Папки-передвижки

Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Серякова
Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема моего выступления: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей : развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Публикация «Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения всех целей.

В своей группе мы создали экспериментальную мастерскую, которую мы вместе с детьми назвали: «Я – исследователь», чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Вместе с детьми и родителями собрали необходимое оборудование и объекты для наблюдений: земля, чернозем, песок, глина, камни и т. д., также разработали тематику мероприятий по экспериментальной деятельности. Работу организовали по трем взаимосвязанным направлениям таким как:

Живая природа. Мы вместе с детьми посадили семена салата, укропа и петрушки в специальные стаканчики. Дети наблюдали за их развитием :

- какое семя быстрее проросло?

- почему?

-какое влияние на развитие растений оказывает человек?

-зависит ли рост растений от погодных условий?

Чтобы установить, почему семя салата проросло быстрее, чем другие растения, мы рассматривали их через лупу, ощупывали.

В процессе проведения исследовательской деятельности формировали экологическую грамотность детей.

Следующее направление моей работы: Неживая природа: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. На этом слайде показан опыт -

«Потечет не потечет?» Наполнили водой стакан до краев. Положили на нее кусок картона и перевернули, придерживая картон. Убедились, что между картоном и кружкой нет зазоров. Убрали руку и посмотрите.

Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.

Опыт «Фильтрование воды». С помощью воронки, ватных дисков, активированного угля очищали грязную воду.

Опыт «Радуга». Поставьте перед собой 4 стаканчика. Они пронумерованы, чтобы не перепутать. Теперь в эти стаканы будем насыпать сахар в 1 стакан 1 столовую ложку сахара, во 2 – 2 ложки, в 3 – 3, и т. д. Затем надо в каждый стакан добавить по 3 столовые ложки воды. Теперь нужно взять чайную ложку и этот сахар хорошенько перемешать. Теперь в каждый стакан нужно добавить пищевые красители разного цвета и снова перемешать. Для этого у вас есть в пакетиках красители.

Сейчас начинается все самое интересное. Возьмём пустой стеклянный стакан и шприц, чтобы аккуратно вливать в него окрашенную воду. И начнем набирать с последнего стаканчика, где находится самый густой сироп. Наберите шприцом из стакана под номером 4 воду полный шприц и аккуратно вливаем в маленький стеклянный стаканчик, потом набираем воду из стакана под номером 3 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга. А получается это из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

И последнее направление: Человек.

1. Человек как живой организм

2. Человек как пользователь природы

На этом слайде показан опыт с надуванием шаров.

Два ребёнка надувают шарики из тонкой резины, а другие из более толстой. Шарики из тонкой резины надувались легко, быстро. А шарики из толстой резины надувались очень тяжело, детям пришлось потрудиться, так как шарики изготовлены из материала разной толщины. В итоге дети усвоили, что резина из которой изготавливают шарики, бывает разная по прочности.

В результате такой системной работы дети научились:

- Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.

- Высказывать предположения об ожидаемом результате

- С помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность

- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «История вещей» История - одна из увлекательнейших дисциплин. Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательной Активности детей дошкольного Возраста Воспитатель Волощук Елена Владимировна.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Цель: Знакомство.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2017 в 14:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Серякова (УИ 110255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД