Альбина Сагадиева
Конспект занятия «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы знаем о воде?
Цель: формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников со свойствами воды, уточнить значение воды для всего живого.
Закрепить элементарные знания детей о «круговороте воды в природе» (в игровой форме).
Формировать способности: внимательно слушать и слышать воспитателя, работать со схемами.
Развивать:
- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
- сенсорно - перцептивные процессы (аудиальные (слуховые, визуальные (зрительные, кинестетические (чувственные);
Обогащение словаря: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сосуд.
Активизация словаря: вкус, цвет, запах, вода, сладкая, соленая, опыт.
Воспитывать:
- бережное отношение к водным ресурсам
Предварительная работа
Работа с детьми.
- Проведение опытническо - исследовательской деятельности;
- налюдения в природе (за погодными явлениями);
- проведение бесед на темы: «Где можно встретить воду»; «Кто живёт в воде»;
- слушание звуков природы (аудио) : «Голоса природы»;
- игровая деятельность (дидактические игры) : «Рыбы, водоплавающие птицы»; «Что сначала, что потом»; «Кто живёт в озере, в реке?»; «Что лишнее?»; м/ п игры: «Ходят капельки по кругу» (или «Круговорот воды в природе», «Дождик»
Практическая работа (совместная работа педагога и детей).
- Изготовление панно «Круговорот воды в природе»;
- масок для м/п игры «Дождик»;
- рисование на тему «Дождик, дождик лей, лей не жалей»;
- коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме», с последующей организацией выставки работ.
Ход НОД
Вводная часть (4 мин.)
Организационный момент
(1 мин.)
Игра-сюрприз:
«День-ночь»
Вводная беседа
(3 мин.)
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку и постараться узнать какой сейчас сказочный герой придёт в гости?
Звучит музыка из к/ф «Незнайка из нашего двора»
(слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова).
Предположительные ответы детей.
- Придёт в гости Петрушка.
- А я думаю, что придёт Незнайка.
• Воспитатель предлагает детям закрыть глаза - «Ночь»
(воспитатель за ширмой надевает головной убор Незнайки, галстук).
• «День» (дети открывают глаза).
- Здравствуйте, ребята! Кто я такой? Куда я попал? (оглядывается).
Предположительные ответы детей.
- Мы, узнали тебя, ты Незнайка, а находишься ты в детском саду «Танюша», в старшей группе «Звёздочки».
Незнайка: а как вас зовут?
Вы сейчас одновременно, дружно, скажите своё имя по команде: 1,2, 3 своё имя назови! (дети хором произносят каждый своё имя).
Незнайка: замечательно!
- Ребята, у меня проблема (вздыхает) : «Мне Знайка дал задание, разгадать «схемы-символы» про воду. Воду я видел, а что такое схема-символ (пожимает плечами, не знаю?
Помогите разобраться, что такое вода, и угадать, что изображено на схемах-символах
предположительные ответы детей.
- Да, мы тебе поможем.
- Ребята, о чём говорят эти схемы-символы?
Предположительные ответы детей.
- Вода - течёт.
- Воду пьют, готовят еду.
Незнайка:
- Cпасибо, но мне, так,. трудно запомнить.
Может вы мне покажите и расскажите какая она вода?
Обращает внимание на приготовленные стаканы, и
предлагает детям превратится в учёных и сесть
Основная часть НОД («Опытническая работа»)
Опыт № 1
«Вода - это жидкость»
(2 мин.)
Опыт № 2
(2 мин.)
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу»
(4 мин.)
Опыт № 3
(2 мин.)
Опыт № 4
«Вода - без вкуса»
(4 мин.) На столах по 2-ва стакана (один пустой, другой с водой)
Незнайка: предлагает перелить содержимое из одного стакана в другой.
- Как интересно! что в стаканах?
Предположительные ответы детей:
- в стаканах вода;
её можно налить, перелить в сосуд (стакан, ведро, вазу и т. д.).
Вывод: вода - это жидкость (она течёт, приобретает форму сосуда в котором находится
(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).
Незнайка: Ребята, я считаю, у меня вода в стакане белого цвета, а у вас?
Предположительные ответы детей:
- Мы не согласны с тобой, Незнайка.
- Вода не белая.
- Давайте мы это проверим…
На столе лежит белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
Незнайка:
- Какого цвета молоко? (белого).
А вода, какого цвета?
Предположительные ответы детей:
Вода прозрачная и чистая.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).
Незнайка: Ребята, а мне Знайка рассказывал, что вода может менять свой цвет?
Предположительные ответы детей:
- Если добавить в неё какое-нибудь вещество (что-то).
Незнайка: А как вода может изменить свой цвет?
(чешет себе затылок) и обращает внимание на стоящие ёмкости на столе.
(На столе 2 стакана с водой, бриллиантовая зелень, марганцовка, пипетка (этот опыт проводит только воспитатель).
Незнайка:
- Вспомнил! (восклицает). Мне Знайка показывал один опыт. Смотрите.
• Я, добавлю волшебный кристаллик марганцовки в воду и наблюдаем, что происходит с водой. Вода изменила цвет?
Предположительные ответы детей:
- Вода изменилась по цвету, стала розовой.
• А теперь добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, а теперь?
Изменила вода свой цвет?
Предположительные ответы детей:
- Вода стала зелёного цвета.
Вывод: вода может растворить (зеленку и марганцовку) и приобрести цвет, этого вещества (розовый и зелёный)
(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).
Незнайка:
- Мне Знайка подарил вот это панно (демонстрирует панно «Круговорот воды в природе», сказал, что это панно поможет детям вспомнить интересную игру.
Дети предлагают Незнайке накинуть на плечи накидку и стать «Мамой –Тучкой», подчёркивают, что накидка у него голубого цвета, а сами дети превращаются в маленькие капельки дождя
(надевают на головы маски).
Звучит музыка из к/ф «Незнайка из нашего двора»
(слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова).
«Мама Тучка» :
- Ребята, мои «дети – капельки», вам пора отправляться в путь «дети – капельки» прыгают, разбегаются, танцуют, «Мама Тучка» показывает какие движения нужно выполнять (полетели «капельки» на землю… прыгаем, играем… Скучно им стало по – одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками («капельки» составляют ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут «капельки» в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали «капельки» в океане, а потом вспомнили, что «Мама Тучка» наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (капельки присели, постепенно поднимаются и вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнца, вернулись к «Маме Тучке».
Незнайка:
- Хорошо поиграли! (Незнайка снимает накидку, дети-маски)
Незнайка предлагает детям присесть за столы.
Ой! А, чем же мы, занимались до игры? Я забыл…
Предположительные ответы детей:
- переливали воду
- добавляли кристаллики и волшебную капельку.
Незнайка: А запах у воды есть?
Давайте проверим? (Дети подносят к носу стакан с водой). Вопрос:
- Пахнет ли вода чем-нибудь?
Предположительные ответы детей:
- чистая вода не пахнет;
- у неё нет запаха.
Вывод: чистая вода ничем не пахнет, у неё нет запаха
(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).
Незнайка: ребята, а если вода прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса и цвета, такую воду пить можно?
Предположительные ответы детей:
- пить можно, такая вода безопасна
Незнайка: Давайте попробуем воду на вкус
(детям предлагается кипячёная вода).
Вопросы:
Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? Без вкуса?
Предположительные ответы детей.
вода не солёная, тёплая, вкусная.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса, цвета и запаха, она прозрачная
(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).
Незнайка: (что-то ищет в кармане)
- Мой приятель Самоделкин, угостил волшебными конфетами (демонстрирует в взочке) предупредил, что они с «загадкой».
Как предлагаете будем пробовать?
Предположительные ответы детей:
попробуем языком, потрогаем руками
Незнайка: Предлагаю всыпать в стакан с водой размешать и пробовать на вкус
Вопрос: Какой стала вода?
Предположительные ответы детей:
- У меня в стакане стала вода солёной.
- Вода стала сладкой.
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества (сахар, соль) которое в неё добавили
Заключительная часть (7 мин.)
Заключительная беседа.
Результаты домашнего задания
(1,5 мин.
Игровой приём
«День-Ночь»
«Опытническая работа»
(1,5 мин.)
«Штриховка капелек воды»
(2 мин.)
Перекрёстное оценивание работ
«Штриховка капелек воды»
(2 мин.)
Переход в другой вид деятельности
(сюрприз)
- Незнайка: ребята, вы мне рассказали, что чистая вода не имеет цвета, запаха и вкуса.
- А если, например в воду добавить варенье или сироп, то, что произойдёт с водой?.
Предположительные ответы детей:
- вода станет сладкой, поменяет цвет.
- Как вы узнали?
Предположительные ответы детей:
- мы дома провели опыт, добавили в воду варенье (сироп) и узнали, что вода поменяла цвет и стала сладкой.
Незнайка:
- СПАСИБО, РЕБЯТА! Вы мне очень помогли!
Теперь я о воде много узнал, и, что такое схема - символ, тоже знаю!
- И, мне пора возвращаться в мою СКАЗКУ, до свидания!
Игровой приём (звучит музыка из к/ф «Незнайка из нашего двора». Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова).
- «НОЧЬ» (дети закрывают глаза,
- «ДЕНЬ» (глаза открыли, Незнайка перевоплотился в воспитателя).
Воспитатель:
ребята, вы теперь знаете, что такое «схемы-символы», что они означают?
Предположительные ответы детей.
1. Вода - это жидкость, её можно налить в сосуд, перелить, вылить, она принимает форму сосуда в котором находится.
2. Вода - бесцветная.
3. Вода - безвкусная.
4. Вода не имеет запаха.
- У меня есть другая схема - символ (капающая вода из-под крана).
Вопрос:
-Что бы это значило?
Предположительные ответы детей:
- Вода капает из-под крана.
- Забыли закрыть кран.
- Кран сломался и бежит вода.
Вывод: воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода.
А, чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Домашние животные, птицы, комнатные растения тоже нуждаются в чистой воде.
Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
- Куда следует повесить эту схему?
Предположительные ответы детей:
- в умывальную комнату.
(вывешивается схема-символ «Береги воду!»).
Воспитатель:
- ребята, вы хотите разместить такой символ над краном в ванной комнате своего дома?
Предположительные ответы детей:
- Да.
Воспитатель:
- Но, для этого нужно заштриховать капельки воды.
(практическая работа).
- По окончанию практической работы воспитатель предлагает детям обменяться схемами и оценить работу сверстника (зелёный овал - работа выполнена отлично; синий квадрат - хорошо; красный треугольник - нужно дополнительно потренироваться).
- Молодцы, ребята! Мы сегодня совершили много добрых, полезных дел: помогли Незнайке узнать интересное о воде, приготовили схемы-символы «Береги воду!» для дома.
- А сейчас у меня для вас есть сюрприз…
Незнайка оставил для Вас подарок - «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»