Папки-передвижки

Технология «Этно-конструирование»

Нина Лебедева
Технология «Этно-конструирование»

Автор: Н. И. Лебедева,

воспитатель МБДОУ № 37 «Теремок»

г. Железногорск Красноярский край

Технология «Этно-конструирование»

Краткое описание технологии работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

1. Технология «Этно-конструирование» как метод обогащения и развития игры дошкольников.

Публикация «Технология „Этно-конструирование“» размещена в разделах

Дети средней группы «Божья коровка» общительны, любят сюрпризы и доброжелательны. Мелкая моторика развита на среднем уровне, инициатива начать новую деятельность наблюдается у 60% детей. Родители поддерживают инициативы детей. Это важное условия для разворачивания технологии этно- конструирования. Однажды я пришла в гости к детям средней группы с кукольным сундучком. Попробовала сделать «вброс» необычной игрушки. Интерес к ней был волнообразный: сначала девочки разобрали куклы и пошли с ними играть, потом подошли мальчики и стали задавать вопросы о названии кукол и придумали новое использование игрушек. Самые вдумчивые задавали вопросы про то, как и из чего сделаны игрушки и пробовали играть с тканью, создавая из куска тафты конструкции. И у нас завертелась необыкновенная жизнь. Кукольный сундучок- это коллекция традиционных тряпичных кукол, которую я собираю на протяжении нескольких лет. От своей мамы я узнала, какими куклами играли дети в деревне в отсутствии фабричных игрушек. Сегодня, знакомясь с мастерами и образцами традиционой куклы, я прихожу в смятение, когда вижу, что современным детям эта игрушка незнакома, или в образовательных учреждениях им показывают неказистые подобия, с которыми ребенок не захочет играть и никогда не сделает себе такую же или на основе нее не смастерит новый образ для своей игры.

Сейчас существует много вариантов детских конструкторов, но самый древний- конструктор из неоформленного материала. Если присмотреться к русской лоскутной игрушке, то можно увидеть, что это – настоящий конструктор, только из ткани и неоформленного материала. Овладев основными приёмами конструирования, ребёнок может сделать любую игрушку по собственному замыслу. Игрушка может участвовать в любой детской игре: режиссерской, театрализованной, сюжетно-ролевой, игре с правилами и т. д. Как появилась идея технологии? Тему игрушки развиваю в педагогической практике давно. В прошлом году с детьми подготовительной группы реализовала образовательное событие «День мастера игрушки», на котором дети пробовали делать игрушку сами. Им было сложно, т. к. они не владели навыком изготовления игрушки, но интерес всё превозмог. Этнографические источники сообщают о том, что дети могли сделать себе игрушку уже с трёх лет. Каждая кукла была схожа с другими по конструкции, и в то же время, уникальна. Детям средней группы технология этно- конструирования понравилась. Я познакомила их с видами конструкций игрушки: «игрушка на палочке или ложке», «скрутка», «кукла в платье», «кувадка». А на основе этих конструкций они сделали первые пробы конструирования своей игрушки. В силу возраста, они придумывали простые сюжеты при игре с готовыми куклами и простые конструкции. Но конструкции эти несли в себе задуманный ребёнком образ. И с этой образной игрушкой ребёнок играет. В средней группе развивается, преимущественно, образная и сюжетно-ролевая игра. Для такой игры этно - конструирование выступает как серьёзная технология поддержки и развития детской самостоятельной игры.

В группе для развития технологии рекомендую создать центр «Моя игрушка», который соединяет в себе элементы конструирования (для создания мебели, домов, окружающей действительности куклы, художественного творчества (неоформленный материал для верха куклы, наполнения и крепежа, театра (если не хватает самодельных игрушек для замысла или хочется показать другим детям сказку, обыграть игрушку, тематическую мини- библиотеку и местечко для выставки, для возможности уединённой игры можно сделать макет избы (для традиционой игрушки) или другого игрового пространства (по тематике фантазийной игрушки). Взрослым в поддержку деткой игры изучается литература, изготавливаются куклы в традиционной и фантазийной технике, проектируется и оформляется ЛЭП бук (интерактивная тематическая папка) в 2-х частях («Конструктор игрушки» со схемами кукол определённых конструкций, образцами кукол, раздаточным материалом и «Материалы для игрушки» с образцами материалов, игрой «Одень куклу» и блокнотом «Нарисуй свою игрушку», создается игровое поле для разворачивания игры.

Технология реализуется по принципу «погружения» через виды детской деятельности:

Общение со взрослыми и сверстниками на тему игрушки

Игра с материалом

Двигательные фантазии, игры танцы с игрушкой

Рассматривание иллюстраций в книгах тематической библиотечки

Исследование. Из чего и как сделана игрушка

Пробы конструирования по замыслу

Игра-театрализация сказки индивидуально и показ другим

Разнообразная игра с игрушки (и) или презентация своей игрушки

Этапы реализации технологии :

1. Подготовительный

Создание смыслового контекста. «Вброс» игрушки. Рассматривание иллюстраций в книгах тематической библиотечки

История конкретной игрушки, «Легенда». У нас была «Ложка-матрешка». Двигательное развлечение «Народные наигрыши».

Оформление центра «Моя игрушка». Проектирование и изготовление лэпбука, макета и игрового поля.

Первое знакомство с традиционной игрушкой.

Знакомство детей с материалами в свободном режиме. Образная, сюжетно-ролевая игра с игрушкой

2. Основной

Самостоятельная деятельность в изготовлении игрушки. Наблюдение педагога за интересами детей (способы и мотивы игры, есть ли интерес к игрушке).

Знакомство с конструкцией традиционной игрушки. Выявление в беседе с детьми их желания сделать такую же игрушку или понять, как она устроена.

Мастер-класс педагога и проба изготовления игрушки детьми (например, «Кувадка»).

Внимание к лэпбуку, пробы делать игрушку по схеме.

Проба изготовления игрушки по собственному замыслу, используя знакомые схемы и материалы.

Самая важная часть- включение игрушки в игровую деятельность детей (например, дети изготовили кукол и стали играть в кукольный театр).

3. Заключительный этап Обмен впечатлениями. Выставка. Самостоятельное изготовление любого количества игрушек, необходимых для игры

Технология этно-конструирования не должна надоедать. Поэтому её рекомендуется развивать в течение 1-3 недель в центре, потом убрать от детей и предложить при вновь возникшем интересе. Реализация охватывает все предложенные ФГОС образовательные области. «Социально- коммуникативное развитие» (тематическое общение с педагогом и сверстниками во время знакомства и изготовления игрушки, осознание собственных затруднений при разборе или изготовлении игрушки, развитие образной, сюжетно-ролевой, режиссёрской игры, игры с правилами, «Познавательное развитие» (развитие интереса детей к изучению игрушки, её разнообразию, материалам для её изготовления, причинам и способам её появления, традиционной русской культуре игрушки, «Речевое развитие» (знакомство с литературой тематической выставки, развитие умения задавать вопросы, презентовать игрушку, речевое сопровождение собственной игры, «Художественно- эстетическое» (оформлении выставки и проявление инициативы в конструкторском решении игрушки самостоятельная творческая деятельность во время участия в мастерских, восприятие фольклорного материала, распределение игрушек в игровом поле, «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики, инициатива в способах действия с игрушкой, танцевальные этюды с игрушкой. На этапе знакомства с историей игрушки совместная пляска под наигрыши, на этапе изготовления движения под музыку, характерную тематике изготовленной игрушки). Технология может быть ведущей при реализации проекта. При работе с детьми желательна совместная деятельность двух воспитателей- напарников, специалистов детского сада, родителей.

Необходимое оборудование- стеллаж или полка, столы, стулья, магнитофон, неоформленный материал для творчества, материал для верха изделия (ткань, фантики, тесёмки, верёвочки, крепление (нитки для вязания, толстые нитки для шитья № 10, резиночки для волос, для плетения браслетов, декоративная проволока, наполнитель и основа игрушки (палочки-веточки, вата, синтепон, бумага, ножницы детские, н

Публикации по теме:

Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».

Технология развивающих игр «Технология развивающих игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Кейс-технология в ДОО Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Технология моделирования сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «ОДУВАНЧИК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Автор Байдукова Марина.

Технология «Портфолио педагога» Технология «Портфолио педагога»Современное образование нуждается в новом типе педагога, который владеет: -современными образовательными.

Презентация «Формирование этно-экологических представлений дошкольников Калмыкии» в дошкольном возрасте дети получают первые представления об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Важно учить детей.

Эвристическая технология-инновация Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний,.

Технология портфолио дошкольника Портфолио дошкольника. Портфолио-это прежде всего копилка личных достижений ребёнка его успехов,положительных эмоций. Это способ накопления.

Технология ТРИЗ — технология развития творчества Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения.

Здоровьесберегающая технология «Музыкотерапия» Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка.    Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Этно-конструирование»
Опубликовано: 30 октября 2018 в 08:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД