Ольга Ассмус
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре семейных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Собственный педагогический опыт
воспитателя муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 122» г. Оренбурга
Ассмус Ольги Владимировны
Идея опыта: образовательная Программа «В месте весело шагать»
реализуется в рамках образовательной области Социально -
коммуникативное развитие старшего дошкольного возраста по
средствам установления детско-родительских отношений в процессе
исследования культурно исторического наследия семьи.
2. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы (далее
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре семейных ценностей» размещена в разделах
Программа)
Дополнительно образовательная Программа «В месте весело шагать»
реализуется в рамках Социально-личностного и познавательно -
исследовательского направлений развитие детей старшего дошкольного возраста
по средствам установления детско-родительских отношений в процессе
исследования культурно исторического наследия семьи.
3 Теоретическая база опыта
В процессе разработки программы была изучено и проанализирована Программа «Из детства в отрочество» авторы: Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
Цель: «состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей». Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Цель Программы «В месте весело шагать» : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре семейных отношений в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов по изучению культурно исторического наследия семьи.
Задачи Программы «Из детства в отрочество» :
• обеспечивать охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие;
• развивать личность ребенка (компетентность, инициативность,
самостоятельность, любознательность, способность к творческому
самовыражению);
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи программы «В месте весело шагать» :
• формировать устойчивый интерес к истории и культуре семьи в
совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и
взрослых;
• развивать познавательную активность детей;
• формировать детско-родительские отношения в коллективные формах
взаимодействия;
• формировать представления о родословной семьи в процессе изучения
истории рода в совместной познавательно-исследовательской
деятельности детей и взрослых (родители, бабушка, дедушка, педагоги).
Содержание Программы «Из детства в отрочество»
Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания детей
рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности, что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).
Содержание Программы «В месте весело шагать» направленно на социально-личностное развитие детей, обеспечивающие культурно-нравственное единение детей и родителей, по возрождению истинных культурных ценностей семьи.
Вывод: Уникальность Программы «В месте весело шагать» состоит в том, что она позволяет в едином воспитательно-образовательном пространстве детского сада объединить усилия и интересы представителей людей разного поколения, где конкретное сообщество детей и взрослых - клуб «В месте весело шагать» -становится средством приобщения дошкольников к культуре семейных отношений. Программа является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально-личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности.
4 Актуальность. По словам английского философа, историка Френсиса
Бэкона любовь к родине начинается с семьи. Шарль Луи де Монтескьё
французский писатель, правовед утверждает, что «Чувство Родины у ребенка
начинается к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Лучшее
средство привить ребенку любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь
была у отца».
5 Новизна. Организация взаимодействия всех участников образовательного
процесса в клубной форме позволяет : передачи старшим поколением и принятию
детьми опыта культурно семейных отношений в процессе совместных интересных
дел; передать в качестве образца ценностного отношения к культурно
историческому наследию в процессе совместной познавательно-исследовательской
деятельности. На паритетных началах нескольких поколений семьи реализовать
потребность ребенка в познание, общение, созидание образцов.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится формирование культуры отношения в детском и детско-взрослом сообществах. Семья влияет на восприятие и усвоение определенной системы норм, ценностей, знаний семейной культуры.
6. Адресность опыта.
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства.
Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 5 до 6 лет, как на отдельных занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников.
7. Трудоёмкость опыта.
Трудности в реализации данного опыта состоят в том, что сам педагог должен хорошо овладеть данными упражнениями, только потом приступить к обучению дошкольников.
8. Технология опыта Цель и задачи
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре семейных отношений в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов по изучению культурно исторического наследия семьи.
Задачи:
• формировать устойчивый интерес к истории и культуре семьи в
совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и
взрослых;
• развивать познавательную активность детей;
• формировать детско-родительские отношения в коллективные формах
взаимодействия;
• формировать представления о родословной семьи в процессе изучения
истории рода в совместной познавательно-исследовательской
деятельности детей и взрослых (родители, бабушка, дедушка, педагоги).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
10. Результативность опыта
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1раз в неделю в клубной форме по 25 мин. Во вторую половину дня каждою среду.
В процессе реализации данной Программы используются следующие формы работы :
• клубная форма «Вместе весело шагать»;
• игра;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• экскурсии;
• Организация выставок;
• развлечения;
• читательские вечера;
• круглые столы;
• досуги.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств: Личностные качества:
• любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о своей
семье (найти интересный факт, фотографию);
• проявляет уважение к людям разных поколений;
• активно включается в познавательно-исследовательскую деятельность по
изучению родословной семь:
• Интересуется новым, неизвестным миром отношений и своим внутренним:
• эмоционально отзывается на красоту родного края;
• Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Интеллектуальные качества
• имеет представление о культуре традициях семьи;
• интересуется событиями прошлого и настоящего своей семьи, задумывается
о его будущем;
• Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу;
• о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях (родословное
древо, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
• об обществе, его культурных ценностях.
• Овладевшей средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Физические:
• проявляет ловкость в играх;
• вынослив при выполнении игровых упражнений;
• активен в организации собственной двигательной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
• Составление
• Родословная книга «Моя семья»
• Проект Книжкин дом
• Семейный альбом группы
• «Герб семьи» поиск и создание
• Праздник клуба «С книгой по жизни»
• Досуг «Семейные традиции»
• Праздник «Семьи любви и верности»