Лучший педагог года

Конспект занятия «Что мы знаем о воде?»

Альбина Сагадиева
Конспект занятия «Что мы знаем о воде?»

Что мы знаем о воде?

Цель: формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности

Задачи:

Продолжать знакомить дошкольников со свойствами воды, уточнить значение воды для всего живого.

Закрепить элементарные знания детей о «круговороте воды в природе» (в игровой форме).

Формировать способности: внимательно слушать и слышать воспитателя, работать со схемами.

Развивать:

- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;

Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах

- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);

- сенсорно - перцептивные процессы (аудиальные (слуховые, визуальные (зрительные, кинестетические (чувственные);

Обогащение словаря: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сосуд.

Активизация словаря: вкус, цвет, запах, вода, сладкая, соленая, опыт.

Воспитывать:

- бережное отношение к водным ресурсам

Предварительная работа

Работа с детьми.

- Проведение опытническо - исследовательской деятельности;

- налюдения в природе (за погодными явлениями);

- проведение бесед на темы: «Где можно встретить воду»; «Кто живёт в воде»;

- слушание звуков природы (аудио) : «Голоса природы»;

- игровая деятельность (дидактические игры) : «Рыбы, водоплавающие птицы»; «Что сначала, что потом»; «Кто живёт в озере, в реке?»; «Что лишнее?»; м/ п игры: «Ходят капельки по кругу» (или «Круговорот воды в природе», «Дождик»

Практическая работа (совместная работа педагога и детей).

- Изготовление панно «Круговорот воды в природе»;

- масок для м/п игры «Дождик»;

- рисование на тему «Дождик, дождик лей, лей не жалей»;

- коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме», с последующей организацией выставки работ.

Ход НОД

Вводная часть (4 мин.)

Организационный момент

(1 мин.)

Игра-сюрприз:

«День-ночь»

Вводная беседа

(3 мин.)

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку и постараться узнать какой сейчас сказочный герой придёт в гости?

Звучит музыка из к/ф «Незнайка из нашего двора»

(слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова).

Предположительные ответы детей.

- Придёт в гости Петрушка.

- А я думаю, что придёт Незнайка.

• Воспитатель предлагает детям закрыть глаза - «Ночь»

(воспитатель за ширмой надевает головной убор Незнайки, галстук).

«День» (дети открывают глаза).

- Здравствуйте, ребята! Кто я такой? Куда я попал? (оглядывается).

Предположительные ответы детей.

- Мы, узнали тебя, ты Незнайка, а находишься ты в детском саду «Танюша», в старшей группе «Звёздочки».

Незнайка: а как вас зовут?

Вы сейчас одновременно, дружно, скажите своё имя по команде: 1,2, 3 своё имя назови! (дети хором произносят каждый своё имя).

Незнайка: замечательно!

- Ребята, у меня проблема (вздыхает) : «Мне Знайка дал задание, разгадать «схемы-символы» про воду. Воду я видел, а что такое схема-символ (пожимает плечами, не знаю?

Помогите разобраться, что такое вода, и угадать, что изображено на схемах-символах

предположительные ответы детей.

- Да, мы тебе поможем.

- Ребята, о чём говорят эти схемы-символы?

Предположительные ответы детей.

- Вода - течёт.

- Воду пьют, готовят еду.

Незнайка:

- Cпасибо, но мне, так,. трудно запомнить.

Может вы мне покажите и расскажите какая она вода?

Обращает внимание на приготовленные стаканы, и

предлагает детям превратится в учёных и сесть

Основная часть НОД («Опытническая работа»)

Опыт № 1

«Вода - это жидкость»

(2 мин.)

Опыт № 2

«Вода бесцветная».

(2 мин.)

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу»

(4 мин.)

Опыт № 3

«Вода не имеет запаха».

(2 мин.)

Опыт № 4

«Вода - без вкуса»

(4 мин.) На столах по 2-ва стакана (один пустой, другой с водой)

Незнайка: предлагает перелить содержимое из одного стакана в другой.

- Как интересно! что в стаканах?

Предположительные ответы детей:

- в стаканах вода;

её можно налить, перелить в сосуд (стакан, ведро, вазу и т. д.).

Вывод: вода - это жидкость (она течёт, приобретает форму сосуда в котором находится

(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).

Незнайка: Ребята, я считаю, у меня вода в стакане белого цвета, а у вас?

Предположительные ответы детей:

- Мы не согласны с тобой, Незнайка.

- Вода не белая.

- Давайте мы это проверим…

На столе лежит белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Незнайка:

- Какого цвета молоко? (белого).

А вода, какого цвета?

Предположительные ответы детей:

Вода прозрачная и чистая.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).

Незнайка: Ребята, а мне Знайка рассказывал, что вода может менять свой цвет?

Предположительные ответы детей:

- Если добавить в неё какое-нибудь вещество (что-то).

Незнайка: А как вода может изменить свой цвет?

(чешет себе затылок) и обращает внимание на стоящие ёмкости на столе.

(На столе 2 стакана с водой, бриллиантовая зелень, марганцовка, пипетка (этот опыт проводит только воспитатель).

Незнайка:

- Вспомнил! (восклицает). Мне Знайка показывал один опыт. Смотрите.

• Я, добавлю волшебный кристаллик марганцовки в воду и наблюдаем, что происходит с водой. Вода изменила цвет?

Предположительные ответы детей:

- Вода изменилась по цвету, стала розовой.

• А теперь добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, а теперь?

Изменила вода свой цвет?

Предположительные ответы детей:

- Вода стала зелёного цвета.

Вывод: вода может растворить (зеленку и марганцовку) и приобрести цвет, этого вещества (розовый и зелёный)

(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).

Незнайка:

- Мне Знайка подарил вот это панно (демонстрирует панно «Круговорот воды в природе», сказал, что это панно поможет детям вспомнить интересную игру.

Дети предлагают Незнайке накинуть на плечи накидку и стать «Мамой –Тучкой», подчёркивают, что накидка у него голубого цвета, а сами дети превращаются в маленькие капельки дождя

(надевают на головы маски).

Звучит музыка из к/ф «Незнайка из нашего двора»

(слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова).

«Мама Тучка» :

- Ребята, мои «дети – капельки», вам пора отправляться в путь «дети – капельки» прыгают, разбегаются, танцуют, «Мама Тучка» показывает какие движения нужно выполнять (полетели «капельки» на землю… прыгаем, играем… Скучно им стало по – одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками («капельки» составляют ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут «капельки» в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали «капельки» в океане, а потом вспомнили, что «Мама Тучка» наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (капельки присели, постепенно поднимаются и вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами солнца, вернулись к «Маме Тучке».

Незнайка:

- Хорошо поиграли! (Незнайка снимает накидку, дети-маски)

Незнайка предлагает детям присесть за столы.

Ой! А, чем же мы, занимались до игры? Я забыл…

Предположительные ответы детей:

- переливали воду

- добавляли кристаллики и волшебную капельку.

Незнайка: А запах у воды есть?

Давайте проверим? (Дети подносят к носу стакан с водой). Вопрос:

- Пахнет ли вода чем-нибудь?

Предположительные ответы детей:

- чистая вода не пахнет;

- у неё нет запаха.

Вывод: чистая вода ничем не пахнет, у неё нет запаха

(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).

Незнайка: ребята, а если вода прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса и цвета, такую воду пить можно?

Предположительные ответы детей:

- пить можно, такая вода безопасна

Незнайка: Давайте попробуем воду на вкус

(детям предлагается кипячёная вода).

Вопросы:

Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? Без вкуса?

Предположительные ответы детей.

вода не солёная, тёплая, вкусная.

Вывод: чистая вода не имеет вкуса, цвета и запаха, она прозрачная

(вывешивается «схема-символ» данного свойства воды).

Незнайка: (что-то ищет в кармане)

- Мой приятель Самоделкин, угостил волшебными конфетами (демонстрирует в взочке) предупредил, что они с «загадкой».

Как предлагаете будем пробовать?

Предположительные ответы детей:

попробуем языком, потрогаем руками

Незнайка: Предлагаю всыпать в стакан с водой размешать и пробовать на вкус

Вопрос: Какой стала вода?

Предположительные ответы детей:

- У меня в стакане стала вода солёной.

- Вода стала сладкой.

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества (сахар, соль) которое в неё добавили

Заключительная часть (7 мин.)

Заключительная беседа.

Результаты домашнего задания

(1,5 мин.

Игровой приём

«День-Ночь»

«Опытническая работа»

(1,5 мин.)

«Штриховка капелек воды»

(2 мин.)

Перекрёстное оценивание работ

«Штриховка капелек воды»

(2 мин.)

Переход в другой вид деятельности

(сюрприз)

- Незнайка: ребята, вы мне рассказали, что чистая вода не имеет цвета, запаха и вкуса.

- А если, например в воду добавить варенье или сироп, то, что произойдёт с водой?.

Предположительные ответы детей:

- вода станет сладкой, поменяет цвет.

- Как вы узнали?

Предположительные ответы детей:

- мы дома провели опыт, добавили в воду варенье (сироп) и узнали, что вода поменяла цвет и стала сладкой.

Незнайка:

- СПАСИБО, РЕБЯТА! Вы мне очень помогли!

Теперь я о воде много узнал, и, что такое схема - символ, тоже знаю!

- И, мне пора возвращаться в мою СКАЗКУ, до свидания!

Игровой приём (звучит музыка из к/ф «Незнайка из нашего двора». Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова).

- «НОЧЬ» (дети закрывают глаза,

- «ДЕНЬ» (глаза открыли, Незнайка перевоплотился в воспитателя).

Воспитатель:

ребята, вы теперь знаете, что такое «схемы-символы», что они означают?

Предположительные ответы детей.

1. Вода - это жидкость, её можно налить в сосуд, перелить, вылить, она принимает форму сосуда в котором находится.

2. Вода - бесцветная.

3. Вода - безвкусная.

4. Вода не имеет запаха.

- У меня есть другая схема - символ (капающая вода из-под крана).

Вопрос:

-Что бы это значило?

Предположительные ответы детей:

- Вода капает из-под крана.

- Забыли закрыть кран.

- Кран сломался и бежит вода.

Вывод: воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода.

А, чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Домашние животные, птицы, комнатные растения тоже нуждаются в чистой воде.

Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

- Куда следует повесить эту схему?

Предположительные ответы детей:

- в умывальную комнату.

(вывешивается схема-символ «Береги воду!»).

Воспитатель:

- ребята, вы хотите разместить такой символ над краном в ванной комнате своего дома?

Предположительные ответы детей:

- Да.

Воспитатель:

- Но, для этого нужно заштриховать капельки воды.

(практическая работа).

- По окончанию практической работы воспитатель предлагает детям обменяться схемами и оценить работу сверстника (зелёный овал - работа выполнена отлично; синий квадрат - хорошо; красный треугольник - нужно дополнительно потренироваться).

- Молодцы, ребята! Мы сегодня совершили много добрых, полезных дел: помогли Незнайке узнать интересное о воде, приготовили схемы-символы «Береги воду!» для дома.

- А сейчас у меня для вас есть сюрприз…

Незнайка оставил для Вас подарок - «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Публикации по теме:

Анализ занятия по исследовательской деятельности .

Приобщение дошкольников и родителей к сохранению водных ресурсов и их рациональному использованиюПриобщение дошкольников и родителей к сохранению водных ресурсов и их рациональному использованию Актуальность проблемы: 1. Растущие потребности промышленности и сельского хозяйства в пресной воде. 2. Проблема сохранения существующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Что мы знаем о воде?»
Опубликовано: 22 января 2015 в 09:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД