они бессознательно «закрываются» и даже полезная, ценная информация проблематичнее проникает через неосязаемый, но прочный барьер. Продуманный, подобранный под тему, место, обстановку внешний вид помогает выступающему еще до того, как человек начинает говорить.

Есть общие для всех выступлений правила внешнего вида:

• скромность всегда предпочтительнее;

• одежда оратора должна не сковывать движений;

• в новой одежде выступать не стоит;

• гардероб для выступлений должен быть настолько качественным, насколько вы можете себе позволить;

учтите: один и тот же костюм смотрится по-разному в реальной жизни и на экране, фотографиях — подумайте, будут ли снимать выступление, и, если оно записывается, откажитесь от мелкой полоски, сложных узоров, белого, василькового и ярко-красного цветов;

помните о деталях: уберите лишние торчащие из карманов ручки, застегните пуговицы, поправьте запонки на манжетах, освободите карманы, чтобы они не висели;

• выработайте собственную манеру одеваться, чтобы выделиться среди прочих выступающих и запомниться аудитории.

Женщинам выглядеть презентабельно и уместно даже сложнее, чем мужчинам. Многообразие предметов современного женского гардероба «размывает» представление об убедительном ораторе. Ключевое правило — безукоризненно аккуратный внешний вид, ни малейшей неряшливости даже в скромной casual-одежде, лаконичной прическе, сдержанном макияже.

С развитием мультимедийных технологий особое значение в публичном выступлении приобретают презентации. Результативность публичных выступлений с мультимедийными презентациями может колебаться даже у признанных мастеров этого жанра. Вместе с тем все они отмечают важность серьезной подготовки к презентациям.

Наглядность - лучший аргумент.

Слайды - мощнейший инструмент, который поможет Вам донести Ваши идеи до слушателей. В дополнение к хорошей подготовке они могут значительно усилить эффект Вашего выступления. Поэтому: там, где можно использовать слайды, их следует использовать, но использовать умело. И при этом основные принципы компоновки слайдов очень просты, и их совсем немного.

Рисунок вместо текста. Всюду, где только возможно. Один рисунок заменяет огромное количество слов. Разумеется, он должен отражать содержание нашего сообщения. Просто для красоты рисунки вставлять не стоит. Как правило, слайд с рисунком требует каких-то комментариев. И это еще один плюс. Потому, что увидев рисунок, аудитория будет еще внимательнее слушать нас, чтобы понять, что там изображено.

Минимум текста. Без текста можно обойтись не всегда. В таком случае, чем меньше текста на одном слайде, тем лучше. Максимум, что может быть на одном слайде - это 7 строчек. Не поместилось - переносите на следующий слайд. Причем когда мы делаем и смотрим такие слайды у себя на компьютере, мы этого не заметим. Там все выглядит читабельно. Это будет ясно видно в аудитории, но уже будет поздно что-либо изменить.

Достаточно крупный шрифт. Поэтому правило такое: размер самого мелкого текста на слайде должен быть не меньше 30.

Телеграфный текст на слайде. Чтобы все наши мысли уместились на слайде, нужно подобрать соответствующие фразы. Не пишите на слайде полный текст. Мало того, что это потребует больше места на слайде, это еще может ухудшить восприятие Вашего выступления. Столкнувшись с таким слайдом, Ваши слушатели начнут его читать. А когда они будут его читать, они перестанут на время слушать Вас. Вместо развернутого текста нужно дать только основные мысли. Тот же смысл, но меньше слов.

Высокий контраст фона и шрифта. Одним из важнейших критериев является то, что текст должен быть хорошо виден на основном фоне слайда. Классическим (и очень хорошим) вариантом является белый и желтый шрифт на темно синем фоне и черный шрифт на белом фоне.

Увидеть, насколько контрастен текст на экране компьютера невозможно - в зале условия будут другими. Поэтому можно применить такой прием. Уменьшите яркость монитора компьютера в 3 раза. Теперь запустите Вашу презентацию. Читабельно? Верните яркость на исходный уровень и в 3 раза уменьшите контраст монитора. Читабельно? Если ответ на оба вопроса «да», то, скорее всего, Ваша презентация будет достаточно хорошо смотреться и в аудитории. Но окончательно это проверить можно только в зале.

Минимум анимации. PowerPoint предоставляет большие возможности для этого. И очень часто, когда начинающие ораторы научаются вставлять в презентацию различные эффекты, на аудиторию обрушивается целый фейерверк анимации. Если Вам хочется вставить в слайд анимацию, спросите себя: «А можно ли без нее обойтись?» Если ответ будет «да», обойдитесь без нее.

Очень часто, ораторы сталкиваются с проблемой отвлеченного внимания слушателей. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории :

- наглядность;

- визуальный контакт;

- перемещение по сцене, динамичность, жестикуляция;

- смена каналов восприятия информации;

- вовлечение аудитории;

- звуковые раздражители.

Публичное выступление нелегкая задача. Многие люди не умеют держаться перед аудиторией, раскрепощенно чувствовать себя под прицелом множества глаз. Чтобы успешно выступить перед публикой, нужно обладать многими навыками, которые можно представить как совокупность трех важных компонентов: хорошее эмоциональное состояние, тщательная подготовка и навыки публичного выступления.

Главный контролер — время. Учтите, что внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами. От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Всегда заканчивайте своё выступление улыбкой и пожеланием удачи и прежде, чем слушатели захотят этого.

Список литературы

1. Александров Д. Н. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2010, - 157 с.

2. Андреев Ф. И. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2009, - 10 стр.

3. Голованова И. И. Методика публичного выступления : Учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009

3. Костромина Е. А. Риторика. Учебное пособие. - НИМБ. Н. Новгород:,2006. - 57 стр.

4. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов, Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. ,15-е изд. Ростов н. / Д: Феникс, 2006 - 36 с.

5. https://www.33333.ru/public/publicexgipition.php

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень»Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень» лэпбук «осень» Недавно узнала, что такое лэпбук, и захотела сделать свой лэпбук, тем более, что в нашем дошкольном учреждении ничего подобного.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт)Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Нетрадиционные способы рисования тычкомНетрадиционные способы рисования тычком Нетрадиционные способы рисования тычком. Предлагаю Вам образцы детских рисунков с применением нетрадиционной техники рисования методом «.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Способы развития мелкой моторики у дошкольниковСпособы развития мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - совокупность скоординированных.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология публичного выступления. Способы привлечения внимания
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 22:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД