Папки-передвижки

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста

Татьяна Семакина
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста

Муниципальная августовская педагогическая конференция

Тема: «Детское экспериментирование как средство

развития познавательного интереса у детей среднего

дошкольного возраста»

Воспитатель: Семакина Т. Е

Слайд 2

Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему? ”

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Слайд 3

В течение прошедшего учебного года в детском саду решалась годовая задача по развитию познавательного интереса у детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

На слайде вы можете видеть задачи, которые были поставлены нами для познавательного развития детей в средней группе.

Слайд 4

Экспериментально-исследовательская деятельность состояла из следующих блоков педагогического процесса:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Организация предметно-развивающей среды.

5. Совместная работа с родителями.

Слайд 5

На занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности были использованы разнообразные методические приемы: введение сказочного персонажа, показ слайд-презентации, создание игровой проблемной ситуации: как надуть самый большой мыльный пузырь; почему мяч катится, а куб нет; почему нельзя построить дом из сухого песка; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; какой волшебницей может быть вода – растворяет, отражает и другие ее свойства. Все эти вопросы заставляли детей думать, сопоставлять и делать самостоятельные выводы.

Дети от своих открытий испытали большую радость, удивление и даже восторг, которые вызвали у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживалось на всех этапах проведения эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете, об увиденном. Описание исследуемого явления или объекта расширило и пополнило словарный запас воспитанников.

Слайд 6

Процесс исследовательской деятельности проходил в течение всего дня. В свободной деятельности дети использовали для игр песок, воду, вертушки для игры с ветром, рассматривали и исследовали окружающие их материалы и объекты неживой и живой природы.

В подвижных играх в беге на скорость по различной траектории движения, дети, совместно с воспитателем, сделали вывод: побеждает тот, кто бежит по прямой линии, потому что она короче, чем кривая.

Словесные игры: "Найди лишнее?", "Что как звучит" и др. развили у детей внимание, воображение, память, обогатили знания об окружающем мире.

Слайд 7

На прогулке дети закрепляли полученные знания. Например, дети замечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки - превращается в воду. Почему? Пришли в группу начали искать ответы. Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду. Уже самостоятельно определяют качества песка — сухой, влажный и выкладывают формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши»). Наблюдают за явлениями природы, слушают окружающие их звуки. По результатам наблюдений делали зарисовки, элементарные карты-схемы, вели дневник наблюдений.

Тем самым у детей закладывались основы экологической культуры, бережного отношения к природе, осознания ее ценности и уникальности.

Слайд 8

Для создания условий для детского экспериментирования немаловажное значение в развитии детской познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В связи с этим в группе был обновлен и пополнен материалом центр экспериментирования, мы подобрали разнообразное оборудование, емкости, трубочки, лупы, измерительные приборы, компас, бинокль; губка, пенопласт, поролон, и т. д., природный материал (камни, глину, песок, шишки, мох, листья и др., утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы и другие материалы, которые были оформлены в современные пластиковые контейнеры.

Кроме того, был систематизирован дидактический и наглядный материал для проведения занятий с детьми, обновлены каталоги и картотеки игр, опытов, исследований, наблюдений.

Слайд 9

Чтобы работа с дошкольниками была эффективной и системной, необходимо повысить педагогическую компетентность родителей. Для этого были проведены консультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское «почему?» А затем родители вместе с детьми дома проводили занимательные опыты и эксперименты, и изготовили книжки-малышки по результатам своих исследований. В апреле с родителями группы был проведен круглый стол на тему «Любознательность – не порок!», на котором они поделились своими впечатлениями о проведенной с детьми совместной работе.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители продолжают делиться своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Слайд 10

Таким образом, экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Слайд 11

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

«Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется выступление по теме «Эксперимент как средство развития познавательного интереса.

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшей группы» Перспективный план работы по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного.

Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста Тема моего выступления: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В дошкольном.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Цель: - изучить методическую литературу по данной теме;.

Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса» Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса.» Ко многим детям необходимо находить индивидуальный.

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса «Игровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников» Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства пед. работников в области разработки инновационных технологий Введение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 августа 2017 в 19:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД