Екатерина Серякова
Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего выступления: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей : развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Публикация «Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения всех целей.
В своей группе мы создали экспериментальную мастерскую, которую мы вместе с детьми назвали: «Я – исследователь», чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Вместе с детьми и родителями собрали необходимое оборудование и объекты для наблюдений: земля, чернозем, песок, глина, камни и т. д., также разработали тематику мероприятий по экспериментальной деятельности. Работу организовали по трем взаимосвязанным направлениям таким как:
Живая природа. Мы вместе с детьми посадили семена салата, укропа и петрушки в специальные стаканчики. Дети наблюдали за их развитием :
- какое семя быстрее проросло?
- почему?
-какое влияние на развитие растений оказывает человек?
-зависит ли рост растений от погодных условий?
Чтобы установить, почему семя салата проросло быстрее, чем другие растения, мы рассматривали их через лупу, ощупывали.
В процессе проведения исследовательской деятельности формировали экологическую грамотность детей.
Следующее направление моей работы: Неживая природа: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. На этом слайде показан опыт -
«Потечет не потечет?» Наполнили водой стакан до краев. Положили на нее кусок картона и перевернули, придерживая картон. Убедились, что между картоном и кружкой нет зазоров. Убрали руку и посмотрите.
Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.
Опыт «Фильтрование воды». С помощью воронки, ватных дисков, активированного угля очищали грязную воду.
Опыт «Радуга». Поставьте перед собой 4 стаканчика. Они пронумерованы, чтобы не перепутать. Теперь в эти стаканы будем насыпать сахар в 1 стакан 1 столовую ложку сахара, во 2 – 2 ложки, в 3 – 3, и т. д. Затем надо в каждый стакан добавить по 3 столовые ложки воды. Теперь нужно взять чайную ложку и этот сахар хорошенько перемешать. Теперь в каждый стакан нужно добавить пищевые красители разного цвета и снова перемешать. Для этого у вас есть в пакетиках красители.
Сейчас начинается все самое интересное. Возьмём пустой стеклянный стакан и шприц, чтобы аккуратно вливать в него окрашенную воду. И начнем набирать с последнего стаканчика, где находится самый густой сироп. Наберите шприцом из стакана под номером 4 воду полный шприц и аккуратно вливаем в маленький стеклянный стаканчик, потом набираем воду из стакана под номером 3 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга. А получается это из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
И последнее направление: Человек.
1. Человек как живой организм
2. Человек как пользователь природы
На этом слайде показан опыт с надуванием шаров.
Два ребёнка надувают шарики из тонкой резины, а другие из более толстой. Шарики из тонкой резины надувались легко, быстро. А шарики из толстой резины надувались очень тяжело, детям пришлось потрудиться, так как шарики изготовлены из материала разной толщины. В итоге дети усвоили, что резина из которой изготавливают шарики, бывает разная по прочности.
В результате такой системной работы дети научились:
- Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
- Высказывать предположения об ожидаемом результате
- С помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность
- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский