Получи документы

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре семейных ценностей

Ольга Ассмус
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре семейных ценностей

Собственный педагогический опыт

воспитателя муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 122» г. Оренбурга

Ассмус Ольги Владимировны

Идея опыта: образовательная Программа «В месте весело шагать»

реализуется в рамках образовательной области Социально -

коммуникативное развитие старшего дошкольного возраста по

средствам установления детско-родительских отношений в процессе

исследования культурно исторического наследия семьи.

2. Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы (далее

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре семейных ценностей» размещена в разделах

Программа)

Дополнительно образовательная Программа «В месте весело шагать»

реализуется в рамках Социально-личностного и познавательно -

исследовательского направлений развитие детей старшего дошкольного возраста

по средствам установления детско-родительских отношений в процессе

исследования культурно исторического наследия семьи.

3 Теоретическая база опыта

В процессе разработки программы была изучено и проанализирована Программа «Из детства в отрочество» авторы: Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.

Цель: «состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей». Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Цель Программы «В месте весело шагать» : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре семейных отношений в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов по изучению культурно исторического наследия семьи.

Задачи Программы «Из детства в отрочество» :

• обеспечивать охрану и укрепление физического и психического

здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие;

• развивать личность ребенка (компетентность, инициативность,

самостоятельность, любознательность, способность к творческому

самовыражению);

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Задачи программы «В месте весело шагать» :

формировать устойчивый интерес к истории и культуре семьи в

совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и

взрослых;

• развивать познавательную активность детей;

формировать детско-родительские отношения в коллективные формах

взаимодействия;

формировать представления о родословной семьи в процессе изучения

истории рода в совместной познавательно-исследовательской

деятельности детей и взрослых (родители, бабушка, дедушка, педагоги).

Содержание Программы «Из детства в отрочество»

Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания детей

рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности, что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).

Содержание Программы «В месте весело шагать» направленно на социально-личностное развитие детей, обеспечивающие культурно-нравственное единение детей и родителей, по возрождению истинных культурных ценностей семьи.

Вывод: Уникальность Программы «В месте весело шагать» состоит в том, что она позволяет в едином воспитательно-образовательном пространстве детского сада объединить усилия и интересы представителей людей разного поколения, где конкретное сообщество детей и взрослых - клуб «В месте весело шагать» -становится средством приобщения дошкольников к культуре семейных отношений. Программа является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально-личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности.

4 Актуальность. По словам английского философа, историка Френсиса

Бэкона любовь к родине начинается с семьи. Шарль Луи де Монтескьё

французский писатель, правовед утверждает, что «Чувство Родины у ребенка

начинается к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Лучшее

средство привить ребенку любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь

была у отца».

5 Новизна. Организация взаимодействия всех участников образовательного

процесса в клубной форме позволяет : передачи старшим поколением и принятию

детьми опыта культурно семейных отношений в процессе совместных интересных

дел; передать в качестве образца ценностного отношения к культурно

историческому наследию в процессе совместной познавательно-исследовательской

деятельности. На паритетных началах нескольких поколений семьи реализовать

потребность ребенка в познание, общение, созидание образцов.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится формирование культуры отношения в детском и детско-взрослом сообществах. Семья влияет на восприятие и усвоение определенной системы норм, ценностей, знаний семейной культуры.

6. Адресность опыта.

Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства.

Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 5 до 6 лет, как на отдельных занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников.

7. Трудоёмкость опыта.

Трудности в реализации данного опыта состоят в том, что сам педагог должен хорошо овладеть данными упражнениями, только потом приступить к обучению дошкольников.

8. Технология опыта Цель и задачи

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре семейных отношений в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов по изучению культурно исторического наследия семьи.

Задачи:

формировать устойчивый интерес к истории и культуре семьи в

совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и

взрослых;

• развивать познавательную активность детей;

формировать детско-родительские отношения в коллективные формах

взаимодействия;

формировать представления о родословной семьи в процессе изучения

истории рода в совместной познавательно-исследовательской

деятельности детей и взрослых (родители, бабушка, дедушка, педагоги).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

10. Результативность опыта

Формы и режим занятий

Программа реализуется 1раз в неделю в клубной форме по 25 мин. Во вторую половину дня каждою среду.

В процессе реализации данной Программы используются следующие формы работы :

• клубная форма «Вместе весело шагать»;

• игра;

• чтение художественной литературы;

• беседы;

• экскурсии;

• Организация выставок;

• развлечения;

• читательские вечера;

• круглые столы;

• досуги.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств: Личностные качества:

• любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о своей

семье (найти интересный факт, фотографию);

• проявляет уважение к людям разных поколений;

• активно включается в познавательно-исследовательскую деятельность по

изучению родословной семь:

• Интересуется новым, неизвестным миром отношений и своим внутренним:

• эмоционально отзывается на красоту родного края;

• Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Интеллектуальные качества

• имеет представление о культуре традициях семьи;

• интересуется событиями прошлого и настоящего своей семьи, задумывается

о его будущем;

• Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и

принадлежности других людей к определенному полу;

• о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях (родословное

древо, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

• об обществе, его культурных ценностях.

• Овладевшей средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками.

Физические:

• проявляет ловкость в играх;

• вынослив при выполнении игровых упражнений;

• активен в организации собственной двигательной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы

• Составление

• Родословная книга «Моя семья»

• Проект Книжкин дом

Семейный альбом группы

«Герб семьи» поиск и создание

• Праздник клуба «С книгой по жизни»

• Досуг «Семейные традиции»

• Праздник «Семьи любви и верности»

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре семейных ценностей
Опубликовано: 4 октября 2022 в 10:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД