Получи документы

История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Валентина Безухова
История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

«История вещей»

История - одна из увлекательнейших дисциплин.

Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете. Самый факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было, завораживает и интригует. Что это за таинственное «давным-давно?» Во что играли дети, когда бабушкина мама была маленькой девочкой? Как тогда одевались? Где спали?

Публикация «История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.

Предметный мир рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием, то есть это

признаки, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека.

Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.

Рассматривая вместе с детьми окружающие предметы, взрослые, как правило, предлагают им упражняться в выделении форм, определении величины, цвета, материала, функции. Вместе с тем суть предмета как продукта творческой мысли человека раскрывается предельно редко. Трудно переоценить важность данной характеристики предметного мира (предмет - творение человеческой мысли) для социального развития, мировидения дошкольников. Осознавая, что вещи создаются и преобразовывают

многими поколениями, ребёнок занимает по отношению к ним общую с другими людьми позицию.

Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта ребенка

ЗАДАЧИ:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений

- активизировать познавательную деятельность детей,

- расширить кругозор детей, побуждать детей к творческой деятельности.

- научить находить нужную информацию.

- создавать атмосферу сотрудничества.

- воспитывать у детей чувство благодарности к тем, кто создал для них жизненно необходимые вещи. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность. Здоровый, нормальный ребёнок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Детям мы неоднократно показываем картинки старинных вещей, прообразов современных вещей, мы показываем их детям и они с интересом сравнивают как они выглядят сейчас.

Начиная работу по ознакомлению детей с историей развития предметов быта, мы преследовали цель раскрытия перед детьми дошкольного возраста удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека.

Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, мы как бы отправлялись в прошлое и мысленно переносились в быт и жизнь людей прошлых веков. Выбор тем для путешествий в прошлое предметов, конечно же, зависел от возраста и возможности показать те или иные предметы.

Какие вещи нас окружают?

Как появился тот или иной предмет?

Что уникального таит в себе мир вещей?

Что говорит энциклопедия о предметах рукотворного мира, о технике?

Почему тот или иной предмет так называется?

Для чего нужны предметы рукотворного мира?

Где и кем были созданы?

Чем отличались старинные предметы от современных?

Из какого сырья изготовляются?

Чтобы заинтересовать детей в истории возникновения предметов, мы провели ряд мероприятий:

• экскурсия в Русскую избу.

просмотр презентации на тему: «История вещей»;

• знакомство с энциклопедией «Прошлое и настоящее предметов»;

В ходе проведения занятий дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о предметах рукотворного мира, о технике, об истории их появления. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Дети смогли сравнить предметы которыми пользовались раньше наши бабушки и дедушки с теми предметами, которыми сейчас пользуются сами дети

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста Р. К. Чугунекова <<Язык-это летопись истории народа>>К. Д. Ушинский Великий педагог К. Д. Ушинский считал:<<. воспитание,если.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Мастер-класс «Ознакомление с окружающим миром как средство познавательной активности детей» Тема моего мастер- класса: «Ознакомление с окружающим миром, как средство познавательной активности детей». «Сколько ценнейшего материала,.

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» План работы по самообразованию воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны 2016 – 2017 г. г. Тема: «Экспериментирование, как средство развития.

План работы по ПДД с детьми в центре развития познавательной активности детей (группа младшего дошкольного возраста) Сентябрь. Целевая прогулка: «Экскурсия по улице». Цель: Знакомство с понятиями «улица», «дорога», уточнить знания о том, где едут машины,.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2017 в 19:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД