Папки-передвижки

Технология развития художественно-творческих способностей у дошкольников «Пластилинография» для детей 3–5 лет

лариса ковальчук
Технология развития художественно-творческих способностей у дошкольников «Пластилинография» для детей 3–5 лет

Введение

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- созда- вать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает ма- териал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением бо- лее или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной по- верхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способ- ствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Публикация «Технология развития художественно-творческих способностей у дошкольников „Пластилинография“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах

Актуальность состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершен- ствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навы- ками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабаты- вают умения управлять инструментом.

Цель:

Развивать художественно – творческие способности у детей младшего-среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

Формировать у детей изобразительные навыки.

Развивать у них интерес к художественной деятельности.

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.

Развивать мелкую моторику рук, вкус, аккуратность в работе.

Цели и задачи повышенного уровня:

Познакомить детей с новыми техниками в Пластилинографии – изра-

зец, барельеф.

Побуждать детей вносить свой замысел в работу.

Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой ма-териал, комбинировать его.

Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».

Учить детей самим оформлять свои готовые работы. (Фон, рамки, паспарту и т. д.)

Особенности возрастной группы детей :

Возраст детей 3-5 лет. В этом возрасте у ребенка активно проявляются:

- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ре- бенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Формы :

Занятия (интегрированная форма)

Совместная деятельность,

Индивидуальная работа.

Методы и приё мы:

Наглядный

Практический

Словесный

Метод сенсорного насыщения

Метод эстетического выбора

Метод сотворчества

Метод поисковых ситуаций

Метод игровых ситуаций

Метод творческих ситуаций

Средства:

Художественный материал

Бросовый материал

Изобразительные инструменты

Технические средства

ИКТ

Принципы:

Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известно- му к малоизвестному и незнакомому»;

Принцип развивающего характера художественного образования;

Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Принцип интереса: построение или корректировка программы с опо- рой на интересы детей.

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Методы работы:

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).

Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.

Метод разнообразной художественной практики.

Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

Метод эвристических и поисковых ситуаций.

Метод игровых, творческих ситуаций.

Этапы:

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в не- сколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребё нком:

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребё нком:

Научиться не выходить за контур рисунка.

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина.

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца.

Научиться аккуратно выполнять свои работы.

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

Научиться действовать по образцу воспитателя.

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребё нком:

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Содержание:

Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

Режим проведения занятий:

Занятия проводятся с детьми младшего-среднего дошкольного возраста (3-5 лет) 1 раз в месяц, длительностью – 20 минут.

Занятия проходят в рамках художественно- эстетического развития во время проведения НОД.

Тематическое планирование по пластилинографии в средней группе

Сентябрь

1. «Солнышко проснулось, деткам лучики протянуло»

Напомнить детям о свойствах пластилина, закрепить приемы его использования: сплющивание, скатывание.

2. «Воздушные шары»

Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания.

Октябрь

1. «Осенние деревья»

Вспомнить с детьми осенние приметы. Закрепить приемы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части) .

2. «Мухомор»

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связь между формами настоящих и изображаемых грибов, передавая им природные особенности.

Ноябрь

1. «Божья коровка, улети на небо»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение с помощью взрослых находить ответы на вопросы в ходе выполнения работы.

2. «Цветные зонтики»

Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику.

Декабрь

1. «Снежинка»

Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.

2. «Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка»

Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.

Январь

1. «Зимняя ночь»

Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

2. «Снегири на веточках»

Обобщать представление о зимующих птицах. Учить передавать особенности внешнего вида птиц. Развивать композиционные навыки.

Февраль

1. «Подарок папе»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности.

2. «Цветы-сердечки»

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в работе. Развивать мелкую моторику.

Март

1. «Одуванчики–цветы, словно солнышки желты»

Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки.

2. «Вышла курочка гулять»

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Учить составлять изображение целого объекта из частей одинаковых по форме, но разных по величине.

Апрель

1. «Пасхальное яйцо»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином.

2. «Звёзды и кометы»

Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность.

Май

1. «Цветик-семицветик»

Продолжать знакомство с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком в короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Развивает мелкую моторику.

2. «Радуга-дуга»

Учить детей отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызывать интерес к изображению радуги.

Ожидаемые результаты:

Пластилинография способствует освоению таких разделов образовательной программы, как:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное

К концу года у детей должна быть сформирована:

- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Система мониторинга по пластилинографии :

Данный вид педагогической диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, он осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий.

Педагогическая диагностика проводится с целью дальнейшей эффективной работы с детьми по данной технологии.

1. Творческая активность

а) Повышенный интерес,творческая активность – высокий уровень

б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень

в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень

2. Сенсорные способности

а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень

б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень

в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень

3. Композиция

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень

б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень

в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень

4. Общая ручная умелость

а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень

б) Ручная умелость развита - средний уровень

в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень

5. Самостоятельность

а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень

б) Требует незначительная помощь - средний уровень

в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень

6. Показатели технических навыков

- раскатывание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

-сплющивание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

- размазывание

а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь – средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень проверки

Работа с родителями

Сентябрь.

Консультация для родителей «Пластилинография –это чудо. Виды пластилинографии».

Октябрь.

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей в изобразительной деятельности».

Ноябрь.

Выставка поделок «Божья коровка улети на небо»

Декабрь.

Памятка-инструкция «Поделки своими руками»

Январь.

Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей»

Февраль.

Выставка «Поделка для папы».

Март.

Выставка поделок для мамы ««Одуванчики–цветы, словно солнышки желты».

Апрель.

Советы родителям по развитию мелкой моторики дома. Оформить папку для родителей «Пальчиковая гимнастика».

Май.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики»

Список литературы

1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА $СИНТЕЗ, 2014. — с. © Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014

2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

4. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997

160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

5. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,

пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа

и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

7. Лыкова И. А. Я Будущий скульптор. – М. : ООО ТД «Издательство Мир

книги», 2008г. – 48 с. – илл.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» Слайд №1 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников и организация работы по художественно-эстетическому воспитанию» Слайд.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник и рисования для развития творческих способностей дошкольников» Подготовила:.

Мастер-класс педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательная область: «Художественное развитие» Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Обобщение опыта «Развития творческих способностей у детей 4–5 лет средствами продуктивных видов деятельности» У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей 4–5 лет» Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями для совместной деятельности с детьми Задачи: • повышать.

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр «Педагогические условия развития художественно-творческий способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» «У ребенка есть.

Семинар практикум для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей» Семинар – практикум по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей» Цель: 1. Знакомить.

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ Бакламенко Олеся Николаевна старший воспитатель, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка», Выдра Ольга Викторовна педагог – психолог, МБДОУ «ЦРР – ДС.

Взаимодействие с семьями для развития художественно-творческих способностей детей. Развитие художественно-творческих способностей детей может быть успешным только при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития художественно-творческих способностей у дошкольников «Пластилинография» для детей 3–5 лет
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 18:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД