Лучший педагог года

НОД для детей старшей группы «Цветной граттаж. Планеты солнечной системы»

Татьяна Бокунова
НОД для детей старшей группы «Цветной граттаж. Планеты солнечной системы»

Цель: научить детей выполнять работу в технике граттаж.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с новыми возможностями художественных техник, научить технике штриха. Закрепить первоначальные элементарные представления о планетах солнечной системы.

Развивающая:

• развивать творческие способности и познавательную активность;

• способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нетрадиционные приемы рисования;

• развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику руки;

Публикация «НОД для детей старшей группы „Цветной граттаж, Планеты солнечной системы“» размещена в разделах

• способствовать творческому отображению окружающего мира;

Воспитательная:

• воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству;

воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.

Предварительная работа.

Наблюдение за звездным небом.

Чтение книг: “О звездах и планетах” Р. Андонина, “Малышам о звездах и планетах” Е. Левитан, “О чем рассказал телескоп” П. Клушанцев.

3аучивание стихов о планетах.

Настольно-печатные игры “Земля и солнечная система”, “Космическое путешествие”

Оборудование:

Для детей: листы бумаги формата А4, черная гуашь с шампунем, кисти, карандаш, резинка, баночка с водой, акварельные краски, кусочки свечи, заострённые деревянные палочки.

Для педагога: презентация «Парад планет», наглядные пособия «Планеты», репродукции картин на тему «Космос»,образцы работ в технике граттаж, краски, кисти, бумага, кусочки свечи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в космическом пространстве. Посмотрите на экран и приготовьтесь внимательно слушать. А начнем мы свое путешествие со звезды, но не простой, а самой близкой к Земле. Кто догадался, про какую звезду я говорю? (Солнце).

Показ презентации «Парад планет».

-Солнце - это громадный шар из раскаленных газов, который излучает очень много тепла. Солнце не одиноко. У него есть дети и внуки. Дети - планеты, а внуки - спутники планет. Вся огромная семья Солнца называется Солнечная система. В семье Солнца всегда порядок. Все планеты кружатся по своим орбитам вокруг Солнца. И первая планета. (Меркурий).

Он первый от Солнца,

С него и начнем.

Нет атмосферы

И жизни на нем.

Громадное Солнце

Палит без помех.

Явились бы люди -

Сожгло бы их всех!

-Почему Меркурий называют планетой жары и холода? (Потому что он все время повернут к Солнцу одним боком и там всегда день, а на другой половине - холод и ночь) Какого он цвета (коричневого)

-Мы приближаемся к следующей планете. Это. (Венера – показ на мониторе).

А я, друзья мои,

Закутанная дама -

Красавица Венера,

Капризна и упряма.

Чудовищной жарою

Встречаю смельчаков,

И брызжу серной кислотой

Из плотных облаков.

-Почему Венеру называют утренней звездой? (Венеру видно с Земли рано-рано утром и она кажется серебристым блестящим шаром).Какого цвета Венера (голубого, серебристого)

Земля- показ на мониторе:

И только милая Земля

Во всем пригодна для жилья.

Так и летим на шарике

Без крыльев и руля,

На нашем теплом шарике

По имени Земля.

-Почему Землю сравнивают с воздушным шариком? (Земля имеет форму шара). Почему на Земле возможна жизнь? (Есть вода, кислород, тепло).Ребята, а каким цветом можно изобразить Землю? (голубым и зеленым)

А это что за планета?

Марс – показ на мониторе:

Пустыня красного песка,

Колючий вихрь издалека.

Мы убеждаемся с тоской,

Что нет там жизни никакой.

-Чем схожи условия на планете Марс и Земля? (Есть кислород, зима и лето).Каким цветом можно изобразить Марс? (красным)

Юпитер – показ на мониторе:

Юпитер огромен,

Он всех перерос

И вертится,

Словно ужаленный пес.

Захочешь на нем “приземлиться” -

Там не на что

Даже садиться!

-А почему на Юпитер нельзя приземлиться? (Юпитер состоит из густого газа). Каким цветом можно изобразить Юпитер? (серым, голубым)Правильно, цвет газа.

Сатурн – показ на мониторе:

Сатурн непременно

Узнаешь в лицо:

Его окружает большое кольцо.

-Мы продолжаем наше путешествие и следующая планета - Уран.

Уран:

Уран – голубая планета

Метановой дымкой одета.

Она при вращенье

Свалилась на бок.

И где ее запад?

Где юг и восток?

-За Ураном следует. (Нептун – показ на мониторе).

Нептун:

Последний из этих

Гигантских шаров -

Нептун в синей шубе

Своих облаков.

Весь плотно в прозрачные

Льдины одет.

Сквозь лед в глубину

Пробирается свет.

-У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из камней и космической пыли.

Мы достигли самой дальней планеты (Плутон – показ на мониторе).

Плутон:

Плутон невелик,

Он поменьше Луны.

От Солнца вдали, И от нашей Земли.

Тело планеты -

И камень и лед,

А солнышко еле

Туда достает.

-Ребята, а сколько всего планет в Солнечной системе? (9).

-Что общего у всех планет? (Все планеты имеют форму шара; движутся по орбитам вокруг Солнца).

А теперь ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять

В космос мы летим опять

Отрываюсь от земли

Долетаю до луны

На орбите повисим

И опять домой спешим Ходьба на месте

Соединить руки над головой

Подпрыгнуть

Руки в стороны, покружиться

Покачать руками вперед-назад

Ходьба на месте

2. Основна часть

-Все планеты такие похожие и такие разные, но все удивительные и красивые. Давайте сегодня их нарисуем в необычной технике - граттаж.

Сейчас я вас познакомлю с этой необычной техникой рисования с помощью свечки.

-Буквальный перевод этого слова – «царапанье». Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. На картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы.

Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж.

- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.

Итак, прежде чем перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу.

Мы кладем перед собой лист бумаги, самостоятельно выбрав его положение: вертикально или горизонтально.

Акварелью закрашиваем всю поверхность листа, в разном порядке сочетая и выставляя цвета, образую яркие пятна. Обратите внимание, как можно закрасить лист, в каком направлении.

-После того как мы закрасили акварелью весь лист бумаги, даем ей просохнуть и натираем свечой начиная с верхнего левого угла, сверху вниз не делая пробелов, иначе краска просочится в эту трещинку. Затем мы берем черную гуашь, разведенную шампунем, широкой кистью наносим на поверхность слой гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку можно практически не макать в воду, чтоб кисточка был практически сухая. Останется только высушить поверхность и основа для граттажа будет готова.

Мы с вами сделаем работу в 2 этапа: сегодня мы подготовим листы для наших картин, а в следующий раз будем рисовать саму картину. В конце мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

(Второй этап работы – процарапывание)

-Так с чего же мы начинаем рисовать? (Ребята отвечают)

- Вначале нам нужно наметить контуры всех изображений, нашей планеты и все, что ее окружает (звезды, кометы, спутники итд). Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать, а какие – то не до конца, чтобы показать шероховатость планеты или ее горную поверхность. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали.

Практическая работа

Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться, выбранная вами планета, звезды – все это будут лишь цветовые пятна и только на этапе процарапывания вы покажете форму планет, звезд – все что вы задумали.

Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.

Я покажу вам несколько примерных работ-граттаж, которые вы можете брать за основу, или отталкиваться от них, при выполнении своей работы. (Прохожу по рядам, контролирую)

3. Заключительная часть

Подведение итогов Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

- Посмотрите, благодаря черному цвету и ярким светлым цветам, работа получается наиболее контрастная.

(Вывешиваем работы детей на доске)

]Рефлексия

- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?

- Что такое граттаж?

- Какими инструментами можно работать в этой технике?

- Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы «Земля — планета Солнечной системы» «Земля планета Солнечной системы» (4 класс, О. Т. Поглазова) Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО «Познавательное развитие» по теме «Планеты Солнечной системы» Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы. Задачи: Обучающие: - Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Рисование в технике «граттаж» на тему «Космос» Цель: уточнить представления детей о космосе и космических объектах, познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании,.

Конспект ООД в подготовительной группе «Планеты солнечной системы» Конспект ООД «Планеты солнечной системы» в подготовительной группе. Цель: развитие представления о космическом пространстве через познавательно.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Планеты солнечной.

Конспект занятия для детей средней группы с использованием ИКТ «Путешествие по Солнечной системе» ЗАДАЧИ: 1. Дать детям представление о строении Солнечной системы. 2. Формировать интерес к изучению космоса. 3. Закреплять навыки прямого и.

Мастер-класс для воспитателей «Цветной граттаж»Мастер-класс для воспитателей «Цветной граттаж» Мастер-класс для воспитателей «Цветной граттаж» Воспитатель: Суфьянова З. Э. Цель мастер-класса: познакомить коллег с техникой нетрадиционного.

Презентация к конспекту занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Презентация к конспекту по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Цель: закрепление знаний о Солнечной.

Конспект занятия «Строение Солнечной системы» Тема: Строение солнечной системы. Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация. Цель: систематизировать знания о строении.

Технологическая карта проектирования учебной ситуации по окружающему миру в 4 классе «Планеты Солнечной системы» Технологическая карта проектирования учебной ситуации Автор Кузнецова Екатерина Предмет Окружающий мир Класс 4 Тема Планеты Солнечной системы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшей группы «Цветной граттаж. Планеты солнечной системы»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 17:15
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД