Ольга Овчинникова
Конспект занятия «Декоративная лепка»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая
Интеграция видов деятельности: изобразительная, познавательно-исследовательская.
Форма работы: творческая мастерская
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народного творчества через декоративное украшение филимоновского петушка.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства.
2. Формировать умение выделять характерные элементы филимоновской росписи, декоративного украшения игрушки.
Публикация «Конспект занятия „Декоративная лепка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
3. Учить украшать объемную игрушку способом сложного налепа (кружок в кружке, капелька в капельке, скрутка).
4. Упражнять дошкольников в умении использовать в лепке приемы отщипывание, прищипывание, сплющивание, скатывание, вдавливание, заострение, раскатывание, соединение.
Развивающие: Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному творчеству, аккуратность, желание довести начатое дело до конца.
Предварительная работа:
-рассматривание филимоновских игрушек; Дымковской, Каргопольской
-беседа о народных промыслах;
-рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки;
-чтение стихотворений, загадок;
-лепка филимоновской уточки.
Словарная работа: выставка, мастерская.
Материал: глина, клеенки, салфетки матерчатые, фартуки и нарукавники, схема с показом способа лепки, образцы филимоновских игрушек.
Ход занятия
Этапы НОД Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент Дети и педагог входят в зал.
Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей.
- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
- Гостям очень интересно узнать, с какими же изделиями народного искусства мы с вами познакомились на этой неделе.
Воспитатель включает проектор.
Слайд 1 (дымковские игрушки)
- Назовите отличительные особенности дымковских игрушек.
Слайд 2 (филимоновские игрушки)
-Изделия каких мастеров вы видите?
-Как вы определили, что эти игрушки изготовили филимоновские мастера?
Дети здороваются.
Ответы детей:
С дымковскими, каргопольскими, филимоновскими игрушками.
Ответы детей: Дымковские:
Изготовлены из глины, покрыты белой краской.
Узор составляется из кругов, волнистых линий, прямых линий, точек красных, зеленых, желтых, оранжевых цветов.
-Филимоновские:
Дети описывают характерные особенности филимоновской росписи.
Объясняют, что основные игрушки изготовленные мастерами это курочка, уточка, петушок.
Мотивация детей к деятельности На слайде 3 появляется мигающий конверт, раздается звонок.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо. Узнаем от кого оно?
Слайд 4
На экране фотография мастерицы в народном костюме. Звучит обращение:
«Здравствуйте ребята, я хранитель музея народно-прикладного искусства из Тульской области. В нашем музее готовится к открытию выставка «Филимоновский птичий двор». На выставку приглашены гости из разных стран. Но у нас не хватает экспонатов, мастер готовивший их заболел. Открытие выставки под угрозой!
Я узнала, что вы на занятиях знакомились с филимоновской игрушкой и учились её изготавливать. Ребята, окажите пожалуйста помощь в изготовлении экспонатов. Фото имеющихся игрушек я высылаю.
Дети: да
Постановка детьми цели деятельности Воспитатель:
Ребята, что же делать? Гости из разных стран приглашены, а экспонатов нет.
Слайд 5
На слайде изображены филимоновские курочки, уточки. Третья карточка с вопросом.
Воспитатель:
-Кто догадался, каких экспонатов не хватает для выставки «Птичьего двора»?
Ребята, а ведь у нас есть петушки для птичьего двора! Они готовы, но что мы можем сделать?
Ответы детей:
Помочь хранителю музея, изготовить экспонаты.
Ответы детей:
В музее есть курочки и уточки. Нужно изготовить филимоновских петушков.
Ответы детей: Достаточно: украсить налепом, расписать узорами.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
Самостоятельная
работа детей по апробации способов деятельности
Подведение итогов Воспитатель:
Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти в мастерскую и превратиться в филимоновских мастеров.
Для этого нужно произнести волшебные слова: «Ручками похлопали, ножками потопали. Повернулись, покрутились, в мастеров мы превратились!»
-Вот вы и превратились в мастеров.
Обратите внимание, что наша мастерская состоит из двух помещений.
В первом помещении мы украсим наших петушков способом налепа с помощью цветной глины, а во втором вы нанесете характерную филимоновскую роспись краской.
А чтобы ваша работа выглядела, как работа настоящих мастеров, у вас на столах лежат карточки-подсказки. В зале, где вы будете украшать своих петушков налепом – карточка состоит из трё х подсказок:
Воспитатель показывает карточку, дети объясняют:
Воспитатель:
А во втором зале вам нужно будет расписать своих петушков красками. В этом зале у вас также есть карточки-подсказки.
Уважаемые мастера, надевайте фартуки и нарукавники и занимайте места в мастерской.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся детям, следит за выполнением работы.
По окончании работы детей в первом зале, воспитатель предлагает детям перейти во второй зал мастерской, чтобы они смогли продолжить работу по росписи петушков красками.
Воспитатель также помогает затрудняющимся детям советом.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Очень красивые экспонаты у вас получились, и я думаю, что они займут достойное место на выставке.
Анализ работ:
Рассмотрите петушков, выберите самых красивых.
Вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Чем петушок Максима отличается от петушка Димы?
3. Каким узором украсила своего петушка Даша?
4. Чем мы сегодня с вами занимались?
Рефлексия:
Ребята, если вам понравилось сегодня работать и у вас всё получилось, вы довольны своим результатом, то поставьте на разнос красного цвета своего петушка. А если вы испытывали трудности, не полностью оформили свои работы налепом и расписали красками, то поставьте на зелёный разнос своих петушков.
Воспитатель уточняет, почему дети выбрали ту или иную птичку.
Ребята, ну вот и завершилось наше волшебное превращение в мастеров. Вы были настоящими филимоновскими мастерами.
Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята говорите до свидания гостям.
Дети выходят из зала.
Дети произносят волшебные слова.
Дети:
С помощью налепа вылепить своим петушкам части тела: гребень, клюв и бородку красным цветом, а с помощью скрутки – разделить основные части тела: шею от туловища, туловище от хвоста и туловище от подставки.
Дети:
Украсить можно треугольниками разного цвета (жёлтый, зелёный, красный, ёлочками, спиралькой, зигзагами, солнышком со снежинкой, кружком в кружке, точками и полосками.
Дети подходят к столам, надевают фартуки и нарукавники, рассаживаются за столы.
Ответы детей: Украшали
филимоновских петушков способом налепа и декоративной росписи филимоновских узоров. Были мастерами.
Дети прощаются с гостями